II. Практический раздел

по другим тестам и профессионально-учебным испы- таниям. «Проективные» тесты призваны дополнить другие данные о человеке: использованные изолиро- ванно, они часто приводят к ошибкам и казусам.

Современная тенденция такова, что в развитой западной практике профессионального тестирования гораздо большее значение имеют не личностные тесты (они хороши для индивидуальной консультативной работы), а объективные тесты общих и специальных способностей, а также профессиональных знаний и умений — тесты интеллекта и тесты достижений. Та- кое положение, безусловно, вызвано не только субъек- тивными (неразвитостью представлений работодателей о возможностях и границах применимости психологи- ческих тестов), но и объективными факторами: реаль- но низким уровнем точности прогноза эффективной работы, который дают даже самые надежные и прове- ренные психологические тесты по сравнению с теста- ми достижений (специальных знаний).

Тесты способностей требуют от испытуемого проявить себя в каких-либо достижениях. Как пра- вило, они подразделяются на: общие тесты дости- жений (в том числе тесты на внимательность, тесты на память, тесты на умение концентрироваться, те- сты на волевые качества; эти тесты служат выявле- нию качеств, являющихся предпосылками любого ум- ственного труда); тесты профессиональных и иных достижений (характеризуют уровень освоения той или иной сферы деятельности); тесты на интел- лект (в том числе общие и специальные тесты на интеллект; имеются в виду тесты на глубину ума (способность проникать в сущность явлений, пони- мать их причины и истоки); широту ума (способность видеть проблему в широком контексте, взаимосвязи с другими явлениями); критичность (стремление под- вергать сомнению достигнутые результаты в целях повышения объективности познания); гибкость (спо- собность переключаться с одной идеи на другую, учитывать различные, в том числе и противополож- ные, точки зрения); быстроту (скорость решения за- дач, способность производить в определенное время большое количество умственных операций, выдви- гать много идей); оригинальность (способность по- рождать новые, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи); пытливость и т.п.); тесты на специфические  способности   (сенсорные  (острота


 

 


Глава 8. Применение тестов в управлении

зрения, восприятие цвета, слух) или моторные (фи- зическая сила, ловкость рук,  быстрота реакции)).

Трагизм российской ситуации заключается в том, что у нас крайне мало оригинальных или адаптирован- ных тестов этого типа. Профессиональные кадровики могут легко столкнуться с псевдотестами (более или менее корректными тестовыми заданиями), ключи и нормы к которым выдуманы, а не получены в резуль- тате дорогостоящих предварительных экспериментов с сотнями испытуемых. Явный признак «халтурки» — применение «сильных выводов» на основании так называемых «сырых» исходных показателей (простого процента правильных ответов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: