Глава G. Власть и социальный контроль

этого феномена и не пытаются вытеснить друг друга. В современной политологической литературе выделяют как минимум три аспекта (или измерения) власти:

директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечиваю- щее выполнение приказа, директивы. Как раз в этом смысле и говорят о властях предержащих,

т. е. о высшей для данного общества (сообщества) властной инстанции, отдающей обязательные для исполнения приказания;

функциональный аспект, т. е. понимание власти как способности и умения     реализовать функцию обще- ственного управления;

коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть так или иначе реализуется через обще- ние и язык, понятный обеим сторонам.

При этом директивный аспект власти как принуж- дения к исполнению воли приказывающего обычно считается основополагающим12?.

Понятие власти применяется для обозначения либо способности людей (социальных групп, классов) присва- ивать себе волю других людей путем ограничения их свободы (К. Маркс), либо отношений, возникающих в результате, с одной стороны, реализации этой способно- сти, а- с другой — готовности людей подчиняться распо- ряжениям (М. Вебер), либо фактической способности людей, групп, подразделений, отдельных ролевых пози- ций программировать и модифицировать поведение и деятельность других людей на основе системы средств (правовых, экономических, психологических, социокуль- турных, силовых) во имя достижения определенных це- лей. В большинстве концепций власть в организации рассматривается как проявление права или фактичес- кой способности одних людей, прежде всего должност- ных лиц, обеспечивать «повиновение» других людей.

Таким образом, итог властных отношений заклю- чается в том, что одни играют роль руководителей, а другие— подчиненных128. Дадим следующее «рабочее» определение власти в организации: власть — это воз- можность влиять на поведение других.

Априорно предполагается, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей друго- го лица. Вместе с тем влияние (или любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведе-

10*


 

I. Теоретический раздел

ние, отношения, ощущения и т. п. другого индивида) и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способно- стей руководителя. В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Объем власти, которым обладает тот или иной человек в кон- кретной ситуации, определяется также и степенью его зависимости от другого лица: чем она больше, тем могущественнее власть этого лица. Именно поэтому в некоторых ситуациях и подчиненные могут иметь власть над руководителем, зависящим от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с сотрудниками других  подразделений  и  т. п.

Очевидно, что для того чтобы руководить, необходи- мо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Иными словами, функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы. Аме- риканские исследователи в области власти и лидерства Дж. Френч и Б. Равен разработали удобную классифи- кацию основ власти, включающую пять основных ее форм129:

1) власть, основанная на принуждении, предусматри- вает способность наказывать сотрудников за непод- чинение. При этом исполнитель верит, что влияю- щий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению его насущной потребности; например, может заблокировать про- движение  по  службе;

2) власть, основанная на вознаграждении. В данном случае личность получает власть за счет своей воз- можности назначить вознаграждение, а исполни- тель верит, что влияющий имеет возможность удов- летворить насущную потребность или доставить удовольствие;

3) экспертная власть (влияние посредством  высоко- го профессионализма). Как правило, руководители добиваются этого типа власти, благодаря своим ви- димым достижениям: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным зна- нием в  отношении данного  проекта  или  проблемы, и  принимает  на  веру  ценность  этих  знаний;

4) эталонная власть (власть примера). Здесь речь идет о влиянии, основанном на харизме — власти не логики или давней традиции, а силы личных качеств

292  или  способностей  лидерм  Власть  примера,  или  ха-


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: