Глава Б. Власть и социальный контроль

Многие люди считают, что власть реализуется толь- ко в одном направлении: сверху — вниз. Однако власт- ные функции в организации могут осуществляться и по направлению снизу — вверх. В процессе изучения легитимной власти было установлено, что лица, зани- мающие более высокое служебное положение, могут реализовать столько власти, сколько могут принять ее лица, занимающие служебное положение низшего уровня (подчиненные). Отсюда возникает проблема баланса власти. Наличие власти у подчиненных зави- сит от их компетентности, служебного положения, информированности и возможности контролировать значимую организационную информацию.

Таким образом, власть — это форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение других не благодаря выдающим- ся качествам личности влияющего, а посредством ад- министративно-правовых механизмов, таких, напри- мер, как занимаемое положение, должность, место в организации. Система власти включает в себя отноше- ния господства и подчинения, субординации (много- уровневого подчинения) и иерархии. Если авторитет — это прежде всего добровольное подчинение личности, то власть— вынужденное (но не принудительное) под- чинение безличным правилам. Добровольное уважение базируется на внутренней мотивации, признательнос- ти, побуждении, привязанности. Напротив, формаль- ное подчинение власти основано на юридических за- конах, действии социального контроля и санкций. Когда человек имеет дело с авторитетом, он волен подчиняться или не подчиняться ему.  Неподчинение же в системе власти карается и расценивается как отклоняющееся поведение. Иногда власть понимают, как законное право принимать ключевые решения, определяющие поведение людей.

 

Психологические концепции власти

В психологии при объяснении феномена власти главное внимание уделяется ее мотивационной осно- ве. В теории Дж. Уайта власть (в смысле сил, способ- ностей, компетентности) понимается как результат некоторого всеобщего фундаментального мотива. Для Ж. Пиаже и Дж. Уайта компетентность является ре- зультатом функционального  «мотива порождения эф-


фекта», побуждающего субъекта постоянно вступать в спор с окружающим, в том числе и социальным, ми- ром ради усовершенствования своей способности к эффективному действию. Примитивные формы соци- альной власти свойственны человеку, начиная с 2 — 3 лет. Одновременно с этим он приступает к улавлива- нию природы ролей.

Австрийский психолог и психиатр, ученик 3. Фрей- да, основатель «индивидуальной психологии» Альфред Адлер считал центральным принципом своего учения о личности т. н. «волю к власти». Главным источником мотивации он полагал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чув- ства неполноценности, определяющего специфический для человека «жизненный стиль». Согласно его теории, стремлением к совершенству, превосходству и социаль- ной власти субъект пытается компенсировать обуслов- ленный собственной конституцией дефицит власти, вос- принимаемый как недостаточность своих способностей (отсутствие маскулинности у женщин, различного рода телесные несовершенства, зависимость ребенка от взрос- лых) и переживаемый как комплекс неполноценности.

Американский психолог Д. Картрайт создал дес- криптивную модель власти, согласно которой властный мотив служит проявлением универсального стремления обладать средствами удовлетворения своих потребнос- тей и желаний. «Все люди склонны влиять на других и стараются занять влиятельное положение, поскольку стремятся к определенным целям, достижение которых требует использования влияния»'32.

Уже тот факт, что при достижении своих целей и удовлетворении потребностей люди зависят друг от друга, приводит к стремлению употребить власть в том случае, когда другой человек стоит на пути осуществ- ления желаний. Как было замечено, применение вла- сти делает человека более сговорчивым, уступчивым и готовым прийти на помощь, а мотивация власти при- обретает инструментальный характер. Характерным примером подобного инструментального действия вла- сти является ее ролевое использование. От людей, занимающих руководящие позиции в социальных груп- пах и организациях (семья, школа, фирма, армейская служба), ожидают, что они будут заботиться о соблю- дении всеми единых норм поведения. Поэтому статус и выполняемая роль включают источники  (ресурсы)

296 власти,  благодаря  которым  девиантов  (людей  с  откло-


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: