Особый интерес представляют, на наш взгляд, так называемые «тренинги личностного роста», первые упоминания о которых появились в начале 70-х гг. XX в. в США в рамках движения раскрытия челове- ческого потенциала. Одним из родоначальников это- го движения по правусчитается А. Эверетт, разрабо- тавший тренинг под названием «Динамика разума» и положивший начало тренингам личностного роста. Позже из этого тренингового направления сформи- ровалась в числе прочих тренинговая программа
«Лайфспринг». Тренинги «Лайфепринг» были нача- ты в 1974 г. и на протяжении ряда лет проводились в США для руководителей и топ-менеджеров крупных национальных и транснациональных компаний и кор- пораций. Позже эта программа стала доступна для широких слоев населения. Имея более чем 25-летний опыт работы на мировом рынке, система обучения «Лай- фспринг» зарекомендовала себя как исключительно эффективная в области командного строительства, лич- ностного роста, оптимизации руководства командой или рабочим коллективом и в особенности — в сфере мак- симально полного раскрытия и активизации незадей- ствованного жизненного, творческого и духовного по- тенциала человека.
|
|
Образовательная модель, предлагаемая в тренин- гах личностного роста, отличается от традиционной тем, что дает знания в ощущениях. Основной фокус тренинга направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром. Большое внимание уделяется работе с лич- ной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях уча- стник может раскрыть и осознать глубинные установки и интерпретации, непосредственно влияющие на ре- зультаты, получаемые им в жизни. Поведение человека
32 СОЦИОЛОГИЯ управления
спонтанно и рождается, исходя из того, что он думает о себе. Для большинства людей вопрос состоит не в том, хочет ли он или она действительно достичь в жизни экстраординарных результатов, а в том, что удерживает их от того, чтобы стать теми выдающимися представи- телями человечества, каковыми они себя считают? Тре- нинг личностного роста уделяет большое внимание изу- чению того, что на самом деле влияет на поведение человека, мотивирует его действия, какой образ мышле- ния порождает те результаты, которые он получает на практике, а какой — те, которые желательны в идеале? Зачастую мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть назва- ны беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в свое время А. Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную ре- альность, не в состоянии воспринимать иную». Мы час- то надеемся на то, что, пользуясь старыми знаниями и опытом, сможем создать нечто новое и экстраординар- ное, забывая при этом, однако, что наше восприятие нового через призму старого сделает это «новое» очень
|
|
похожим на то, что нам уже известно.
Таким образом, тренинги личностного роста — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу жизненного опыта людей, исходя из которых они действуют в своей жизни, создавая тем самым ее результаты; возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения, опираясь на которые люди воспринимают окружающий их мир. Речь идет о тренинге изменений, воспитываю- щем готовность к ним. По мере того как участники тре- нинга осознают, что многие из их представлений устаре- ли и являются контрпродуктивными, у них появляется возможность создать новые мощные, вдохновляющие и эффективные установки, позволяющие им достичь экст- раординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведе- ния и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались. Уникальность тренингов лич- ностного роста заключается в том, что никто не говорит их участникам, как им следует жить: они сами обнару- живают это. Проходя через процесс открытий, участни- ки получают доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемым для создания будущего, не име- ющего ничего общего с прошлым.
Глава 7. Тренинги и центры оценки персонала