Глава 1. История социологии менеджмента на Западе

кого внедрения информационной техники, совершен- но по-новому встанут и старые проблемы человечес- ких отношений. Так, например, проблема взаимосвязи между моралью и производительностью труда может просто утратить свое значение. Мораль запрограмми- рованного персонала перестанет быть предметом столь сильной озабоченности, поскольку от него (персонала) будет требоваться меньшая (или иная) производитель- ность труда. Выполнение поддающихся контролю ру- тинных операций не требует от исполнителей большо- го энтузиазма.

Таким образом, если по мере роста автоматизации процесс управления станет все более деперсонализи- роваться, то существенным будет то, чтобы тот или иной индивид строго придерживался рамок предписан- ных ему рутинных функций, а будет ли он хорошим, инициативным работником или нет, — совершенно не важно. Следовательно, организация делится на техни- чески грамотную, образованную и располагающую информацией управленческую элиту и обезличенную массу запрограммированных живых роботов, которых, по мере возможности, следует заменять роботами ки- бернетическими.

По мнению Ливитта, постановка вопроса о перс- пективах развития управленческой деятельности в ближайшие десятилетия приведет специалистов к осоз- нанию необходимости коренных перемен, понимаемых, однако, лишь как организационно-технические моди- фикации. Речь идет о создании при высшем руковод- стве специальных групп экспертов-программистов, в обязанности которых войдет решение текущих внутри- организационных вопросов: специалистов по исследо- ванию операций, математическому программирова- нию, экспертов по ЭВМ. С другой стороны, Ливитт признавал и значительную вероятность качественных изменений в организации деятельности высшего зве- на управления. Он писал, что групповое мышление является своего рода коллегиальностью, которая в будущем будет восприниматься как обычная практика деятельности на высшем управленческом уровне. Вследствие непрерывно возрастающей сложности и комплексности задач, стоящих перед высшим руковод- ством, все острее будет возникать необходимость в принятии групповых решений, что обусловит оконча- тельный уход от традиционного единоначалия. На сме- ну «единовластному главе»  организации придет  «не-


 

большая олигархия». Последняя будет включать в себя лишь ограниченное число лиц и представлять собой расширенного  «единовластного  главу»,  опирающего- ся на группы и подгруппы непосредственно информи- рующих его исследователей и программистов. Опти- мальная структура подобных групп не обязательно будет пирамидальной, более вероятно, что она станет аморфной. В то же время операционные, запрограмми- рованные части структуры должны будут быть четко пирамидальными.

В связи со столь радикальными изменениями в структуре организаций возникает необходимость пере- стройки системы подготовки руководящих кадров с учетом новых перспектив, открывающихся в области управления в связи с применением новых методов и технических средств. Обращаясь к руководителям про- мышленных компаний, Ливитт выдвигал ряд рекомен- даций, способствующих обеспечению перестройки орга- низационной  деятельности  в  свете  новых  требований:

1) руководители промышленных фирм должны уста- навливать тесный контакт с теми научно-исследо- вательскими организациями, которые занимаются вопросами управления;

2) следует проанализировать и переосмыслить дея- тельность собственной организации в свете воз- можностей информационной техники и выявить всех тех специалистов, которые знакомы с ее но- выми направлениями, но находятся вне поля  зре- ния  руководства;

3) необходимо изучить и перестроить некоторые орга- низационно распыленные группы  и  переаттесто- вать специалистов, работающих в различных под- разделениях компаний — в отделе по исследованию операций, организационном отделе, отделе статис- тического анализа и даже отделе кадров. Поскольку в каждом из них могут оказаться такие специалис- ты, знания которых недостаточно известны или не используются должным образом, важно сосредото- чить их для подготовки условий, способствующих применению  новой  информационной  техники.

Однако самым важным шагом, который следует предпринять руководителям, является преодоление внутреннего  психологического  барьера,  поскольку

56   применение  новой  информационной  техники  связано


 

Глава История социологии менеджмента на Западе                               

с необходимостью ломки давно утвердившихся пред- ставлений, взглядов, практик и концепций, без переос- мысления которых невозможно обеспечить перестрой- ку системы организации управления.

Исследования Ливитта и Уислера не только явились первой серьезной реакцией на разработки информаци- онной технологии и проблему применения в управле- нии компьютеров, но и содержали конкретные попытки спрогнозировать воздействие электронно-вычислитель- ной техники на практику управления в будущем.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: