Глава 6. Власть и социальный контроль

 

Puc. 6.i. Дескриптивная модель действия власти по Д. Картрайту

няющимся поведением) можно наказать или исключить из группы. Инструментального подхода к мотивации власти придерживается, в частности, Дж. Верофф.

Другая точка зрения на мотив власти (ее, в частно- сти, придерживались известные американские психо- логи Д. Маклелланд и Д. Винтер) связана с понятием внутреннего вознаграждения: в этом случае власть выступает не столько средством давления на других людей, сколько источником внутренней гордости, тще- славия, высокой самооценки. Здесь побуждающим на- чалом является желание сделать власть ощутимой для другого, оказать влияние на его поведение. Применяя власть, человек ощущает свое могущество, у него воз- никает чувство уверенности в себе, растет самоуваже- ние и т. п. При этом может измениться восприятие партнера: ему может быть приписана бол-ее зависимая и менее автономная позиция. Имеет место и уменьше- ние значимости партнера, сопровождаемое увеличени- ем психологической дистанции между сторонами.

Придуманный психологами личностный конструкт

«мотив власти» отражает индивидуальные различия властного поведения. Прежде всего между людьми су- ществуют различия в силе стремления к умножению и увеличению источников власти. Даже простое обла-

дание властью— без всякого  ее применения— способ-  297


но приносить удовлетворение. С точки зрения получе- ния удовлетворения от власти, чувство обладания ею более значимо, чем воздействие на других людей. Же- ланными источниками власти могут быть престиж, ста- тус, материальное положение, руководящая должность, возможность контролировать информацию. Так, в рабо- те Д. Винтера (1973) было показано, что у студентов, занимающих какие-либо посты в системе студенческо- го самоуправления, уровень мотивации власти суще- ственно превосходит средний. Высоким мотив власти оказался также у организаторов-добровольцев програм- мы оздоровления жизни в крупном городе, игравшей важную роль в местной политике. Однако у чиновников того же города такой мотив обнаружить не удалось133.

В более поздней версии своей теории Д. Винтер определял социальную власть как способность произ- водить желаемый эффект в поведении или пережива- ниях другого человека. По своей природе человек за- ботится не только о выживании или пище, но и о сохранении власти над окружением. Если она утеря- на, он немедленно спешит ее восстановить. Человек проявляет заботу о сохранении власти посредством своих поступков, к которым могут относиться: а) ак- тивные насильственные действия, направленные на другого человека, например нападение; б) оказание по- мощи, предоставление совета, поддержки, содействия без какой-либо просьбы со стороны другого человека; в) попытка управлять другим человеком; г) попытка по- влиять, убедить, уговорить, подкупить; д) стремление произвести впечатление на другого человека.

Важным может оказаться и то, в какой мере субъект способен учесть собственные источники власти, сред- ства воздействия и мотивы другого человека. Прове- денное Д. Винтером выборочное тестирование обнару- жило сильно выраженный мотив власти у священников, учителей, журналистов и психологов, отличающихся в этом плане от административных служащих, врачей и юристов. И это не случайно: в первых четырех случаях мы имеем дело с ярко выраженными «манипулятив- ными» профессиями, связанными с воспитанием дру- гих людей, влиянием на них и их изменением.

298
У. Шнакерс и У. Кляйнбек (1975) установили, что испытуемые с сильно выраженным мотивом власти активнее ведут себя в «играх с переговорами», ощути- мее влияют на своих партнеров, чаще идут на обман и с  самого  начала  нацелены  на  больший  выигрыш.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: