Социометрические процедуры

Вторая в классификации по исследуемому объек- ту группа тестов — тесты социально-психологичес- кие. Объект диагностирования (межличностные отно- шения, субъективные оценки общественных явлений) в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, меж- личностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные груп- повые структуры и т.п. Центральное место среди со- циально-психологических методов, используемых в управлении персоналом, занимают социометрические тесты, предназначенные для диагностики эмоцио- нальных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы455 .

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) изменение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометри- ческих позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер группы и

«отвергнутый»; (в) обнаружение внутригрупповых под- систем — сплоченных образований, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры. Основной целью ее является превращение старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразо- вание групп таким образом, чтобы формальная повер- хностная структура как  можно  больше  соответствова- ла глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.


В узком смысле социометрические методы (социо- метрические тесты) представляют собой способы изу- чения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложе- ны в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных  отношений между их членами.

Морено исходил из необходимости создания «сквоз- ной науки», охватывающей все уровни социальной жизни людей и предполагающей не только изучение социальных проблем, но и их разрешение: в его пони- мании, «социономия» (наука об основных социальных законах, изучающая все социальные отношения в це- лом) должна реализовывать себя в «социодинамике» (науке более низкого уровня о процессах, происходя- щих, прежде всего, в малых группах), «социометрии» (системе методов выявления и количественного изме- рения эмоциональных, межличностных взаимоотноше- ний людей в малых группах) и «социатрии» (системе методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью навыков поведения в ма- лых группах).

В трактовке Морено социометрия выступает проек- том социальной науки в целом, основной идеей которо- го является следующее положение; малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмо- циональных (неформальных) отношений, которую воз- можно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения челове- ка зависят от его положения во внутренней, неформаль- ной структуре отношений в малой группе; так, недоста- ток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распре- деляются неравномерно, и такое положение вещей в принципе неустранимо. Структура неформальных груп- повых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур, как в 106 м 2 алых  группах,  так  и  в  обществе  в  целом,  является


 

 

Глава а. Применение тестов в управлении

источником конфликтов, ведет к появлению людей, ли- шенных богатства  эмоциональных  связей.  Таким  обра- зом,  у каждой ситуации есть своя социодинамика:  свои

«звезды» и отверженные, а у каждой группировки — свои лидеры  и люди,  лишенные  взаимности.

Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества могут быть раз- решены путем перестановки  людей  в  соответствии  с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, которую Морено считал не только методом исследования, но и «народной социо- логией», вовлекающей людей в социальное экспери- ментирование. Социометрические процедуры позволя- ют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы. В социометрическом проекте Морено «само человечество становится экс- периментатором, а бывший автократический экспери- ментатор становится одним из миллиардов совместно думающих  участников».

Социометрический метод Морено базируется на пяти  главных  тезисах:

1) человеческие чувства имеют количественное изме- рение  и  выражаются  в  простейших  единицах  —

«теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении  симпатий  и  антипатий  между  людь- ми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью  социометрического  метода;

2) ни один человек не может жить  без  эмоциональ- ных связей с другими людьми, а потому не отдель- ный индивид, а эмоционально  объединенная  груп- па является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа  состоит  из  индивидуальных  атомов  —  от-

. дельных личностей, каждая из которых — ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимо- действие этой личности с другими людьми. Скла- дывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение инди- видов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Структуру этих межличностных отно- шений можно установить с помощью специальных методов  —  «тестов  ролей» —  «психодрамы»  и


 


 

 





1064


«социодрамы»,  выполняющих  оценочные,  диагно- стические  и  терапевтические  функции;

3) в отношениях между людьми действует закон со- циальной гравитации, согласно которому сплочен- ность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональ- на пространственней дистанции между ними. По- этому повысить эффективность групповой деятель- ности можно за счет приближения официальной (формальной) структуры группы к неформальной структуре  взаимных  симпатий;

4) высшие формы коллективных организаций разви- ваются из низших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности дея- тельности организации являются не макроструктур- ные, общеорганизационные преобразования, а воз- действие  на  малые  группы;

5) внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (т.н. «звезд»), тогда как боль- шинство участников оказывается эмоционально обездоленным («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы  еще  больше  усилива- ет эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего науч- ного  метода.

С точки зрения Морено, при проведении социо- метрического исследования важно обеспечить необхо- димую для этого мотивацию его участников. Это тре- бование отражено в правиле адекватной мотивации, согласно которому процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стремящихся не только  добросовест- но выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого  жизненно  важные  для  себя  уроки.

В рамках социометрии можно выделить три  груп- пы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию), т.н. триединая система Морено. Правда, подобное разделение имеет место  лишь  в  теории,  на  практике  все  три  группы


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: