Проблемы в учете, которые можно решить с помощью учетной политики

 

Система налогового учета в ООО "Домостроитель Московской области" является автономной, не связанной с бухгалтерским учетом. Такой способ ведения налогового учета является трудоемким, так как общими между двумя этими видами учета являются только первичные документы.

Если порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, могут применяться учетные формы бухгалтерского учета. Например, в ООО "Домостроитель Московской области" при данном варианте учета могут использоваться регистры учета доходов от реализации, так как и в бухгалтерском, и в налоговом учете порядок группировки доходов почти одинаков. Перед выбором политики компании в области налогообложения необходимо четко выделить сходства и различия требований стандартов (ПБУ) и законодательства бухгалтерского учета и требований Налогового кодекса.

Иными словами, на основе требований законодательств обоих видов учета установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т.д. При таком подходе основная доля операций, отраженных в бухгалтерском учете, будет соответствовать отражению в налоговом учете и участвовать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом следует помнить о том, что сближение налогового и бухгалтерского учета не всегда целесообразно. В связи с этим, прежде чем выбрать тот или иной способ ведения налогового учета, необходимо провести тщательный анализ применения каждого из способов. Например, при применении линейного способа начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете сумма амортизационных отчислений по сравнению с другими способами начисления амортизации уменьшается, а, значит, сумма налога на имущество увеличивается. В этой части необходимо провести расчеты и определить насколько экономически оправданным будет применение линейного способа начисления амортизации.

Основной проблемой, выявленной при анализе учетной политики, является то, что отдельные вопросы, которые должны быть в ней обозначены, на данный момент в ней отсутствуют.

Например, в ней отсутствуют пункты относительно учета материалов, незавершенного производства, не определен размер процентов по кредитам и займам для целей налогообложения.

При проверке у налоговых органов могут возникнуть вопросы об отражении этих моментов в налоговой учетной политике.

Чтобы этого не произошло, необходимо дополнить действующую учетную политику.

В тех пунктах учетной политики, которые будет добавлены, нужно будет определиться со способами учета. При выборе способа учета необходимо исходить из того, как был устроен учет по этим вопросам в предыдущие годы, чтобы не делать необоснованных изменений и не усложнять учет. А также выбор способа учета необходимо делать исходя из целей учетной политики. Возможные цели и подходящие им способы учета представлены в таблицах 3.1-.3.3.

 


Таблица 3.1 Наполнение методического раздела учетной политики в части учета внеоборотных активов

Элементы учетной политики

Цели формирования учетной политики

    Рационализация денежных потоков Снижение трудоемкос-ти учета Формирование привлекательной отчетности Сближение с МСФО
 1. Переоценка основных средств не проводить дооценку, проводить уценку не проводить переоценку проводить дооценку проводить как уценку так и дооценку, в зависимости от изменения рыночной цены
 2. Способ начисления амортизации по основным средствам способ списания по сумме чисел лет, способ уменьшаемого остатка (применять повышающие коэффициенты) линейный способ линейный способ, способ уменьшаемого остатка без повышающих коэффициентов способ уменьшаемого остатка, линейный способ, пропорционально объему продукции
 3. Порядок списания стоимости основных средств, стоимостью менее 40 тысяч рублей единовременное списание если влияние незначительное, то - по усмотрению руководителя, если значительное - то списывать если влияние незначительное, то - по усмотрению руководителя, если значительное - то не списывать не списывать
 5. Способ учета затрат на проведение ремонта основных редств: по фактическим затратам ремонтный фонд по фактическим затратам с использованием счета расходов будущих периодов любой
 7. Способ начисления амортизации по нематериальным активам: линейный способ способ начисления стоимости пропорционально объему продукции линейный способ линейный способ метод уменьшаемого остатка любой

В таблице 3.1 представлено наполнение методического раздела учетной политики в части учета внеоборотных активов, в таблице 3.2 в части учета материально производственных запасов.

 

Таблица 3.2 Наполнение методического раздела учетной политики в части учета материально-производственных запасов

№ п/п Элементы учетной политики

Цели формирования учетной политики

    Рационализа-ция денежных потоков Снижение трудоемкос-ти учета Формирование привлекательной отчетности Сближение с МСФО
 1. Порядок списания ТЗР: упрощенные способы упрощенные способы любой любой
 2. Оценка списываемых материально-производственных запасов По средней себестоимости по средней себестоимости, ФИФО по средней себестоимости ФИФО, по средней себестоимости
 3. Порядок исчисления себестоимости единицы запаса любой себестоимость единицы запаса включает только стоимость запаса по договорной цене(упрощенный вариант) себестоимость единицы запаса включает все расходы, связанные с приобретением запаса любой
 4. Порядок списания отклонения фактической себестоимости от нормативной

на финансовые результаты

пропорционально реализованной готовой продукции и остатком на складе
 6. Оценка приобретаемых товаров по покупным ценам по продажным ценам (для организаций розничной торговли) по покупным ценам по фактической себестоимости приобретения по продажным ценам (для организаций розничной торговли) любой

По остальным вопросам наполнение учетной политики представлено в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 Наполнение методического раздела учетной политики по прочим разделам учета

№ п/п Элементы учетной политики

Цели формирования учетной политики

    Рационализа-ция денежных потоков Снижение трудоемкос-ти учета Формирование привлекательной отчетности Сближение с МСФО
 1. Порядок списания управленческих расходов и расходов на продажу прямое списание на финансовые результаты прямое списание на финансовые результаты распределять между себестоимостью проданной продукцией и остатком на складе любой
 2. Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную любой не переводить не переводить переводить
 3. Способ формирования первоначальной стоимости финансовых вложений затраты на приобретение финансовых вложений признаются прочими расходами затраты на приобретение финансовых вложений признаются прочими расходами суммы фактических затрат включаются в первоначальную стоимость финансовых вложений. любой
 4. Создание резервов по сомнительным долгам

создавать

не создавать не создавать
 5. Создание резервов предстоящих расходов любой не создавать создавать создаются по усмотрению организации
 6. Метод включения дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов единовременное отнесение в состав прочих расходов единовременное отнесение в состав прочих расходов учет в составе дебиторской задолженности с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных средств любой
 7. Порядок признания выручки от выполнения работ с длительным циклом изготовления поэтапно единовременно поэтапно поэтапно

 

Целями учета организации являются снижение трудоемкости учета и рационализация денежных потоков. Помимо применения данных таблиц для определения подходящих способов учета нужно рассчитать экономическую целесообразность использования того или иного способа.

Проведем расчеты, показывающие, как изменение отдельных способов учета может повлиять на суммы налогов и на результаты отчетности. В качестве примера рассмотрим учет основных средств.

В действовавшей в 2011 году учетной политике организации в части учета основных средств были отмечены следующие моменты:

. Стоимость объектов основных средств стоимостью до 40 000 рублей за единицу списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) в момент ввода в эксплуатацию.

. Амортизацию объектов основных средств для целей налогообложения производить линейным способом.

Эти пункты звучат одинаково и в бухгалтерской и в налоговой учетной политике. Что должно быть добавлено в учетную политику в части учета основных средств?

Во-первых, список групп однородных объектов основных средств.

Во-вторых, будет ли производиться переоценка однородных объектов основных средств. В соответствии с п. 1 таблицы 3.1 с целью рационализации денежных потоков необходимо производить уценку основных средств.

В ООО "Домостроитель Московской области" на балансе числятся вычислительная техника и производственное оборудование, подверженное моральному износу. В связи с этим можно производить переоценку основных средств, устанавливая коэффициенты уценки в связи с моральным износом.

Рассмотрим, насколько целесообразно с экономической точки зрения производить уценку основных средств. Отметим, что пример является предполагаемым и в реальном учете цифры могут быть несколько другими, но их порядок останется таким же.

Допустим, что на основании учетной политики, предусматривающей уценку основных средств в связи с моральным устареванием в учете основных средств в марте 2012 года будут сделаны следующие изменения. В связи с моральным устареванием производственное оборудование для формирования пустотных плит СБ-790-1 будет переоценено с коэффициентом уценки 0,9.

В результате этой переоценки будут сделаны проводки, представленные в Таблице 3.4:

 

Таблица 3.4 Проводки в бухгалтерском учете для уценки основных средств

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1.Произведена уценка основных средств: За счет добавочного капитала 2.Произведена уценка амортизации: За счет добавочного капитала  83 02  01 83  148 920 24 820

 

Сумма начисленной амортизации за 1 квартал 2012 года по всем объектам основных средств на общую сумму 3 547 тыс. руб.

Таким образом, стоимость основных средств, которая будет отражена в балансе на 31 марта 2012 года, рассчитывается следующим образом:


44522700 + 455796 - 148920 + 24820 - 3547420 = 41306976 руб.

 

где 44522700 - балансовая стоимость имущества на 31.12.2011 по первоначальным данным;

- предполагаемая первоначальная стоимость приобретенных в 1 квартале 2012 года основных средств (исходя из плана их закупки);

- сумма уценки при переоценке основных средств;

- сумма уценки амортизации при переоценке основных средств;

- сумма начисленной за 1 квартал 2012 года амортизации.

В связи с данными проводками уменьшится сумма затрат, исчисляемых для целей налогообложения для расчета налога на прибыль на сумму амортизации, исчисленной в результате уценки основных средств (на 24820 руб.). Если у предприятия в данном отчетном периоде будет прибыль, то в результате произведенной уценки сумма налога на прибыль увеличится на 20%*24820 = 4964 руб. Сумма налога на имущество при этом незначительно снизится, по приблизительным расчетам на 620 руб. Общий экономический эффект будет отрицательным и составит - 4344 руб.

Получается, что производить уценку основных средств невыгодно для предприятия.

Поэтому в учетной политике предприятия будет отмечено, что переоценка основных средств не производится.

Рассмотрим, как будет меняться балансовая стоимость основных средств, в зависимости от того, какой способ амортизации будет принят в учете. На данный момент в учете принят самый простой линейный способ амортизации, когда стоимость объектов основных средств списывается на расходы равными частями. Согласно п.2 таблицы 3.1 в целях рационализации денежных потоков можно попробовать применять метод уменьшаемого остатка. Применение этого метода приведет к тому, что в текущих периодах стоимость основных средств будет списываться более крупными размерами, чем в последующие периоды. Это снизит налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль. Рассчитаем, насколько произойдет снижение и насколько экономически целесообразна будет смена способа расчета амортизации.

Для расчетов выберем два объекта основных средств, данные о которых представлены в таблице 3.5. Определим для них балансовую стоимость, рассчитав амортизацию линейным методом и методом уменьшаемого остатка.

 

Таблица 3.5 Исходные данные об основных средствах для расчета амортизации

№ объекта Первоначальная стоимость (тыс. руб.) Срок полезного использования (лет) Фактический срок эксплуатации (лет)
1 2400 6 4
2 4900 7 5

 

Произведем расчеты амортизации двумя способами для двух выбранных объектов основных средств. Согласно Главе 25 НК РФ, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Поскольку данные объекты основных средств работают в условиях повышенной сменности, организация вправе применять специальный двойной коэффициент, ускоряющий амортизацию.

Подробнее порядок введения данного коэффициента и условия, необходимые для его применения описаны в ПИСЬМЕ УФНС РФ по г. Москве от 25.04.2011 № 16-12/040322. В ООО "Домостроитель Московской области" все условия, перечисленные в этом письме соблюдаются, и после закрепления нового способа учета амортизации будут подготовлены все необходимы документы, повышающие коэффициент.

Объект 1.

Линейный способ:

-4 год

А= 1/6 * 2400 = 400 тыс. руб. - ежегодная сумма амортизации.

Способ уменьшаемого остатка с повышающим коэффициентом 2:

год. А = 1/6 * 2 * 2400 = 800 тыс. руб., остаточная стоимость = 2400-800 = 1600 тыс. руб.

год. А = 1/6 * 2 * 1600 = 533 тыс. руб., остаточная стоимость = 1600-533 = 1067 тыс. руб.

год. А = 1/6 * 2 * 1067 = 356 тыс. руб., остаточная стоимость = 1067-356 = 711 тыс. руб.

год. А = 1/6 * 2 * 711 = 237 тыс. руб., остаточная стоимость = 711-237 = 474 тыс. руб.

Объект 2.

Линейный способ:

-5 год

А= 1/7 * 4900 = 700 тыс. руб. - ежегодная сумма амортизации.

Способ уменьшаемого остатка с повышающим коэффициентом 2:

год. А = 1/7 * 2 * 4900 = 1400 тыс. руб., остаточная стоимость = 4900-1400 = 1600 тыс. руб.

год. А = 1/7 * 2 * 3500 = 1000 тыс. руб., остаточная стоимость = 711-237 = 474 тыс. руб.

год. А = 1/7 * 2 * 2500 = 714 тыс. руб., остаточная стоимость = 711-237 = 474 тыс. руб.

год. А = 1/7 * 2 * 1786 = 510 тыс. руб., остаточная стоимость = 711-237 = 474 тыс. руб.

год. А = 1/7 * 2 * 1276 = 365 тыс. руб., остаточная стоимость = 711-237 = 474 тыс. руб.

Результаты расчета представим в таблице 3.6.

 


Таблица 3.6 Расчет амортизации линейным методом и методом уменьшаемого остатка

Годы использования Методы начисления амортизации

Объект 1, Первоначальная стоимость 2400 тыс. руб.

Объект 2, Первоначальная стоимость 4900 тыс. руб.

  Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Линейный способ Способ уменьшаемого остатка
2007 х х 700 1400
2008 400 800 700 1000
2009 400 533 700 714
2010 400 356 700 510
2011 400 237 700 365
Остаточная стоимость 1600 474 1300 911

 

Таким образом, если начислять амортизацию способом уменьшаемого остатка, то балансовая стоимость основных средств будет меньше. При этом в первые годы начисления амортизации на затраты списываются большие суммы, а в последующие - меньшие. Соответственно, такой способ учета амортизации перераспределяет нагрузку по налогу на прибыль, уменьшая ее в первые годы работы и увеличивая потом, когда предприятие выходит на уровень окупаемости. Трудозатраты на ведение учета с выбором данного метода амортизации увеличиваются незначительно. В соответствии с этим можно рекомендовать такой метод для учета амортизации основных средств в ООО "Домостроитель Московской области".

Также оптимизировать учет основных средств можно, установив в учетной политике параметры отличия сроков полезного использования комплектующих, входящих в состав основных средств. В ПБУ по учету основных средств сказано, что если объект представляет собой комплекс конструктивно сочлененных частей, сроки использования которых существенно различаются, то их можно учесть как отдельные объекты ОС. Например, часть производственных объектов в ООО "Домостроитель Московской области" имеет в своем составе двигатель, срок службы которого значительно меньше, чем срок службы всего объекта целиком. Стоимость такого двигателя менее 40000 руб. Это позволит не учитывать его в структуре основных средств, если в учетную политику будут введены соответствующие пункты.

Чтобы воспользоваться возможностью учитывать эти части отдельно, нужно отразить в учетной политике, какая разница в сроке полезного использования будет существенной.

Для составления эффективной учетной политики таким же образом необходимо проработать вопросы учета незавершенного производства, материалов, процентов по займам и кредитам и пр.

3.2 Пути совершенствования учетной политики ООО "Домостроитель Московской области"

 

Исходя из выявленных недостатков действовавшей в 2011 году учетной политики, можно отметить несколько основных направлений, в соответствии с которыми нужно совершенствовать учетную политику в 2012 году:

.   Добавление общих положений, описывающих ведение учета.

.   Разработка системы внутреннего контроля за выполнением учетной политики в частности, и ведением бухгалтерского и налогового учета.

.   Установка в качестве основной цели учета экономической целесообразности, включающей в себя минимизацию налогов при условии не сильно возрастающей трудоемкости учета.

.   Добавление необходимых пунктов в соответствии с введением в действие новых законодательных актов по бухгалтерскому учету - ПБУ 22/2010 и Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, утвердившего новые формы отчетности.

.   Добавление в бухгалтерскую учетную политику пунктов об учете основных средств и их амортизации, способе учета материалов и готовой продукции.

.   Добавление в налоговую учетную политику порядка отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам, списка видов затрат, особенностей расчета доходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, порядка расчетов по НДС.

.   Мемориально-ордерную форму учета заменить на журнально-ордерную, которая предусмотрена используемой бухгалтерской программой "1С. Бухгалтерия". Такая форма больше соответствует ведению бизнеса на данном предприятии, так как предприятие увеличило обороты и номенклатуру выпускаемой продукции. А вместе с этим увеличилось и количество проводок. Журнально-ордерная форма ведения учета является более удобной для контроля за правильностью составления отчетности.

.   Добавить в учетную политику положение об учете основных средств, поступивших на безвозмездной основе.

Рассмотрим перечисленные дополнения более подробно. В общие положения, описывающие условия и особенности бухгалтерского и налогового учета, необходимо включить следующие пункты:

.   Ссылку на рабочий план счетов.

.   Определить формы первичных документов, применяемых организацией, являются ли эти формы стандартными или разрабатываются самостоятельно.

.   Обозначить ведение учета в электронном виде в бухгалтерской программе 1С.

.   Сроки проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии.

.   Система внутреннего контроля, которая включает:

    список подотчетных на выдачу денег в подотчет на хозяйственные нужды;

    список материально-ответственных лиц;

    список должностных лиц, имеющих право на получение доверенностей;

    установление права подписи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;

    определение сроков использования доверенности;

    установление срока отчетности по суммам, выданным в подотчет;

    определение лица, ответственного за организацию работ по ведению учета, хранения и выдачи трудовых книжек и исполнительных листов

    порядок контроля за отражением в учете хозяйственных операций.

    порядок контроля за подписью накладных;

    список лиц, имеющих право подписи первичных документов.

Учетную политику для целей бухгалтерского учета также нужно усовершенствовать. Для этого в нее необходимо добавить следующие пункты:

.   Способ учёта приобретения и заготовления материалов: с применением 15 счета или с приходованием сразу на 10 счет

.   Способ учета отпуска материалов в производство:

    по себестоимости каждой единицы;

    по средней себестоимости;

    по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

.   Способ учета коммерческих и управленческих расходов в себестоимости:

    полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;

    в части расходов, имеющих отношение к получению доходов в отчетном году.

.   Решение об учете готовой продукции на счете 40 "Выпуск готовой продукции" или без его использования.

.   Особенности учета основных средств, состоящих из нескольких частей, имеющих разный срок использования.

.   Определение размера существенности ошибки.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить следующие пункты:

.   Учет доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам.

.   Виды и группы затрат.

.   Способ амортизации основных средств в соответствии с расчетами, произведенными в разделе 3.1 дипломной работы.

.   Создание резервного фонда на ремонт основных средств: создавать или нет;

.   Создание резервного фонда на выплату отпускных: создавать или нет;

.   Порядок отнесения процентов по долговым обязательствам и расходам.

.   Как проводить перерасчет налоговой базы в случае обнаружения ошибок в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлых отчетных периодах.

.   Определение лица ответственного за ведение налогового учета в организации.

.   Закрепление в учетной политике факта неприменения ПБУ18/02, так как организация является субъектом малого предпринимательства.

В соответствии с данными пунктами разработаем Учетную политику ООО "Домостроитель Московской области" на 2012 год.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

.   Бухгалтерский учет вести с использованием специализированной бухгалтерской программы 1С "Бухгалтерия" по журнально-ордерной форме в электронном виде. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформлять автоматизировано (ст. 10 Закона № 129-ФЗ).

.   Учетные документы хранить на предприятии в электронном виде, обеспечив их защиту.

.   Бухгалтерский учет вести с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2001г. № 94н. Рабочий план счетов использовать как базовый, представленный бухгалтерской программой 1С "Бухгалтерия".

.   Инвентаризацию основных средств, материалов, товаров на складе в организации проводить ежегодно в декабре. Кроме того, проводить инвентаризацию в случаях, предусмотренных законодательством.

.   Внесение изменений в учетную политику возможно в случае внесения изменений в законодательство РФ, а также существенного изменения условий и видов деятельности, смены собственников.

.   Бухгалтерский учет в организации осуществлять штатным бухгалтером. (П.2 ст. 6 Закона 129-ФЗ).

.   На главного бухгалтера возложить обязанности по организации и обеспечение ведения бухгалтерского учета в полном соответствии с Федеральным Законом от 21.11.96г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

.   Контроль за исполнением настоящего приказа возлагается на директора предприятия.

Приведем разработанные положения бухгалтерской учетной политики на 2012 год рядом с аналогичными положениями учетной политики, действовавшей в 2011 году.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

. Учет основных средств

. Определить лимит стоимости основных средств, подлежащих единовременному списанию на расходы (не амортизируемое имущество) по мере их отпуска в эксплуатацию, в 40000 рублей. Применить бухгалтерскую проводку Дт 20,26 Кт 01. Вести учет таких основных средств за балансом по подотчетным лицам. (п.18 ПБУ 6/01). Для учета основных средств стоимостью до 40000 рублей использовать формы для учета основных средств. учетный политика налогообложение бухгалтерский

. Амортизацию объектов основных средств производить методом уменьшаемого остатка. Для основных средств с повышенным уровнем сменности ввести повышающий коэффициент списания амортизации, равный 2. Подготовить все необходимые документы для подтверждения повышенного уровня сменности. (Было в учетной политике 2011 года - линейным способом).

. При осуществлении расходов на ремонт объектов основных средств фактически проведенные затраты списывать на затраты производства в том месяце, в котором они произведены.

. Ко вновь приобретенным основным средствам применять Классификацию основных средств № 1 от 01.01.2002г. "О классификации основных средств", утвержденную Постановлением Правительства РФ.

. При определении срока эксплуатации объектов основных средств, бывших в употреблении, учитывать срок эксплуатации у предыдущего собственника.

. В случае наличия у одного объекта основных средств нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно, то есть более чем на 12 месяцев, отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

. Затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объектов основных средств учитываются на счете учета основных средств обособленно.(П. 42 Методических указаний по учету основных средств).

. Не проводить ежегодную переоценку основных средств на 1 число отчетного года. (П. 15 ПБУ 6/01, П. 42 Положение по ведению бухгалтерского учета).

. При выбытии остаточную стоимость основных средств формировать на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

1.10 Установить следующие группы однородных объектов основных средств:

·здания;

·сооружения;

·измерительные и регулирующие приборы и устройства;

·вычислительная техника;

·транспортные средства;

·инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь.

2. Учет нематериальных активов

.   Амортизацию объектов нематериальных активов осуществлять линейным способом, объекты, по которым срок полезного использования определить невозможно, а также организационные расходы списывать в течение 20 лет.

.   Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05 - "Амортизация нематериальных активов").

.   Учет МПЗ и материалов

.   Стоимость материальных запасов, списываемых в производство, определять по средней цене группы. (П.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных товаров.)

.   Приобретение и заготовление материалов в бухгалтерском учете отражается с применением счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - для определения фактических затрат по приобретению материально-производственных запасов и отклонений от учетной цены; счета 10 "Материалы" - для учета движения материальных запасов по учетным ценам. При использовании указанных счетов учетная цена материалов доводится до фактической по окончании месяца путем списания разницы в этих ценах со счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на счет 10 "Материалы".

.   Списание стоимости спецодежды, срок эксплуатации которой, согласно норм выдачи не превышает 12 месяцев, производить единовременно в момент ее передачи (отпуска работникам).

.   Организация учета затрат на производство

.   Общехозяйственные расходы собирать по дебету счета 26 и в конце отчетного периода распределять пропорционально выручке от каждого вида деятельности и списывать на счета учета производства.

.   Затраты на производство каждого вида продукции собирать по дебету счета 20 "Основное производство" на отдельных субсчетах.

.   Незавершенное производство оценивать по фактической производственной себестоимости.

.   Готовую продукцию оценивать по фактической производственной себестоимости.

.   Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) осуществлять с применением счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг).

.   Прочие положения

. Коммерческие (издержки обращения), учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу" и управленческие расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы" признавать в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности с отнесением на счет 90 "Продажи". (П. 9 ПБУ 10/99, инструкция по применению плана счетов).

. При определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) использовать метод начислений по "отгрузке".

. Долгосрочную задолженность по заемным средствам в состав краткосрочной при наличии соответствующих условий не переводить, а числить в составе долгосрочной до полного погашения.

. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02) утверждено Приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н не применять (как субъект малого предпринимательства).

Также, поскольку для вывода организации из убыточного состояния в 2012 году планируется поступление необходимых основных средств от партнеров компании на безвозмездной основе, необходимо разработать подробно учет этих операций.

Для достоверного учета основных средств, поступающих в организацию безвозмездно, рекомендуется использовать следующие проводки.

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 91 "Прочие доходы" - на рыночную стоимость основного средства, полученного по договору дарения (безвозмездно) в момент его поступления.

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 10, 23, 25, 60 и др. - на сумму дополнительных затрат по доведению его до состояния, в котором объект пригоден для использования.

Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" - при вводе объекта основных средств в эксплуатацию.

При этом обязательно выполняется условие того, что стоимость объектов основных средств, полученных безвозмездно (за исключением дополнительных затрат на доведение их до состояния, в котором они пригодны к использованию), не подлежит амортизации. Причина такого условия заключается в определении сути амортизации - это способ погашения стоимости основного средства, отнесения расходов на приобретение основных средств в бухгалтерском учете производится посредством их амортизации. При безвозмездном получении основного средства у организации не возникает затрат на их приобретение, таким образом, нет оснований для уменьшения величины финансового результата на сумму их амортизации. Амортизации подлежит только часть стоимости, сформированная организацией при доставке и доведении основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Дебет 23, 25 и пр. Кредит 02 "Амортизация основных средств" - на сумму ежемесячной амортизации, определяемой как частное от деления суммы дополнительных затрат (отраженных ранее бухгалтерской записью Дебет 08 Кредит 10, 23, 25, 60 и др.) на срок полезного использования основного средства.

Дебет 90 "Себестоимость продаж", 91 "Прочие расходы" Кредит 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - включение суммы амортизации в состав расходов.

Приведем разработанные положения налоговой учетной политики на 2012 год.

Учетная политика для целей налогового учета

. Налоговый учет в 2012 году вести с применением регистров налогового учета в программе "1С".

. Ответственным за организацию налогового учета назначить главного бухгалтера организации.

. Выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определить по методу начислений.

. Стоимость объектов основных средств стоимостью до 40 000 рублей за единицу списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) в момент ввода в эксплуатацию.

. Затраты по проведению ремонта списывать на затраты в периоде выполненных работ на основании актов.

. Материально-производственные запасы списывать на затраты по фактической себестоимости.

. Резервы предстоящих расходов не создавать.

. Командировочные расходы оплачивать в пределах установленных норм, для целей налогообложения принимать в пределах установленных норм.

. Резерв по сомнительным долгам не создавать.

. Амортизацию объектов основных средств производить методом уменьшаемого остатка. Для основных средств с повышенным уровнем сменности ввести повышающий коэффициент списания амортизации, равный 2. Подготовить все необходимые документы для подтверждения повышенного уровня сменности.

. При определении срока эксплуатации объектов основных средств, бывших в употреблении, учитывать срок эксплуатации у предыдущего собственника.

. По нематериальным активам применять линейный метод начисления амортизации.

. В составе прямых расходов учитывать следующие элементы:

    Стоимость материальных ценностей, отпущенных непосредственно на производство продукции определенного вида;

    Расходы на оплату труда работников, занятых непосредственно изготовлением продукции определенного вида;

    Начисление на оплату труда работников, занятых непосредственно изготовлением продукции определенного вида в виде единого социального налога и расходов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей пенсии;

    Суммы амортизации по основным средствам, используемым непосредственно для производства продукции (работ, услуг) определенного вида;

    Расходы на оплату работ, услуг сторонних организаций, являющихся непосредственно частью технологического процесса изготовления продукции (работ, услуг) определенного вида;

    Расходы вспомогательных производств на выполнение работ, услуг, потребляемых непосредственно в процессе изготовления продукции (работ, услуг) определенного вида;

Конкретные другие виды расходов, непосредственно относящихся к технологическому циклу изготовления продукции (работ, услуг), - закрытый перечень. Если перечисленные выше виды расходов нельзя отнести к конкретному виду изготавливаемой продукции (работ, услуг), суммы таких расходов, признанных в отчетном периоде, распределять по окончании отчетного периода на прямые расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), суммы таких расходов, признанных в отчетном периоде, распределять по окончании отчетного периода пропорционально общей сумме прямых затрат.

. В состав издержек обращения включаются следующие расходы, связанные с приобретением товара:

    складские;

другие, связанные с приобретением товара и не включаемые в стоимость приобретения товаров.

. В целях покрытия убытков по безнадежным долгам по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности резервы по сомнительным долгам не создавать.

Дополненная новыми пунктами учетная политика на 2012 год в большей степени отвечает требованиям бухгалтерского и налогового законодательства. Также новая учетная политика позволит реализовать цель рационализации денежных потоков при небольшом увеличении трудозатрат на ведение бухгалтерского и налогового учета.

 








Заключение

 

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из иных положений по бухгалтерскому учету и норм МСФО.

Таким образом, основными нормативными документами, регулирующими вопросы составления учетной политики организации, являются Федеральный закон от 21.11.96 № 129 ФЗ "О бухгалтерском учете" и ПБУ, особенно ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Кроме этого закона и ПБУ к регулирующим процесс составления учетной политики нормативным документам нужно отнести Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Дополнительными документами, применение которых нужно обосновывать, являются МСФО и методические указания. При составлении учетной политики для целей налогообложения также следует руководствоваться Налоговым кодексом.

Организация учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией. Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом учреждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Формирование учетной политики, подходящей для целей конкретной организации и удовлетворяющей все потребности пользователей бухгалтерской информации (прежде всего - руководства организации), представляет собой интересный и творческий процесс.

В этом процессе необходимо учесть множество нюансов, которые имеет действующее бухгалтерское и налоговое законодательство.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии.

По результатам анализа учетной политики предприятия можно сделать следующий вывод: налоговая и бухгалтерская отчетность ООО "Домостроитель Московской области" отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Учетная политика ООО "Домостроитель Московской области" сформирована в соответствии с нормативными документами, однако отсутствие некоторых приложений к ней (график документооборота, разработанных типовых корреспонденций счетов) могло привести к возникновению ошибок, нетипичных и неправильных корреспонденций счетов, либо вопросов со стороны налоговых органов при проведении проверки. Поэтому с целью исключения в дальнейшем таких ошибок и налаживания учета, необходимо разработать и внедрить в учетную политику предприятия дополнительные пункты, уточняющие выбранные способы учета. В основном дополнительные пункты касаются особенностей учета амортизации основных средств, учета незавершенного производства, материалов и готовой продукции, а также составления списка прямых затрат и определения способа распределения общепроизводственных затрат.

Кроме того для повышения эффективности учетной политики было предложено разработать систему внутреннего контроля ООО "Домостроитель Московской области".


Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

.   Налоговый кодекс РФ, Главы 21, 25, 30. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122613

.   ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107308

.   Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.99 №43н.

.   Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

.   Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

.   Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально_производственных запасов".

.   ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

.   Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

.   Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

.   Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

.   Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н Часть первая НК РФ.

.   Письма Минфина России от 06.05.2009 № 03A03A06/2/94, от 23.09.2008 №03A03A06/1/539; Письмо ФНС России от 08.04.2009 № ШСA22A3/267.

.   Федеральный закон от 21.11.96 № 129 ФЗ "О бухгалтерском учете".

.   Постановление от 17.06.2008 № Ф09A4302/08AС3.

.   Постановления ФАС Московского округа от 26.12.2008 № КАAА40/12250A08, от 25.09.2006 № КАAА40/8766A06.

Литература

.   Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.Г.Жулина, Н.А.Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010

.   Аудит, РогуленкоТ.М., Пономарева С.В.- М.: Кнорус, 2010

.   Аудит, Суйц В.П., Ситникова В.А. 2-е изд., стер.: учебное пособие - М.: Кнорус, 2010

.   Баранов П.П., Залышкина Т.А. Процедура формирования учетной политики // Аудитор/12, 2006, с.19-23, 0,5 п.л.

.   Бухгалтерский учет. Учебник. Керимов В.Э. 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010

.   Бухгалтерский учёт /под ред. д.э.н. проф. А.Д. Ларионова - М.: ГРОСС ГБ БУХ М. - 2000 г. - 654 с.

.   Воронина Л.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособ. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.   Залышкина Т.А. Технология формирования учетной политики // Налоги и финансовое право №10/2006, стр.48-65, 1 п.л.

.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,2009

.   Лытнева Н.А. Ьалявкина Л.И. Федорова Т.В. Бухгалтерский учет. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006 г.

.   Кондраков И.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие, 5-е изд. - М.: ИНФРА М, - 2006 - 717 с.

.   Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - М.: Издательство "Бухгалтерский учет". - 2004. - 368 с.

.   Основные средства. Т.Л.Крутякова. "АйСи Групп", 2009

.   Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2005. - 255 с.

.   А.М.Рабинович "Учетная политика 2011"// Конференцзал, №1, 2011

.   Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие, 10-е изд. перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2010

.   Учет и налогообложение основных средств. О.В.Агабекян, К.С.Макарова. "Налоговый вестник", 2009

.   Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2006.

.   Шишкин В.Ю. Бухгалтерский учет финансовых вложений. Комментарий к ПБУ 19/02 // Главбух, № 3, февраль 2008 г

.   Н.Н. Шишкоедова "Пора подумать об учетной политике! Часть 1" // Советник бухгалтера. 2009. N 12(60). С. 15 - 43

.   Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учеб. пособие. - М.6 ИКЦ "ДИС", 2006. - 528 с.

 


Приложение 1

 

Бухгалтерский баланс за 2010 год, актив

Актив Код НИ/стат На начало отчетного На конец отчетного
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Нематериальные активы 110/110 - -
Основные средства 120/120 122 240 52 440
Незавершенное строительство 130/130 650 650
Доходные вложения в материальные ценности 135/135 - -
Долгосрочные финансовые вложения 140/140 -  
Отложенные налоговые активы 145/145 - -
Прочие внеоборотные активы 150/150 - -
Прочие внеоборотные активы - расшифровка (строки 151-189)      
ИТОГО по разделу I 190/190 122 890 53 090
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 210/210 1 078 796
в том числе:      
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211/211 947 684
расходы будущих периодов 216/216 131 112
прочие запасы и затраты 217/217 - -
Прочие запасы и затраты - расшифровка (строки 218-219)      
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220/220 - -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230/230 - -
в том числе:      
покупатели и заказчики 231/231 - -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240/240 537 874
в том числе:      
покупатели и заказчики 241/241 105 588
Краткосрочные финансовые вложения 250/250 - -
Денежные средства 260/260 2713 2920
Прочие оборотные активы 270/270 - -
Прочие оборотные активы - расшифровка (строки 271-289)      
ИТОГО по разделу II 290/290 4 328 4 590
БАЛАНС 300/300 127 218 57 680

Бухгалтерский баланс за 2010 год, пассив

Пассив Код НИ/стат На начало отчетного года На конец отчетного периода
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ      
Уставный капитал 410/410 10 10
Собственные акции, выкупленные у акционеров 415/411 ( -
Добавочный капитал 420/420 3 008 4 446
Прочие показатели резервного капитала - расшифровка (строки 433-469)      
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470/470 -46 822 -30 025
Целевое финансирование 480/480 - -
ИТОГО по разделу III 490/490 -43 804 -25 569
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Займы и кредиты 510/510  170027 82 534
Отложенные налоговые обязательства 515/515 617 -
Прочие долгосрочные обязательства 520/520 169410 82534
ИТОГО по разделу IV 590/590 170027 82 534
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Займы и кредиты 610/610 - -
Кредиторская задолженность 620/620 991 711
в том числе:      
поставщики и подрядчики 621/621 83 143
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 625/623 - 32
задолженность по налогам и сборам 626/624 884 510
прочие кредиторы 628/625 24 26
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630/630 4 4
ИТОГО по разделу V 690/690 995 715
БАЛАНС 700/700 127 218 57 680
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах 910/910    
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920/920    
Обеспечение обязательств и платежей выданные 960/960    
Прочие ценности, учитываемые на забалансовых счетах      
Прочие ценности, учитываемые на забалансовых счетах - расшифровка (строки 1000-...)      

Приложение 2

 

Отчет о прибылях и убытках за 2010 год

Показатель

За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование код НИ/стат    
Доходы и расходы по обычным видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010/010 14 577 13 834
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020/020 -34 283 -45 133
Валовая прибыль Коммерческие расходы 029/029 030/030 -19 706 -31 299
       
Управленческие расходы 040/040 -8 606 -10 320
Прибыль (убыток) от продаж 050/050 -28 312 -41 619
Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению 060/060 399 214
Проценты к уплате 070/070 -4785 -4 490
Доходы от участия в других организациях 080/080 -  
Прочие доходы 090/090 70244 569
Вписываемые показатели (строки 91-99)      
Прочие расходы 100/100 -67571 -1 496
Вписываемые показатели (строки 110-119)      
Прибыль (убыток) до налогообложения 140/140 -30 025 -46 822
Отложенные налоговые активы 150/141 -  
Отложенные налоговые обязательства 160/142 -  
Текущий налог на прибыль 170/150 (  
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190/190 200/200 -30 025 -46 822
СПРАВОЧНО      
Постоянные налоговые обязательства (активы)      
Базовая прибыль (убыток) на акцию 201 - -

 


Приложение 3

 

Утверждаю ___________

Зав. Профилирующей кафедры

____________________Ф.И.О.

__________________личная подпись

Задание

На дипломную работу

Студента___________________________________________________

Тема: Учетная политика - основа организации бухгалтерского учета на примере ООО "Домостроитель Московской области".

Исходные данные к работе: Первичные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского и налогового учета,

 

Содержание дипломной работы:

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела 100%
1 Глава 1. Нормативно-правовая база, регулирующая учетную политику Анализ нормативно-правовой базы, используемой при составлении учтенной политики 37
1.1 Учетная политика: основные понятия и принципы ее формирования Сущность и роль учетной политики в эффективной работе предприятия. Основные понятия, используемые при составлении учетной политики. 18
1.2 Нормативное регулирование учетной политики Законодательные основы для составления учетной политики 10
1.3 Особенности учетной политики для целей налогообложения Положения Налогового кодекса, используемые для составления учетной политики. Учетная политика для целей налогообложения. 9
2 Глава 2. Учетная политика в ООО "Домостроитель московской области" Анализ экономического состояния и учетной политики ООО "Домостроитель московской области". 29
2.1 Краткая характеристика ООО "Домостроитель Московской области" Основы работы и виды деятельности предприятия, кадровая политика и организация бухгалтерского учета. 6
2.2 Экономическая характеристика предприятия Анализ показателей баланса и отчета о прибылях и убытках организации. Анализ рентабельности и ликвидности предприятия. 9
2.3 Основные положения и особенности учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете предприятия Анализ учетной политики для бухгалтерского и налогового учета за 2011 год. Анализ системы налогообложения ООО "Домостроитель московской области". 15
3 Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики в ООО "Домостроитель Московской области" Разработка рекомендаций по улучшению учетной политики, разработка новой учетной политики. 34
3.2 Проблемы в учете, которые можно решить с помощью учетной политики Анализ проблем в действующей учетной политике предприятия. 18
3.3 Пути совершенствования учетной политики ООО "Домостроитель Московской области" Разработка рекомендаций по совершенствованию учетной политики, разработка новой учетной политики для бухгалтерского и для налогового учета. 16

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: