Первые труды лауреата Нобелевской премии, выда- ющегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916 — 2001) были посвящены воп- росам подготовки, принятия и реализации управленчес- ких решений. Полагая, что решение представляет собой выбор работником одной из нескольких возможных аль- тернатив поведения, Саймон рассматривал организации как системы, в которых люди являются механизмами, принимающими решения. Существо деятельности управ- ляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключалось, по его мнению, в создании фактических или ценностных предпосылок, на которых основываются ре- шения каждого члена организации.
Первое решение, которое принимает любой член организации, — это решение участвовать или не уча- ствовать в ней. Саймон полагал, что, вкладывая в орга- низацию свой труд или капитал, каждый индивид ис- ходит из того, что удовлетворение, которое он извлечет из этого, будет больше, чем то, которое он мог бы по- лучить, отказавшись участвовать в данной организации. Если, рассматривая вопрос о своем участии в органи- зации, индивид руководствуется личными соображени- ями, то после принятия им положительного решения личные цели постепенно отходят на второй план и подчиняются целям организации. В том случае, когда механизм влияния в организации установлен таким образом, что создает равновесие между побуждением
|
|
и вкладом, при котором все члены организации готовы активно участвовать в ее деятельности, отдавая всю
свою энергию задачам организации, то такая органи- зация имеет, по определению Саймона, высокий мо- ральный уровень. Создание подобного равновесия достигается в процессе идентификации индивида с организацией, и, хотя такая идентификация всегда ограничена прошлым опытом индивида и внешними влияниями, она тем не менее ускоряется посредством поощрения лояльности людей организации. Функция идентификации заключается в создании соответству- ющих условий, стимулов, которые побуждали бы всех членов организации идентифицировать личные инте- ресы и интересы организации и, следовательно, при- нимать нужные для последней решения.
Саймон подробно рассматривал различные состав- ные элементы «механизма влияния», в числе которых важнейшее место отводил авторитету. Также он иссле- довал и другие внешние влияния: обучение, рекомен- Суть концепции Саймона заключается в том, что управляющие должны эффективно использовать все формы внешнего влияния во имя манипулирования личностью работника, трансформации человека в та- кой степени, чтобы он совершал желаемые действия вследствие собственной мотивации, а не под воздей-
|
|
ствием получаемых инструкций.
Авторитет, по мнению Саймона, есть «власть при- нимать решения, направляющие действия других». Возражая против рассмотрения авторитета как «юри- дического феномена», базирующегося на формальных санкциях, он подчеркивал, что человек в организации будет с готовностью принимать приказы вследствие желания обеспечить достижение ее целей и психоло- гической готовности следовать за другими. Саймон подчеркивал необходимость создания таких условий, при которых проявление «категорического авторите- та» может понадобиться лишь для отмены неправиль- ного решения.
В своих работах Саймон пытался соединить докт- рину «человеческих отношений» с системным подхо- дом к организации управления. Он рисовал идеальную схему функционирования организации, в которой де- ятельность всех ее членов мотивируется стремлением внести вклад в эффективность организации вследствие оптимальной идентификации личных и общих целей. Это, по его мнению, сводит необходимость проявления авторитета лишь к внесению корректив, так как при- менение его в виде санкций утрачивает хоть сколько-
Глава История социологии менеджмента на Западе |
нибудь существенное значение. Саймон заявлял, что современное общество придает все больше и больше авторитета «функциональному статусу» и все мень- ше — иерархии. С этой точки зрения члены организа- ции во все большей степени привыкают принимать предложения функциональных специалистов, посколь- ку имеются, с одной стороны, вера в компетентность, а с другой — добрые намерения власть имущих.
Значительное внимание Саймон уделял проблеме связи в организационной системе. Связь определялась им как любой процесс, посредством которого предпо- сылки для принятия решений передаются от одного члена организации к другому. При этом он указывал на двусторонний характер связи: поток информации к центру, где принимаются решения, и передача реше- ний от центра на «периферию». Говоря словами Сай- мона, процесс передачи информации совершается
«латерально (горизонтально) по всей организации». При этом он подчеркивал важность неформальных каналов передачи информации.
Выделяя три этапа коммуникационного процесса: инициация, передача и получение информации, Саймон подробно анализировал помехи, возникающие в процес- се связи. Характер этих помех может быть различным — от предубеждений, различий в статусе, вызывающих искажающее влияние, до географических затруднений и проблем, связанных с обработкой информации.
Сложность обеспечения организационной связи приводит к созданию в большинстве организаций спе- циальных «коммуникационных служб», занимающих- ся сбором, передачей, хранением в организационной
«памяти» (архивах, библиотеках, ЭВМ) внутренней и внешней информации. Также информация распрост- раняется через иерархические каналы, посредством различных циркуляров, инструкций, процедур, совеща- ний. Особое значение Саймон придавал совещаниям и конференциям как методам, позволяющим — посред- ством создания общего организационного языка и об- щей системы отсчета — устранять некоторые из основ- ных барьеров на пути эффективной связи.
Саймон обстоятельно рассматривал различные организационные принципы и математические мето- ды принятия решений. Высоко оценивая их значение, он отрицал возможность допущения «полной рацио- нальности» решений на основе теории выбора в. эконот
мике, теории игр и статистических решений. Уязвимым 59