Глава 13. Тендерные аспекты управления

К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и политические перемены сопровождаются общим снижением социального стату- са женщин. Происходит возврат к традиционным тен- дерным ролям252. Однако активное проникновение жен- щин в предпринимательскую деятельность наблюдается в последнее десятилетие и в России. При этом положе- ние россиянок оказывается в каком-то смысле даже бо- лее выгодным, чем положение их западных коллег. На Западе бизнес считался (да и считается) сугубо и тради- ционно мужской епархией, а женщина, решившая занять- ся, к примеру, финансовым менеджментом, осуждалась обществом так же, как и ее гипотетическая российская коллега, вознамерившаяся положить жизнь на добычу угля в шахте или заняться тяжелой атлетикой.

Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе существовала известная квота на присутствие женщин в органах власти253 : в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие жен- щин и мужчин в управлении, в том числе и в управле- нии государством. Мы привыкли видеть женщин на руководящих постах, с детства мы получаем от них «ру- ководящие указания» в детском саду, школе, поликли- нике. Наши мамы и- бабушки были директорами заво- дов и фабрик, школ и ПТУ. На экранах телевизоров мы видели женщин, читающих доклады на очередных съездах и конференциях254.  Кроме того, наши женщи- ны исторически получали отличное образование не только гуманитарного, но и технического профиля. На Западе женщины пришли в бизнес, подавляющее чис- ло позиций в котором уже много лет занимали мужчи- ны (иногда тендерная ситуация в управлении тех лет описывается как «мужской заповедник»). Российская специфика состоит в том, что в нашей стране женщи- ны и мужчины начали заниматься бизнесом одновре- менно. С началом перестройки у нас были компетент- ные руководители — как мужчины, так и женщины, — имевшие опыт управленческой деятельности, одинако- во высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания. Поэтому у мужчин и женщин оказа- лись во многом равные стартовые позиции, и тот факт, что женщины активно занимаются управлением, в принципе никого не шокирует.

Результаты, полученные российской исследова- тельницей Г.Г. Силласте, подтверждают наметивший-


ся рост доли женщин-предпринимателей в общей чис- ленности предпринимательского слоя255 . По данным исследования 1996 г., женщины составляли одну пя- тую часть собственников предприятий и фирм, а так- же лиц, профессионально занятых бизнесом. Как пра- вило, женщинам принадлежат мелкие предприятия, 20% женщин-предпринимательниц заняты производ- ственным бизнесом. 40% обследованных женщин мо- гут быть отнесены к категории «иолупредпринимате- лей», сочетающих собственное дело с работой по найму.

Вместе с тем проникновение женщин в крупный российский бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпри- нимательство продолжает испытывать определенные трудности, обусловленные социально-экономическими факторами, феноменом культурной инерции, сохраня- ющей патриархальные стереотипы256. По мнению А. Чи- риковой, становление женского предпринимательства в России можно назвать процессом, который формиру- ется «снизу»: государство декларирует, но не помогает слабому полу. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, осторожное отношение к ним предпринимателей мужчин, но и не изжитые предрас- судки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях. Лидерство женщин распространяется только на домашнюю сферу, где они управляют мужь- ями как бы из-за их плеча.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, подавляющая часть женщин не желает испол- нять роль исключительно «профессиональной домохо- зяйки, воспитателя в семье» и нигде не работать. Осо- бенно категоричную позицию занимают те, кто имеет высшее или среднее специальное образование. Они не только стремятся быть «на людях», общаться с коллега- ми по работе, но и иметь собственные деньги, быть экономически независимыми от мужей. И это понятно: в случае развода больше всего страдает женщина, по- ложившая на семью всю жизнь и не успевшая сделать приличной карьеры. К тому же дети, которые чаще все- го остаются с матерью, постоянно требуют материаль- ных вливаний.

С  другой  стороны,  по  данным  исследований Г.Г. Силасте, карьера занимает у женщин лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье25?), Соглас-

638 но  данным  опросов,  проведенных  О.  Здравомысловой,


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: