I. Теоретический раздел

группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессиональ- ного обучения, которое состояло из системы педаго- гических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения сво- ей работы. В обучении людей требуется постепенность. Мастер должен быть настолько квалифицированным, чтобы сам мог встать к станку и продемонстрировать наилучшие приемы труда. Если многочисленные уро- ки не помогали, то начинала действовать штрафная система санкций. Она тоже применялась постепен- но — от самых легких наказаний (выговор) до самых сильных (штраф, а затем — увольнение). Такова дис- циплинарная, или штрафная, система, которая допол- нила дифференциальную систему оплаты труда Тей- лора, основанную на принципе индивидуального вклада: больше выработал — больше заработал.

Согласно концепции «достигающего руководите- ля», одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заме- няла «функциональная администрация», состоявшая из восьми узкоспециализированных (выполнявших ка- кую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь админист- рация заранее обязывалась обеспечить его документа- цией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен быть не только тех- ническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, разрешать конф- ликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор счи- тал: прежде чем требовать от подчиненных хорошей работы, администрация сама должна начать трудиться лучше.

Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской про- мышленности.

Где родина научного менеджмента?

10
Если мы наберем в Яндексе имя Ф. Тейлора, мы полу- чим массу ссылок на американского инженера, счита- ющегося основателем научного менеджмента, если же ми попытаемся сделатьтожесименемКароляАдамец-


 

 

Глава История социологии менеджмента на Западе                     

ки, то получим всего 5 — 6 ссылок, из которых несколь- ко касаются наших ресурсов в Интернете. Это, конеч- но,несправедливо.

В статье «Гармонизация как одна из главных основ на- учной  организации»  Адамецки  пишет:

«В марте 1903 года Ф. Тейлор объявил первый раз свои принципы и методы, подтверждая принципиальную мысль, что проблему организации труда можно и должно решать на основе точных научных принципов, а не, как прежде, исключительно на интуиции. Удивительным со- впадением обстоятельств явилось то, что в феврале этого же года я прочитал доклад в Техническом товариществе в Екатеринославе (южнороссийском центре горно-метал- лургической промышленности), в  котором  высказал те же самые мысли и представил в главных чертах методы организации совместной работы. Этот реферат был от- четом о моих первых работах и исследованиях в этом направлении, начатых еще в 1895 года»1.

Из этого следует, что первое представление научного управления было сделано в России польским инжене- ром К. Адамецки на месяц раньше, чем это сделал в США Ф. Тейлор, считающийся основателем научного менеджмента. А если еще учесть, что в 1891 г. Адамец- ки закончил Технологический институт в Петербурге, после чего долго работал на металлургических пред- приятиях Юга России, то этого поляка с полным осно- ванием можно отнести к русским полякам.

К. Адамецки далеко опередил Ф. Тейлора в обобщении своих наблюдений применения научного метода в про- изводстве. Впоследствии, анализируя работы Ф. Тей- лора, он пришел к выводу, что предложения американ- ского инженера по рационализации производства опираются не просто на организационно-экономичес- кие законы, среди которых первейший — закон разде- ления труда, но что сами эти законы имеют всеобщий характер и проявляют свое действие даже в природе. Вот что пишет Адамецки по поводу второго закона экономии (организации):

«Но есть еще один закон природы, а именно закон, ко- торый можно было бы назвать законом концентрации или интеграции. Природа управляется также этим за- коном, неустанно стремясь к экономии.

Клетки  при  выполнении  своих  жизненных  функций делятся и специализируются, благодаря чему общие издержки и потери энергии и средств уменьшаются.   11


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: