Коррекционная работа по результатам диагностики ситуации в школе

Направление работы:

· Нормализация межличностных отношений с учителями и учащимися;

· Развитие умения противостоять группе;

· Развитие интеллектуальных способностей через формирование УУД;

· Развитие способности конструктивного разрешения конфликтов.

Предмет коррекции Специалисты Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
Межличностные отношения в школе Классный руководитель; учителя предметники; педагог-психолог; социальный педагог Ребенок родитель Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам»   Прутченков А.С. «Среди людей» тренинг коммуникативных умений Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: мотивация достижения, целостность собственных убеждений и их защита, принятие ответственности за свои действия, способность к планированию предстоящих событий и принятию решений и пр. Нормализация межличностных отношений, обучение навыкам общения и взаимодействия
Развитие умения противостоять группе Классный руководитель; педагог-психолог Ребенок Дереклеева Н.И. «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения» Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: навыки межличностного общения и культурная компетентность, высокая самооценка, наличие цели в жизни, ее осмысленность, позитивное, восприятие личного будущего, высокий уровень когнитивного развития Развитие коммуникативной культуры, умения противостоять группе
Интеллектуальные способности Классный руководитель; учителя предметники; педагог-психолог Ребенок Романова О.Л. «Методика обучения детей и подростков психогигиеническим навыкам» Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: интернальность, высокая самооценка, рефлексия и пр. Умение критически мыслить и принимать ответственные решения, эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, преодолевать состояния стресса, управлять своими эмоциями, избегать неоправданного риска, сопротивляться давлению извне и др.
Конфликтное поведение Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог Ребенок; Родитель; учитель Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: стрессоустойчивость, эффективные копинг-стратегии, юмор и пр. Обучение последовательности решения межличностных конфликтных ситуаций. Способность конструктивно разрешать конфликт
Внеклассная деятельность Классный руководитель ребенок Привлечение к школьным мероприятиям Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: позитивное отношение, мотивация достижения и пр. Повышения интереса к разным видам деятельности

 

Коррекционная работа с ближайшим окружением девиантных подростков (ровесники и семья).

Направление работы:

· Формирование умение продуктивно взаимодействовать с ближайшими родственниками;

· Определение увлечения и хобби с дальнейшим определением внеучебной занятости;

· Нормализация детско-родительских отношений

Предмет коррекции Специалисты Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
Межличностное взаимодействие Классный руководитель; учителя предметники; педагог-психолог Ребенок; родитель Соловов А.Л. «Навыки жизни» программа для подростков 9-12 лет.     Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ подростками (программа подготовки лидеров-сверстников) Внешние: поддержка и помощь семьи, личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: рефлексия, стрессоустойчивость, интернальность, позитивное отношение, ответственность, целостность убеждений и пр. Устанавливать и поддерживать контакт; - осуществлять обмен информацией; - контролировать действия; - понимать партнера по общению; - управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями; - принимать решения в проблемных ситуациях; - владеть навыками продуктивного общения; - владеть навыками поведения в стрессовых ситуациях.   Развить у подростков навыки конструктивного поведения, способствующие их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью (копинг-стратегии)
Внеучебные интересы Классный руководитель; социальный педагог Ребенок Посещение секций, кружков, детских домов творчества, студий и пр. Внешние:  поддержка и помощь семьи, позитивный опыт и пр. Внутренние: мотивация достижения, особенности темперамента и пр. Появление нового увлечения, хобби
Детско-родительские отношения Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог ребенок родитель Бондарева М.Ю. «Связующая нить» программа коррекции детско-родительских отношений     Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» Внешние: личностные достижения, позитивный опыт и пр. Внутренние: высокий уровень когнитивного развития, эмпатия, рефлексия, оптимизм и пр. - установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;  - улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;  - достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;  - выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;  - устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.   Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми


Рефлексивный этап

Определение эффективности осуществляется в ходе оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные функции:

· диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

· отбора - выявление программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПAB;

· коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

· прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Критерии эффективности проделанной работы:

1. Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ;

2. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

3. Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия, оказания социальной поддержке в сложных жизненных ситуациях.

В данном случае показателями оценки эффективности проделанной работы станут:

1. Качественные критерии:

- позитивные изменения в поведении подростков;

- наличие устойчивых интересов и хобби;

-несовершение несовершеннолетними повторных преступлений и антиобщественных действий;

- улучшение психо-эмоционального климата в семьях и классном коллективе;

- отсутствие вредных привычек.

2. Количественные критерии:

- снижение уровня ригидности, тревожности, фрустрации, агрессивности;

- повышение самооценки;

- снижение склонности к девиантному поведению;

- повышение уровня уверенности в себе, самоконтроля, эмоциональной устойчивости;

- повышение уровня познавательной и социальной мотивации;

- повышение уровня коммуникативных умений и социальной компетентности.

Оценка эффективности воздействий происходит с использованием методик диагностического блока, которые использовались при первичном обследовании.



Список литературы

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Валентик Ю.В., Булатников А.Н. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 104 с.

4. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: Руководство для специалистов социальной практики. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 182 с.

5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -64 с.

6. Личко, А.Е. Подростковая наркомания / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М., 1991. - 334с.

7. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 1995. - 470с.

8. Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Методическое пособие для учителя 10-11 классов / Под ред. М.М.Безруких. М.: Просвещение, 2005. 64 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: