Спрос, предложение, рыночное равновесие и эластичность

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар на определенных условиях.

Выделяют индивидуальный спрос, рыночный спрос и совокупный спрос.

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается.

Предложение – готовность производителя продать определенное количество товара по определенной цене в определенное время.

Объем (величина) предложения – это то количество товара, которое согласен продать производитель по определенной цене в определенное время.

Выделяют индивидуальное предложение (предложение одного производителя), рыночное предложение (предложение всех производителей на рынке) и совокупное предложение.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и, наоборот, объем предложения сокращается, если цена на товар уменьшается.

Основные неценовые факторы, оказывающие влияние на предложения:

    • технический прогресс;
    • изменение цен на ресурсы;
    • сезонные изменения;
    • налоги и субсидии;
    • изменение спроса на другие товары;
    • ожидания производителей.

Рыночное равновесие

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов.

рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Для того, чтобы определить, в какой степени изменяется спрос или предложение в результате изменения определяющих его факторов в экономике используется понятие эластичности.

Различают эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса (предложения) показывает насколько измениться величина спроса (предложения) в ответ на изменение фактора, оказывающего влияние на спрос (предложение).

Эластичность спроса. Виды эластичности спроса

Выделяют следующие виды эластичности спроса:

    • эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса по цене);
    • перекрестная эластичность спроса по цене (по цене другого товара);
    • эластичность спроса по доходу.

 

 

Емкость рынка

 

Емкость рынка - это максимальный объем продаж, которого могут достичь все компании рынка в течение определенного периода.

Емкость рынка - характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.

Следует различать два уровня емкости рынка: 1. потенциальный 2. реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления. Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара.

Поэтому формула расчета емкости рынка обычно выглядит так:

E = К х Ц

где: E -- емкость рынка, К -- количество товара, Ц -- цена товара всего видов рынка 5, а самым большим является "весь рынок".

Во-первых, емкость рынка – показатель того, насколько велик спрос людей на товар. При этом, учитывается именно количество предлагаемых товаров и услуг в какой-то момент. Правило оценивания емкости рынка – отталкиваться от статистики уже продающихся товаров. Исходя из их количества оценивают то, сколько людей готовы покупать.

Во-вторых, емкость рынка позволяет узнать больше информации о конкурирующем бизнесе (компаниях, производителе). Главное – можно понять, какую долю занимает компания на рынке. Определяют это просто:

1. Рассчитывают то, сколько товаров или услуг произвела компания;

2. Этот показатель сравнивают с общей ситуацией на рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: