Эффективное развитие рыночной экономики тре- бует не только создания конкурентоспособного произ- водства, ориентированного на новые философию хозяй- ствования, принципы и методы управления, внедрение прогрессивных производственных технологий, но и формирования иного экономического менталитета, ос- новой которого является высокий уровень организаци- онной культуры. Указанные обстоятельства обусловли- вают необходимость приобретения руководителями, специалистами и предпринимателями определенных практических навыков, позволяющих обоснованно фор- мировать соответствующий уровень культуры, направ- ленный на развитие духа организации во благо всех заинтересованных сторон. В современных условиях наиболее перспективными формами подготовки специ- алистов являются те, которые базируются на активных методах обучения. Среди них особая роль отводится деловым играм, кейсам и производственным ситуаци- ям, которые позволяют иллюстрировать, обогащать оретический материал, закрепляя его понимание в ходе практической деятельности обучающихся.
|
|
Определение и компоненты деловой игры
Деловые игры — феномен, имеющий множество определений и толкований. В разных языках при опре- делении деловых игр как специфического типа «симу- ляции» используется дифференцированная термино- логия. В английской специальной литературе чаще всего встречается выражение «management games» («managerial games»). Кроме того, англичане пользу-
1006
ются и рядом модификаций, таких, например, как
«business games», «executive games», «decision games»,
«decision exercises», «management decision games»,
«simulation games». В Немецком часто употребляются термины «Planspiele», «Unternehmensspiele», «Betriebs- spiele», «Simulationsmodelle».
В широком смысле деловая игра представляет со- бой разновидность обучающих социальных технологий, метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, соци- ально-психологических и других проблемных ситуаци- ях посредством игры по заданным правилам. Иногда под деловыми играми понимается «метод имитации принятия управленческих решений в различных про- изводственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ». Это определение приводится в Mega Book «Универсальной энциклопедии», расположенной во Всемирной компь- ютерной сети. Там же указывается, что деловые игры
«применяются для обучения, научно-исследовательс- ких целей, выработки управленческих решений»427 .
Некоторые авторы рассматривают деловые игры как виды игрового взаимодействия, связанные с рас- пределением ролей, в ходе которого «проигрывается» та или иная деловая ситуация. В этом случае речь идет о совокупности игровых методов обучения, противопо- ставляемых традиционным обучающим методикам: словесным (лекциям), работе с источниками, нагляд- ным (демонстрации образцов), практическим (экспери- ментам). При этом деловые игры относятся к актив- ным методам обучения (АМО), которые, по оценкам немецких специалистов42 , являются самыми эффек- тивными — с точки зрения выработки практических знаний и умений — образовательными методиками. В общем случае под АМО понимаются методы обуче- ния посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия- дискуссии по проблемам предприятия, а также учеб- но-практические конференции по обмену опытом.
|
|
Продолжая разговор о деловых играх в контексте образовательной парадигмы, стоит отметить, что они представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучаю- щихся. Игра является совокупностью мероприятий, в ходе которых команде обучающихся «игроков» пред-