Сущность проблемы молодежной занятости

 

Занятость молодежи представляет собой серьезную проблему, носящую долгосрочный характер. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые люди первыми попадают под сокращение и пополняют отряды безработных. 39% всех безработных - молодые люди до 30 лет. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.

Участия в труде 14 - 15 летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. [11]

В возрасте 21 - 24 лет молодежь заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. молодежь занятость безработица социальный

Именно в возрасте 21 - 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринимать существующие в социально-трудовой сфере положение вещей.

Традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшим поколением в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие контингенты молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство фактически сняло с себя обязательства по обеспечению действий этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкрепленный соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства.

Принято считать, что молодежь способна к инновациям. Но ведь привнести новые идеи в деятельность организации могут лишь те люди, которые хорошо знакомы с положением вещей, которые хорошо знакомы с положением вещей, видят все достоинства и недостатки, создавшиеся ситуации. Этого не может сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические познания и широк кругозор. Сегодня в России вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге общеобразовательных учреждений далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии. Необходимо не только идеальное представление о будущей желаемой работе, но и анализ реальной ситуации на рынке труда.

Таким образом, к молодому поколению имеет свои плюсы, но если рассматривать проблему занятости, то негатива проявляется больше. В современных условиях складываются 2 устойчивые тенденции, характеризующие состояние молодежи.

Во-первых, часть молодежи может, и приспособилась к рыночным условиям. Опасность пополнения из их числа незанятого населения существует. Во-вторых, на рынке труда может, и появилась та часть молодежи, которая имеет специальное образование, но лишена рабочих мест.

Безработица в переходной экономике Россия проявляется главным образом в смешанных формах: институционально-маргинальной и структурно-профессиональной. Структурно-циклическую безработицу в основном формируют лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом.

Институционально-маргинальная, или, как ее еще принято называть, социальная безработица, по оценкам экспертов, формируется представителями так называемого неконкурентоспособного населения - лиц в предпенсионном возрасте, женщин и молодежи.

Молодежная безработица в России возникла, не в связи с демографическими факторами, как в развивающихся странах, кризисом перепроизводства, как в развитых странах, и даже не в связи с конкуренцией на рынке труда с более страшим и квалифицированным поколением. [1]

Главная причина - в неэффективной социальной политике, результатом которой явился развал производства, прекращения финансирования многих отраслей, преимущественно тех рабочих мест, которые обеспечивали развитие материального производств, традиционно занимаемых молодежью. Другим немаловажным фактором является также то, что молодые соискатели рабочих мест больше других подвергаются влиянию такого явления, как «Замораживание нового найма на работу», что обычно является первой реакцией компании на спад в экономике: принцип «Последним берем, первым выгоняем» позволяет нанимать их за меньшую плату и легко увольнять. [6]

Все больше безработных становится юношей и девушек, ни дня не проработавших по окончанию школы или специального учебного заведения. В дореформенные времена перед выпускниками вузов и техникумов вообще проблема трудоустройства по специальности не стояла. Наоборот имелась проблема, как уклониться от обязательного государственного распределения и устроится по собственному желанию. Молодежная безработица все более становится хронической. [12]

Хроническая безработица является наиболее социально опасной для молодежи - потеряв работу, молодые люди имеют меньше шансов найти ее вновь. Поэтому с течением времени сокращаются ресурсы потенциального работника, как профессиональных, так и мотивационные; молодые люди постепенно теряют веру в свои силы, вместе с тем у них все более укрепляется иждивенческая позиция, которая продолжает снижать конкурентоспособность на рынке труда.

Можно выделить несколько особенностей молодежной безработицы в России. Во-первых, она возникла не просто вследствие падения производства, а в результате прекращения финансирования ряда его основных отраслей, преимущественного сокращения рабочих мест, обеспечивающих материальное производство, и традиционно занимаемое молодыми.

Во-вторых, по свидетельству Федеральной службы занятости, среди безработных преобладает молодежь, не достигшая 25 летнего возраста.

В связи с ухудшением материального положения населения и понижением возраста трудоустройства, подростки до 18 лет, не имеющие по закону статуса безработных, но фактически таковыми являющиеся составляют не менее 45% от общей численности безработной молодежи. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаще всего - это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. На эту категорию следует обратить внимание, поскольку именно она является источником формирования слоя с «нулевым статусом». Не получив профессионального образования и не будучи включенным ни в какие формы занятости, кроме досуга, этот слой представляет реальную угрозу стабильности общества.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, т.е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность т устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Дискриминация молодых людей на рынке труда - это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской.

Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т.д. Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно определить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования.

Дискриминация - очень сложное явление, на него воздействуют много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований.

Можно выделить несколько видов дискриминаций на рынке труда.

1. Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют). Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

2. Дискриминация при выборе профессий или продвижение по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.

.   Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы.

.   Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться в ограничении доступа к получению образования или профессиональной полготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

Оказавшиеся, в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использовании неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половина молодежи занято неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, приводится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: