Глава1.Прикладныесоциологическиеисследования

развития: 1) самостоятельную, научно-поисковую роль и 2) служебную, обеспечивающую правильную реали- зацию других разделов программы, функцию. При составлении паспорта с их помощью собирается не- обходимая социальная информация. С помощью экс- пертных оценок, в частности «дельфийской техники», разрабатываются варианты социального развития, строится прогноз, оцениваются результаты внедрения. Конкретные социологические исследования контро- лируют процесс реализации плана, отклонения от за- данных целей, обнаруживают новые проблемы, рас- ширяя горизонты планирования. На предприятии эмпирические исследования должны быть по преиму- ществу локальными, небольшими по объему и срокам проведения,  эффективными.

 

  Отечественные социальные технологии      

Наиболее трудоемким видом прикладного иссле- дования являются социальные технологии. В нашей стране этот термин был введен в научный оборот в начале 1980-х гг. В отличие от традиционного социо- логического исследования, программа и инструмен- тарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность многократного использования отработанных стан- дартных алгоритмов для решения типовых задач со- циального управления, связанных, например, с атте- стацией,  подбором и расстановкой кадров.

Социальная технология проста в употреблении, но сложна в подготовке. На ее создание, даже если оно предполагает всего лишь адаптацию имеющегося опы- та, уходят многие годы. Социальные технологии разли- чаются по трудоемкости, оригинальности, простоте и

доступности,  эффективности,  сфере  применения.  В  клас- сификации  В.В.  Щербины  выделены  два  основных  типа социальных  технологий: 1) технология подготовки ре- шений  (социальная диагностика)  и 2)  технология их реализации. Ко второму типу относятся пермская сис- тема стабилизации трудового коллектива и программа

«Ваше настроение»; к первому — методика «групповой оценки личности», именуемая также моделью оптималь- ного руководителя и включающая технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на руководящую должность.


 

 


Практический раздел

За период с середины 60-х до середины 80-х гг. XX в. заводские социологи накопили значительный опыт решения прикладных задач, возникающих в сфе- ре социального управления. Это и уменьшение теку- чести кадров, и сокращение числа конфликтов, и вне- дрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда, и другие программы, созданные в те годы социологами Тираспольского швейного объединения, производственного объедине- ния «Курганприбор», Днепровского машиностроитель- ного завода, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и многих других предприятий. Широкое распространение получили львовская система «Пуль- сар», днепропетровская система «Внимание», рижская методика выбора мастеров («Сержант»), пермская си- стема стабилизации трудовых коллективов, московская методика программно-целевого управления соци- альным развитием коллектива. Были разработаны все- возможные технологии профориентации школьников, система гибкого графика работы, методы аттестации руководителей, развития самоуправления, укрепления трудовой дисциплины и т. п.

Сложную и вместе с тем оригинальную систему управления дисциплиной разработали социологи Баш- кирского университета, внедрив ее на ряде предпри- ятий Уфы. Тяжесть того или иного нарушения опре- делялась в системе «Сигнал» с помощью экспертного опроса. Так, прогул оценивался в 0,8 — 1,0, а небреж- ное хранение материалов — в 0,2 — 0,4 балла. Каж- дый случай нарушения рассматривался и оценивался на общем собрании первичного коллектива.  Диапазон в три десятые единицы позволял дифференцированно оценивать тяжесть проступка. Если за предыдущие три месяца работник уже имел нарушения, то «цена» но- вого проступка утраивалась. Для управления дисцип- линой была создана система управленческих органов во главе с советом завода по управлению дисципли- ной труда, в рамках которого функционировали четы- ре секции. Так, организационно-техническая секция обеспечивала внедрение новой техники, совершенство- вание организации труда, снабжение сырьем и энер- гией, ритмичность работы, а экономическая отвечала за премирование и стимулирование.

Обсуждение нарушения в первичном коллективе происходило не  позднее,  чем через  сутки  после  его

702  совершения.  Далее информация поступала начальнику


цеха, который был обязан зафиксировать нарушение в цеховом журнале, оформить специальный бланк «Сиг- нала» с информацией о нарушении и принятых мерах, который затем поступал в заводскую информационно- аналитическую подсистему. Раз в неделю заседал цехо- вой совет по дисциплине, на котором рассматривались все случаи нарушений и их причины, принятые меры и проделанная профилактическая работа. Особенность уфимской технологии заключалась в коллективной от- ветственности за дисциплину труда. Бригада несла материальную ответственность за любые нарушения, совершенные ее членами, и компенсировала потери из общей премии. В конечном итоге, число прогулов и опозданий сокращалось в несколько раз.

Таковы лишь некоторые системы социального уп- равления, которые прямо или косвенно можно отнести к социальным технологиям. Они демонстрируют воз- можности и специфику деятельности социолога-при- кладника. В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. создание новых технологий данного класса значительно сокра- тилось, уступив место игротехнике.

 

 Методология практического внедрения

Внедрение представляет собой практическое при- менение и использование научных выводов, сформу- лированных в виде управленческих решений, проек- тов и систем мероприятий. Разработка практических рекомендаций — заключительный этап прикладного исследования и важнейший инструмент социального управления. Ошибочно полагать, что практическое использование результатов научного исследования осуществляется стихийно или нерегулируемо.

Практическое применение полученных в ходе ис- следований результатов базируется на специальной методологии внедрения — особой и очень сложной науке. Исходный пункт внедрения — решение вопро- са о том, кто должен им заниматься: социолог или администратор. На этот счет существует два взгляда. Согласно первому, социолог4 ограничивается сбором информации и формулировкой диагноза сложившего- ся положения, а принятием решений занимается руко- водитель. Второй подход целиком возлагает ответствен- ность за принимаемые управленческие решения на социолога.  За рубежом, в частности, в США принят


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: