Аудит учета труда и его оплаты в ОАО «Крымский консервный комбинат»

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации.

Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятия.

В ОАО «Крымский консервный комбинат» применяют централизованную систему бухгалтерского учета. Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать компьютерную технику.

Для осуществления контроля за учетом расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Крымский консервный комбинат» была проведена аудиторская проверка. При проведении аудита труда и расчетов по его оплате использовались следующие методы:

· инвентаризация имущества и обязательств предприятия;

· обзор неопределенных обязательств, то есть выявление будущих обязательств, являющихся результатом предыдущей хозяйственной деятельности;

· контрольные обмеры объемов выполненных работ;

· контрольный запуск сырья для установления обоснованности норм выработки;

· экспертиза для установления норм естественной убыли и брака;

· оценка системы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда персонала.

При проверке расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен установить:

· какие формы и системы оплаты труда используются на предприятии;

· имеется ли Положение об оплате труда работников и коллективный договор;

· списочный и среднесписочный состав работников и другие вопросы.

Для исследования состояния внутреннего контроля и системы учета труда и его оплаты на ОАО «Крымский консервный комбинат» было проведено тестирование (таблица 12).

Таблица 12

Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля учета труда и его оплаты

№ п/п

Содержание вопроса

Ответы

Состояние учета и контроля

Да Нет
1 2 3 4 5
1. Имеется ли на предприятии Положение об оплате труда   - Все вопросы по организации труда и его оплаты изложены в коллективном договоре
2. Проверяется ли списочный состав работников +   Ежемесячно при начислении заработной платы
3. Проверяется ли правильность подсчета среднесписочной численности работников +   Ежеквартально при начислении налога на муниципальную милицию
4. Проверяется ли по существу начисленная оплата труда (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ)   - Внутренний контроль по данным документам не осуществляется
5. Проверяется ли штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию     Только главным бухгалтером
6. Проверяется ли правильность удержания из заработной платы   - Ведутся налоговые карточки, но доступа к ним инвентаризационной комиссии нет.
7. Проверяется ли правильность использования тарифных ставок и должностных окладов при начислении оплаты труда +   Лицевые счета работников доступны для проверки
8. Проверяется ли обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных +   На основании Приказов директора согласно Коллективного договора
9. Достоверны ли первичные документы по учету труда и его оплаты +   Табель учета рабочего времени для ИТР и для контролеров-поставщиков при выборочной проверке
10. Нет ли случаев включения в табель вымышленных лиц   - Табель учета рабочего времени для ИТР и для контролеров-поставщиков при выборочной проверке
11. Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок   + Табель учета рабочего времени для ИТР и для контролеров-поставщиков при выборочной проверке
12. Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета +   Лицевые счета, налоговые карточки Ф1-НДФЛ, расчетно-платежная ведомость, Ж-О №10
13. Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы +   Бухгалтерские проводки по сч. 70 составлены верно, при выборочной проверке
14. Сопоставляются ли записи аналитического учета по счетам 70, 76 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной платы с записями в Главной книге +   Ежеквартально перед составлением бухгалтерского баланса

 

Из приведенного тестирования видно, что внутренний контроль расчетов с персоналом по оплате труда находится на предприятии на высоком уровне, осуществляется двойной контроль со стороны главного бухгалтера и ревизионной комиссии. Система бухгалтерского учета отвечает требованиям достоверности и полноты, осуществляется систематический контроль за ведением учета на предприятии. При этом при проведении проверки был обнаружен ряд неточностей в ответах на вопросы, связанных с состоянием бухгалтерского учета в области труда и его оплаты. В связи с этим необходимо в программу аудита включить вопросы, по которым в тесте получены неточные ответы или совсем не получены никакие ответы. Наиболее слабым звеном является отсутствие на предприятии утвержденного в установленном порядке Положения об оплате труда.

Поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные ниже аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами:

1. Выбор формы бухгалтерского учета;

2. Организацию работы в бухгалтерии;

3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5. План счетов бухгалтерского учета;

6. Технологию обработки учетной информации;

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности;

8. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета оплаты труда необходимо разработать план его организации.

План организации бухгалтерского учета начинается с составления плана документации и документооборота.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Именно в создании хорошо продуманного графика движения документов, в его умелом и настойчивом выполнении наиболее эффективно должна проявляться роль бухгалтерии как организатора учета и контроля в хозяйствующем субъекте.

График обычно включает перечень и сроки учетных работ, выполняемых оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. по каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм и др.

Свое назначение графики в учете оправдывают только тогда, когда они неуклонно соблюдаются. Поэтому их выполнение должно повседневно контролироваться главным бухгалтером и всеми работниками бухгалтерии.

Инвентаризация необходима для того, чтобы проверить сохранность материальных ценностей у материально-ответственных лиц и своевременно выявить ошибки в учете. Необходимо составить план инвентаризации. В нем указывают сроки проведения инвентаризации основных средств, состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Инвентаризация может быть полной или частичной, плановой или внеплановой. Все это оговаривается в плане инвентаризации.

Отчетность как элемент методы бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной для последующего планирования. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Правильно разработанный план составления и представления отчетности помогает соблюдать требования достоверности и своевременности.

В условиях перехода к рыночной экономике радикально меняются роль и задачи бухгалтерской службы организаций. Бухгалтер из регистратора событий превращается в бухгалтера-аналитика, бухгалтера-мыслителя. Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений переводит его из разряда просто служащих в состав управленческого персонала, финансового менеджмента, основной смысл деятельности которого – не просто фиксация сложившегося результата работы, а его оценка и осмыслении, что становится базой диагностики и прогноза, т.е. сопоставления возможных вариантов и условий развития, подготовки мер по сохранению и упрочению финансового благополучия организации на перспективу.

Важнейшими условиями эффективной работы бухгалтерии организации являются правильное построение ее аппарата, а также расстановка учетных работников – то, что принято называть структурой бухгалтерии. Под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать его подразделение на составные части на основе принципов разделения труда, т.е. специализация работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности. текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

Проверка расчетов с рабочими и служащими по оплате труда началась с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого была проведена сверка сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Также были сверены данные по счету 76 (субсчет «Расчеты по депонированным суммам») с данными книги учета депонированной зарплаты.

Затем изучалась достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. при этом особое внимание уделялось проверке табелей учета рабочего времени.

При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливалось наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.

При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда выяснилось, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого был проведен анализ нарядов по датам их выдачи, сопоставлялись фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Проверялось, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание было обращено на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, по переделке работ, выполненных с низким качеством.

При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание уделялось правильности арифметических подсчетов.

Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являлись:

· выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;

· порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;

· документальное оформление и оплата простоя;

· документальное оформление брака продукции и его оплаты;

· доплата за работу в ночное время;

· оплата труда за работу в сверхурочное время;

· оплата работы в праздничные дни;

· начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);

· начисление пособий по временной нетрудоспособности;

· проверка правильности удержаний из заработной платы.

В ходе проверки было обращено внимание на моменты, отражающие, что в соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания:

· налог на доходы физических лиц;

· погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки;

· погашение задолженности по подотчетным суммам;

· возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию;

· по исполнительным документам;

· за брак продукции.

Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника. Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ «О налоге с доходов физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями.

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.

Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства.

Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

Руководству ОАО «Крымский консервный комбинат» можно порекомендовать доработать основные направления учетной политики:

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда и др.);

· ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

· ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);

· неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Необходимо также следить за нормативным регулированием бухгалтерского учета с тем, чтобы методические аспекты учетной политики не отставали от законодательных новшеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: