Для целей идентификации могут применяться различные методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные и тестовые.
Органолептические методы - это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.
Измерительные методы - это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств измерения.
В зависимости от используемых средств измерения эти методы подразделяют на следующие подгруппы:
физические методы - для определения физических и химических показателей качества с помощью средств измерения (мер, физических приборов, измерительных установок и др.);
химические и биохимические методы - для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок при различных целях идентификационной экспертизы;
микробиологические - для определения степени обсемененности микроорганизмами, наличия некоторых загрязняющих пищевые продукты веществ и т.п. при специальной идентификации на безопасность товара;
товароведно-технологические - для идентификации с целью определения степени пригодности сырья при использовании той или иной технологии и т.п.
Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции. В последнее время эти методы широко применяются и заменяют более дорогостоящие измерительные методы. Указанным методам идентификации присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ этих методов приведен в таблице 1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки органолептических, измерительных и тестовых методов идентификации
Группа методов | Преимущества метода | Недостатки метода |
Органолептические методы | Простота, доступность быстрота, дешевизна | Субъективизм оценки, отсутствие сопоставимых результатов Описательный характер результатов измерений |
Измерительные методы | Объективность Повторяемость сопоставимость и воспроизводимость результатов Выражение результатов в общепринятых единицах измерения | Высокие материальные и временные затраты на измерение (необходимость использования технических средств измерений и продолжительность испытаний) Потребность в квалифицированном персонале и испытательной базе |
Тестовые методы | Объективность, повторяемость, сопоставимость и воспроизводимость результатов | Описательный характер, средние материальные затраты |
Как видно из данных таблицы 1, достоинства тестовых методов значительно приближаются к измерительным, а по простоте проведения они приближаются к органолептическим. Вот почему тестовые методы при идентификации все больше и больше вытесняют измерительные.
Глава 2. Анализ способов фальсификации исследуемой группы товаров