Психолого-педагогическое сопровождение подростков склонных к употреблению ПАВ
Характерные особенности поведения подростков, склонных к употреблению ПАВ
Психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на организм и здоровье человека, но и на личностные особенности и поведение подростка. Зависимость у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Она развивается в течение нескольких месяцев, и с самого начала ее развития появляются психические нарушения у детей и подростков – раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Подросток в испуге часто просыпается, становится изнуренным, с повышенной утомляемостью, быстро истощается и устает, периодически испытывает немотивированное состояние тревоги или страха. Часто подросток не может уснуть, у него возникают зрительные галлюцинации. При этом чаще всего несовершеннолетние "видят" различных мелких животных – пауков, змей, крыс или необычные фантастические фигуры, сменяющие друг друга. Зрительные галлюцинации воспринимаются как реальность, попытка спастись бегством, что может привести к тяжелым последствиям, как для подростка, так и для окружающих.
|
|
У подростков гораздо быстрее, чем у взрослых наступает психическая деградация. Их интеллектуальное развитие постепенно снижается и значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии (росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления) - некоторые пристрастившиеся дети и подростки выглядят как маленькие старички.
Они очень трудно поддаются лечению, некоторые отказываются от лечения. В наркологической больнице подростки, склонные к употреблению ПАВ, постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности употребляют алкоголь или принимают психотропные вещества или наркотические средства.
В учебной деятельности, несовершеннолетние начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики. А легальным способом они добыть их не могут, это приводит к криминальным действиям. Отсюда драки, изнасилования, кражи, грабежи.
|
|
Деградация личности проявляется наиболее отчетливо у подростков с аддиктивным (зависимым) поведением. Морально-нравственное огрубение личности, эмоциональное уплощение, примитивизация, сопровождающаяся постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов, нарушением способности критически оценивать окружающее, формируется по времени раньше, чем изменения со стороны памяти и интеллекта.
Механизм воздействия на организм и формирование зависимости.
Кпсихоактивным веществам (далее ПАВ) относят химические препараты и средства, которые при приеме вызывают измененное сознание. Каждый из веществ может вызывать свой эффект – расслабляющий, седативный, успокаивающий, или напротив – возбуждать, веселить и стимулировать повышенную работоспособность. Часто, первые эксперименты с ПАВ кажутся человеку настолько приятными, что он начинает их повторять, а со временем это приводит к болезненному пристрастию. Сначала человек может и не чувствовать никаких особых симптомов, но как только он ощущает патологическое влечение к веществу, начинает развиваться болезнь – зависимость. Современный спектр ПАВ довольно широк и многообразен. Некоторые из них считаются безобидными, и легально продаются, другие официально запрещены законом, и распространяются только на черном рынке, но с точки зрения медицины это не играет никакой роли, ведь любая зависимость проходит ряд общих механизмов и закономерностей, поэтому и лечение и профилактика зависимости от различных ПАВ имеет многочисленные сходства.
Для молодежной среды существуют более распространенные виды ПАВ, к которым можно отнести летучие растворители, алкоголь, опиаты, каннабиоиды и психостимуляторы. Бывают случаи приема семян дурмана, в то время как кокаин или галлюциногены употребляются подростками гораздо реже.
Злоупотребление ПАВ рано или поздно приводит к тому, что появляется сначала психическая, а потом физическая зависимость. Для разных веществ разный срок ее формирования. К примеру, несколько раз употребив опийные наркотики, человек может уже стать зависимым от них, в то время как даже несколько лет злоупотребления спиртным не всегда приводят к зависимости.
Процесс возникновения зависимости от различных ПАВ имеет схожие черты и закономерности. Каждое новое употребление приводит к прогрессированию заболевания, а периоды воздержания наоборот возвращают болезненные ощущения. Патологический процесс формирования зависимости включает в себя три стадии, каждая из которых последовательно заменяет другую: 1) психологическое влечение в ПАВ, 2) проявление физической зависимости, 3) личностная деградация, нравственное падение, соматические нарушения.
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), под зависимостью понимается - болезненный процесс, закономерно проходящий через последовательные стадии и имеющий свое начало и исход. Принятие ПАВ изменяет механизм головного мозга, влияет на чувства и поведение человека в целом. Может привести к полной деградации личности.
Признаки зависимости от ПАВ:
• Сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества;
• Сниженная способность контролировать прием вещества: употребление в больших количествах и дольше, чем намеревалось;
• Безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества;
• Состояние отмены или абстинентный синдром, возникающее, когда прием вещества уменьшается или прекращается;
• Повышение толерантности к эффектам вещества (необходимость повышения дозы);
• Поглощенность употреблением вещества, ради которого происходит полный или частичный отказ от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов;
|
|
• Продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий.
Симптомы возможного употребления ПАВ.
Физические проявления и последствия от ПАВ:
· отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте;
· худеют;
· кожа приобретает серовато-бледный цвет, вялая;
· могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся выглядят, как маленькие старички.
Психические проявления и последствия от ПАВ:
· интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм;
· мышление утрачивает глубину, логичность, последовательность, богатство ассоциаций.
· нарушением способности критически оценивать окружающее,
· не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы.
· быстро прогрессируют нарушения памяти;
· становятся апатичными, ко всему безразличными.
· яркие проявления депрессии, особенно при отмене употребления.
· ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой.
· возможные попытки суицида, в связи с притуплением уровня критичности и не возможности оценить ситуацию адекватно.
Социальные проявления и последствия от ПАВ:
· ослаблением семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов;
· начинают прогуливать занятия;
· грубят учителям и родителям;
· задирают более слабых;
· легко заводят новые знакомства, причем неразборчиво, критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое ПАВ;
· изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики;
· криминальные действия для того, чтобы достать денежные средства.
Возможные крайности в поведении:
1. В одних случаях, наряду с цинизмом, легкой и не знающей удержу возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт.
|
|
2. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию.
3. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы и интересов.
Причины употребления ПАВ.
К основным причинам употребления ПАВ детьми и подростками можно отнести:
1. Социально-экономическая группа причин: а) причины глобального характера (мировая рыночная система); б) традиционные причины, свойственные нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения (военные действия, беженцы, запретно-карательный механизм действия государственных институтов);
2. Причины конституционально-биологического характера - наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями;
3. Социальные причины – это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или не успешность адаптации ребенка в образовательном учреждении;
4. Причины индивидуально-психологического характера:
а) подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам; б) попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
в) стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников; г) аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, повышенную конформность, неустойчивость характера);
д) «протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
е) самодеструктивное поведение;
ж) любопытство;
з) подчинение давлению и угрозам.
Диагностический этап