Аудит учетной политики ОАО «Крымский консервный комбинат»

Ежегодно при планировании деятельности на следующий учетный год каждая организация, вне зависимости от форм собственности и сфер деятельности, в лице руководителя и главного бухгалтера реализует свое право на выбор учетной политики, определяющей характер принятия решений по многим вопросам хозяйственной деятельности организации в области бухгалтерского учета.

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации принимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Аудит учетной политики, как правило, должен предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Аудитору следует начать проверку на предприятии документа «Приказ об учетной политике организации». отсутствие этого документа является нарушением ст.6 Федерального Закона от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований, выполнение которых, согласно ПБУ 1/98, должна обеспечивать учетная политика организации. Задача аудитора – проанализировать и оценить как общие, так и конкретные элементы учетной политики и отразить полученную информацию в аналитической части аудиторского заключения.

Методический раздел приказа об учетной политике включает в себя принятые организацией решения о способах исчисления доходов, расходов, прибыли, начисления амортизации, исчисления себестоимости готовой продукции и т.д.

Технический раздел определяет наличие рабочего плана счетов, альбома (перечня) форм ОКУД по каждому участку бухгалтерии, современных средств вычислительной техники, объектов синтетического и аналитического учета, квалификационного уровня бухгалтеров организации и т.д.

Организационный раздел заключается в описании организации бухгалтерской службы на предприятии и установлении связей с другими функциональными подразделениями системы управления организации.

В настоящее время в двенадцать из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации (табл. 10).

Таблица 10

Аудит учетной политики ОАО «Крымский консервный комбинат»

№ п/п Правило (стандарт) аудиторской деятельности Утверждены Постановлениями Правительства РФ Ссылка на учетную политику организации
1 2 3 4
1 Планирование аудита. – Правило (стандарт) №3 23.09.2002г. №696 Подпункт б п.9, пп. б п. 34, п. 44, п. 45, п. 47
2 Внутренний контроль качества аудита. – Правило (стандарт) №7 04.07.2003г. №405 Приложение Е, п.1, пп.а
3 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита - Правила (стандарт) №13 07.08.2004г. №532 Приложение 2 п. 3
4 Понимание деятельности аудируемого лица – Правила (стандарт) №15 07.08.2004г. №532 П.10
   

Одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

5 Аналитические процедуры 22.01.1998, протокол №2 Пункт п.3.5
6 Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита 15.07.1998, протокол №4 Подпункт «в» п. 3.2.
7 Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта 15.07.1998, протокол №4 Приложение 3
8 Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности 15.07.1998, протокол №4 Подпункт «г» п. 2.3, пп.»в» п.2.5, пп. «б» п. 3.1
9 Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита 22.01.1998, протокол №2 Подпункт «в» п. 5.2
10 Изучение и использование работы внутреннего аудита 27.04.1999, протокол №3 Подпункт «в» п. 2.6
11 Проверка прогнозной финансовой информации 20.08.1999, протокол №5 Подпункт «в» п. 3.14., пп. «г» п. 3.14.
12 Аудит оценочных значний в бухгалтерском учете 20.08.1999, протокол №5 Пункт 2.6.

 

Высшим органом Общества является общее собрание акционеров Общества.

По решению Общего собрания акционеров полномочия всех членов Совета директоров Общества могут быть прекращены досрочно.

Генеральный директор Общества не может быть одновременно Председателем Совета директоров Общества.

Председатель Совета директоров Общества избирается членами Совета директоров Общества из их числа большинством голосов от Общего числа голосов, которыми обладают члены Совета директоров. Совет директоров вправе в любое время переизбрать своего Председателя.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором и коллегиальным исполнительным органом Общества – Правлением. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров и Общему собранию акционеров.

Генеральный директор назначается Советом директоров бессрочно и является единоличным исполнительным органом Общества, без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Заместители Генерального директора назначаются Генеральным директором и возглавляют направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым Генеральным директором.

Главный бухгалтер Общества несет ответственность за свою деятельность, пользуется правами, установленными законодательством для главных бухгалтеров предприятий и организаций.

Бухгалтер главной бухгалтерии подчиняется главному бухгалтеру.

Назначение и увольнение бухгалтера главной бухгалтерии производится приказом генерального директора предприятия по представлению главного бухгалтера.

Заместитель главного бухгалтера подчиняется главному бухгалтеру комбината.

Зам. главного бухгалтера принимается на работу и освобождается от нее приказом генерального директора комбината по представлению главного бухгалтера комбината.

Выполняет определенную главным по ведению бухгалтерского учета производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Обеспечивает правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета в производственных подразделениях согласно ПБУ утвержденных МФ РФ.

Организация, форма и способы ведения бухгалтерского учета на ОАО «ККК» осуществляется на основании действующих нормативных документов: Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н), положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г. №60н), Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н), а также отраслевой инструкцией по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря 2004г.

Квартальная и годовая бухгалтерская отчетность представляется в установленные сроки:

а) учредителям (акционерам), согласно учредительным документам;

б) органу государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре);

в) органу государственной статистической отчетности.

На предприятии установлена журнально-ордерная технология обработки учетной информации в производствах, цехах и подразделениях, учет в основном компьютеризирован.

Установлен рабочий план счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых на предприятии и его подразделениях, согласно Приложению №1 к Положению по Учетной политике организации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества и финансовых обязательств производится в сроки и в случаях, предусмотренных законом №129-ФЗ от 21.11.96г.

Сроки полезного использовании объектов основных средств определяются по производственным объектам и по объектам, бывши в употреблении иными собственниками исходя из ожидаемого срока использования объекта. Амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизационных начислений.

Амортизационные отчисления по объектам нематериальных активов определяются линейным способом.

Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение. Учет приобретения материальных ценностей производится с использованием счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости.

Списание расходов. собранных на счетах 23, 25, 26, осуществляется на основании отраслевой инструкции по планированию, учету производства и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Списываются накладные расходы в сметно-нормативном порядке с учетом потребительского спроса на продукцию и возможности ее реализации без затоваривания на складах с обеспечением от высокого до минимального уровня рентабельности.

В организации установлен следующий порядок списания общехозяйственных (накладных) расходов – расходы, собранные в течение отчетного периода на счете бухгалтерского учета 26 «Общехозяйственные расходы», подлежат списанию в течение отчетного периода в дебет счетов 20 «Основное производство».

Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.

Установлен следующий порядок списания расходов на продажу - расходы на продажу. собранные в течение отчетного периода на счете 44, подлежат списанию в дебет счета 90 «Продажи» полностью.

Установлен следующий порядок распределения расходов на продажу между отдельными видами нереализованной продукции – пропорционально объему реализованной продукции.

Товары, предназначенные для продажи, отражаются по покупной стоимости.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов. Данные расходы подлежат списанию равномерно.

На предприятии не создается резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и учреждениями за счет финансовых результатов предприятия.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного периода создаются резервы:

а) на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

б) резерв на оклейку и упаковку продукции.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по особому распоряжению с отнесением указанных сумм на результаты хозяйственной деятельности.

Займы, числящиеся на момент получения в составе долгосрочной задолженности, не переводятся в состав краткосрочной задолженности, если до момента погашения займа остается 365 дней.

Дополнительные расходы, связанные с получением и обслуживанием займов, включаются в операционные расходы в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

Утверждена смета представительских расходов согласно Приложению №2 к Положению по Учетной политике.

Денежные средства на хозяйственные нужды выдаются под отчет на срок две недели. По окончании установленного срока работник должен в течение трех рабочих дней отчитаться о произведенных расходах или сдать излишние денежные средства в кассу предприятия.

Утверждена смета расходов на рекламу согласно Приложении №3 к Положению по Учетной политике.

Выручка для целей бухгалтерского учета определяется по кассовому методу, т.е. по оплате отгруженной продукции.

В отпускную цену продукции включаются расходы по таре и доставке продукции до станции отправления. Расходы, связанные с доставкой продукции от станции отправления до станции назначения, возмещаемые покупателями, не включаются в себестоимость и реализацию отгруженных товаров, сданных работ. В состав перепредъявляемых доходов включаются:

· возвратная тара;

· железнодорожный тариф.

Затраты на ремонт основных средств списываются непосредственно на себестоимость продукции (работ, услуг).

Не начисляется амортизация по основным средствам, переведенным на консервацию.

Изменения способов ведения бухгалтерского учета оформляются приказом по комбинату.

Анализируя содержание приказа (распоряжения) об учетной политике. аудитор выясняет:

· все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

· все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение;

· соответствует ли содержание учетной политики условиям предпринимательской деятельности.

С этой целью аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководству проверяемой организации заполнить анкету следующего содержания (табл. 11)

Таблица 11

Вопросник для проверки учетной политики в ОАО «Крымский консервный комбинат»

Проверяемый объект

Ответ

Примечание

Да Нет
1 2 3 4
I. Организационно-технический 1. Организационная форма ведения учета: а) структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером б) должность бухгалтера в штате в) на договорных началах со специализированной организацией г) руководителем     +   +     +   -  
2 Утверждены ли: -положение о бухгалтерии -должностные инструкции   + +    
3. Применяемая форма бухгалтерского учета: - единая журнально-ордерная; -мемориально-ордерная - упрощенная система налогообложения; - компьютеризованная   +    
4. разработан и утвержден рабочий план счетов +   неполно
5. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации: - применение унифицированных форм первичных документов; - утверждение форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы; - утверждение перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; - утверждение графика документооборота; - разработка номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов, определение лиц, ответственных за хранение документов.     +   +   +     +     -  
6. Оценка имущества: - приобретенного за плату путем суммирования производственных затрат на покупку; - полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования; - произведенного самой организацией по стоимости его изготовления.   +   -   -  
7. Порядок проведения инвентаризации: - установление сроков проведения; - создание постоянно действующей комиссии; - подготовка приказа о проведении инвентаризации.   + + +    
8. Объем, сроки и адреса представления отчетности: - составление отчетности в объеме и сроки, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету; - представление годовой бухгалтерской отчетности: а) учредителям организации б) органам МНС в) органам статистики г) другим заинтересованным пользователям   +   + + + +    
9. Система взаимоотношений с аудиторской организацией +    
10. Утверждение состава постоянно действующей комиссии для: - установления сроков использования нематериальных активов; - определения целесообразности и непригодности объектов основных средств     +   +    
11. Утверждение перечня лиц и сроков представления авансовых отчетов +    
12. Утверждение сметы представительских расходов   -  
II. Способы ведения бухгалтерского учета. 1. Установление границы между основными средствами и средствами в обороте в соответствии со сроками полезного использования   +    
2. Способ начисления амортизации по основным средствам: - линейный; - уменьшаемого остатка; -списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - списание стоимости пропорционально объему продукции (работ)     +    
3. Порядок учета ремонта производственных основных средств: - по мере производства ремонта; - затраты на ремонт резервируются; - с использованием счета 31; - с созданием ремонтного фонда для проведения в течение ряда лет особо сложных видов ремонтов.     +    
4. Проведение переоценки основных средств +    
5. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: - линейным способом; - способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)     +    
6. Порядок отражения в учете приобретения и заготовления материалов: - по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам; - с использованием счета 15.     +    
7. Способ списания отпущенных в производство материалов: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО); - по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (ЛИФО)     +    
8. Учет расходов по заготовке и доставке товаров на склад: - расходы по заготовке и доставке товаров учитываются в составе издержек обращения (счет 44) по статье «Транспортные расходы»; - сумма издержек обращения н остаток товара исчисляется по среднему проценту транспортных расходов;     +    
9. Оценка товаров по: - продажным ценам; - покупным ценам.   +    
10. Метод учета затрат и издержек обращения: - учет затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), ведется на балансовых счетах 20, 44, 23, 25, 26 (полная производственная себестоимость); - неполная производственная себестоимость   +    
11. Порядок распределения и списания общехозяйственных расходов +    
12. Порядок списания расходов будущих периодов: - равномерно; - пропорционально объему продукции.   +    
13. Порядок признания коммерческих и управленческих расходов: - полностью в отчетном году их признания; - распределяются между проданными и не проданными товарами (продукцией)     +    
14. Порядок создания резерва предстоящих расходов и платежей +    
15. Вариант учета распределения и использования прибыли: - организация не создает фондов специального назначения; - чистая прибыль предварительно распределяется по фондам.     +    
16. Порядок списания кредиторской и дебиторской задолженности +    
III. Положения учетной политики по налогообложению 1. Порядок признания выручки организации: - по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации («по оплате»); - по мере фактического оказания услуг и предъявления покупателям расчетных документов («по отгрузке»).   +    
2. Порядок раздельного учета НДС по материальным ресурсам, используемым при реализации товаров, облагаемых НДС +    
3. порядок раздельного учета затрат для исчисления НДС +    
IV. Контроль за исполнением приказа (распоряжения) об учетной политике +    
V. Порядок ознакомления с приказом (распоряжением) об учетной политике +    

 

На основании проведенного опроса должностных лиц в процессе контрольно-ревизионной проверки были сделаны выводы о том, что Приказ об Учетной политике соответствует ПБУ 1/98. Никаких серьезных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности нет, порядок учета активов и обязательств организации отражен полностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: