Глава 1. Прикладные социологические исследования

достижение успеха — не обязательно для прогноза. В процессе прогнозирования социальные процессы от- ражаются с точки зрения желаемого будущего. Поэто- му считается, что прогнозирование выполняет по от- ношению к планированию функцию обоснования. План, имеющий статус директивно-прикладного, юри- дического документа, представляет собой закреплен- ный в виде рекомендаций и инструкций порядок вы- полнения тех или иных мероприятий с указанием времени, ответственных лиц и т.п.

Для перехода к следующему этапу составления программы — системе практических мероприятий и контролю за их реализацией, необходимо разработать

«дерево управленческих решений» (определить иерар- хию целей). «Дерево решений» предполагает систем- ное описание объекта, включающее выделение зависи- мых и независимых переменных, выдвижение гипотез о причинах и условиях изменений объекта. Здесь пре- дусматривается не только составление по возможности более полного перечня мер (инноваций), но и анализ взаимосвязи практических мероприятий (факторов), их влияния (негативного или позитивного) на социальную ситуацию в коллективе. Например, не составит труда

«решить» проблему текучести кадров, повысив зарпла- ту всем, кто собирается подать заявление об уходе; ана- логичным образом, можно добиться ликвидации конф- ликта, уволив всех его участников. Но решит ли это проблемы? Повышая зарплату увольняющимся (среди которых много не только умелых специалистов, вынуж- денных уйти по объективным причинам, но и просто

«летунов»), мы тем самым стимулируем рост текучести кадров, поскольку оставшиеся работники могут расце- нить увольнение как действенный (если не единствен- ный) способ повысить свой заработок. Важно также, чтобы круг социальных явлений, по поводу которых разрабатываются практические мероприятия, поддавал- ся управленческому воздействию, изменениям.

Социолог, часто выступающий в роли консультан- та по управлению, имеет в своем арсенале целый на- бор специальных методик, с помощью которых он осу- ществляет перевод научных знаний в практические рекомендации и внедряет последние в качестве инно- вационных проектов. «Происхождение таких методик бывает разное: усвоенный опыт других организаций, экспериментально" апробироранные результаты науч- ных  исследований,  собственные  разработки»300.


 

 


Практический  раздел

Подобно тому, как на предшествующей стадии разрабатывалось несколько перспективных вариантов социального развития коллектива, здесь предусматри- вается несколько возможных решений, определяющих наилучшие пути практического достижения целей выбранного варианта развития. В литературе такие решения условно делятся на два класса: устранение негативных (мешающих) факторов и введение позитив- ных, корректирующих факторов. При этом предпочте- ние того или иного типа решений во многом зависит от уровня компетентности руководителей и знания ими социологической проблематики. Практика показыва- ет, что на уровне первичных коллективов более рас- пространены мероприятия, направленные непосред- ственно на борьбу с недостатками, включая стремление избавиться от их носителей.

В частности, для того чтобы решить проблему рас- ширения участия трудящихся в управлении производ- ством, вовсе не обязательно перестраивать организаци- онную структуру. Можно поступить так, как сделали на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. К. Либ- кнехта, создав новую социально-психологическую ин- формационную службу «Ваше настроение». Столкнув- шись с фактами бесхозяйственности, нарушения социалистических законов и т. д., работник предпри- ятия тут же звонил по телефону службы и излагал свою жалобу, предложение, просьбу. Специалисты анализировали информацию и выходили на дирекцию или общественную организацию с запиской о принятии необходимых мер. Заводские средства печати информи- ровали коллектив о принятых мерах. Практическая эф- фективность проводимых мероприятий выразилась в значительном сокращении жалоб, улучшении организа- ции и условий труда за счет реализации предложений грудящихся, улучшения психологического климата.

Социальное проектирование и эксперимент: науч- но обоснованным способом внедрения практических мероприятий является социальное проектирование, выступающее составной частью процесса социально- го планирования. Суть проекта состоит в том, что он является моделью того, какими должны быть соци- альные характеристики намечаемой к построению системы. Проект — это своего рода «неутвержденный план», идеальный набросок того, каким должен быть объект в будущем, предусматривающий, однако, конк- ретную проработку всех деталей.  Проект выражается


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: