Вторая в классификации по исследуемому объек- ту группа тестов — тесты социально-психологичес- кие. Объект диагностирования (межличностные отно- шения, субъективные оценки общественных явлений) в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, меж- личностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные груп- повые структуры и т.п. Центральное место среди со- циально-психологических методов, используемых в управлении персоналом, занимают социометрические тесты, предназначенные для диагностики эмоцио- нальных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы455 .
Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) изменение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометри- ческих позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер группы и
«отвергнутый»; (в) обнаружение внутригрупповых под- систем — сплоченных образований, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры. Основной целью ее является превращение старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразо- вание групп таким образом, чтобы формальная повер- хностная структура как можно больше соответствова- ла глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.
|
|
В узком смысле социометрические методы (социо- метрические тесты) представляют собой способы изу- чения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложе- ны в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.
Морено исходил из необходимости создания «сквоз- ной науки», охватывающей все уровни социальной жизни людей и предполагающей не только изучение социальных проблем, но и их разрешение: в его пони- мании, «социономия» (наука об основных социальных законах, изучающая все социальные отношения в це- лом) должна реализовывать себя в «социодинамике» (науке более низкого уровня о процессах, происходя- щих, прежде всего, в малых группах), «социометрии» (системе методов выявления и количественного изме- рения эмоциональных, межличностных взаимоотноше- ний людей в малых группах) и «социатрии» (системе методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью навыков поведения в ма- лых группах).
|
|
В трактовке Морено социометрия выступает проек- том социальной науки в целом, основной идеей которо- го является следующее положение; малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмо- циональных (неформальных) отношений, которую воз- можно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения челове- ка зависят от его положения во внутренней, неформаль- ной структуре отношений в малой группе; так, недоста- ток симпатий порождает жизненные трудности.
Эмоциональные привязанности в группах распре- деляются неравномерно, и такое положение вещей в принципе неустранимо. Структура неформальных груп- повых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур, как в 106 м 2 алых группах, так и в обществе в целом, является
Глава а. Применение тестов в управлении
источником конфликтов, ведет к появлению людей, ли- шенных богатства эмоциональных связей. Таким обра- зом, у каждой ситуации есть своя социодинамика: свои
«звезды» и отверженные, а у каждой группировки — свои лидеры и люди, лишенные взаимности.
Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества могут быть раз- решены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, которую Морено считал не только методом исследования, но и «народной социо- логией», вовлекающей людей в социальное экспери- ментирование. Социометрические процедуры позволя- ют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы. В социометрическом проекте Морено «само человечество становится экс- периментатором, а бывший автократический экспери- ментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников».
Социометрический метод Морено базируется на пяти главных тезисах:
1) человеческие чувства имеют количественное изме- рение и выражаются в простейших единицах —
«теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении симпатий и антипатий между людь- ми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью социометрического метода;
2) ни один человек не может жить без эмоциональ- ных связей с другими людьми, а потому не отдель- ный индивид, а эмоционально объединенная груп- па является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа состоит из индивидуальных атомов — от-
. дельных личностей, каждая из которых — ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимо- действие этой личности с другими людьми. Скла- дывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение инди- видов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Структуру этих межличностных отно- шений можно установить с помощью специальных методов — «тестов ролей» — «психодрамы» и
1064
«социодрамы», выполняющих оценочные, диагно- стические и терапевтические функции;
3) в отношениях между людьми действует закон со- циальной гравитации, согласно которому сплочен- ность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональ- на пространственней дистанции между ними. По- этому повысить эффективность групповой деятель- ности можно за счет приближения официальной (формальной) структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий;
|
|
4) высшие формы коллективных организаций разви- ваются из низших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности дея- тельности организации являются не макроструктур- ные, общеорганизационные преобразования, а воз- действие на малые группы;
5) внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (т.н. «звезд»), тогда как боль- шинство участников оказывается эмоционально обездоленным («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще больше усилива- ет эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего науч- ного метода.
С точки зрения Морено, при проведении социо- метрического исследования важно обеспечить необхо- димую для этого мотивацию его участников. Это тре- бование отражено в правиле адекватной мотивации, согласно которому процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стремящихся не только добросовест- но выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого жизненно важные для себя уроки.
В рамках социометрии можно выделить три груп- пы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию), т.н. триединая система Морено. Правда, подобное разделение имеет место лишь в теории, на практике все три группы