Из Советской России (1917—1925 гг.) 10 страница

Остановимся подробнее на первом этапе. По­сле национализации внешней торговли в апреле 1918 г. внешняя торговля находилась в ведении Нар­комата торговли и промышленности РСФСР (до июня 1920 г.), а затем Наркомата внешней торговли РСФСР (НКВТ). Имея местные отделения в различ­ных районах РСФСР, Наркомат внешней торговли в соответствии с хозяйственной политикой военного коммунизма получал экспортные товары от соот­ветствующих органов в порядке прямого распреде­ления. Импортируемые товары НКВТ передавал для распределения, согласно импортному плану, спе­циальным распределительным органам. Таким об - разом, внутри страны деятельность НКВТ не была связана с товарно-денежными отношениями.

За границей внешняя торговля СССР осуществ­лялась почти исключительно по линии кооперации, т. к. капиталистические страны отказывались тор­говать непосредственно с советским государством. Кооперативные органы (в частности, Центросоюз) осуществляли внешнеторговые операции только с разрешения НКВТ. Деятельность советских коопе­ративных организаций успешно развертывалась в Швеции, Англии и других странах. В июне 1920 г. в Лондоне было учреждено «Всероссийское коопе­ративное акционерное общество» (АРКОС), которое выступало в качестве представителя кооперативных организаций России. АРКОС заключал торговые сделки и соглашения, имел филиалы в Германии, Франции, Турции, прибалтийских странах. Это было общество с ограниченной ответственностью, не от­вечавшее по претензиям, предъявляемым к другим советским организациям. В 1920-1921 гг. были орга­низованы первые торгпредства.

Этап восстановления народного
хозяйства гг.)

Широкое развитие товарно-денежных и хоз­расчетных отношений в народном хозяйстве стра­ны привело к образованию новой системы органов внешней торговли и участников внешнеторгового оборота. В связи с переходом к НЭПу НКВТ стал участвовать в товарно-денежных отношениях вну­три страны. Он получил право самостоятельных заготовок сельскохозяйственных продуктов на экс­порт, право иметь собственный экспортный товар­ный фонд, а также денежный фонд для осущест­вления своих торговых операций.

Создание союзного Наркомата внешней тор­говли. До образования Союза Советских Социали­стических Республик (СССР) в 1922 г. правитель­ство РСФСР заключило ряд договоров с УССР, БССР и ЗСФСР об объединении органов, ведающих внешней торговлей. По этим соглашениям был соз­дан объединенный Наркомат, координировавший внешнюю торговлю советских республик. С обра­зованием СССР в его Конституции было записано, что руководство внешней торговлей является ком­петенцией верховных органов Союза.

Госторги. С 1922 г. начинают свою деятель­ность государственные торговые импортно-экс­портные конторы (Госторги), учрежденные при Совете Народных Комиссаров каждой союзной ре­спублики. Госторги имели право производить опе­рации по закупке за границей, ввозу и продаже в СССР импортных товаров, а также по заготовкам и закупкам в РСФСР и других союзных республиках, вывозу и продаже на внешних рынках экспортных товаров за свой счет и на комиссионных началах по заказам и поручениям государственных, коопе­ративных и общественных организаций, а также частных предприятий и лиц. Крупные сделки Гос- торгов должны были утверждаться торгпредами или иными представителями СССР за границей. Госторги могли организовать свои представитель­ства, отделения и конторы как в союзных респу­бликах, так и за границей.

Централизованное руководство деятельно­стью республиканских Госторгов в общесоюзном масштабе отсутствовало. Каждый Госторг высту­пал на внешнем рынке самостоятельно, что приво­дило к параллелизму в работе и даже к известной конкуренции между ними на внешнем рынке. В 1925 г. в Госторгах была проведена частичная спе­циализация по отдельным товарам, что до некото­рой степени ликвидировало параллелизм в рабо­те. Примером того, как проводили свои операции Госторги, служит договор, заключенный в 1922 г. между Госторгом РСФСР и Ржевской льночесаль­ной фабрикой. По этому договору фабрика обя­залась сдать Госторгу 56 тыс. пуд. льна, которые Госторг должен был реализовать за границей. На вырученную инвалюту Госторг закупал для фабри­ки оборудование за границей. Госторги осуществ­ляли значительный объем экспортно-импортных операций вплоть до 1930 г.

Допуск негосударственных организаций к внеш­ней торговле. Впрочем, следует признать, что в этот период имело место определенное ослабление ГМВТ. Некоторые государственные предприятия и их объединения получали право совершать опе­рации по внешней торговле помимо Госторгов. С 1923 г. издавался особый список таких предприятий, которые могли при условии неуклонного соблюде­ния законов о монополии внешней торговли вести торговые операции за границей через своих специ­альных представителей. Было установлено, что та­кие предприятия могли реализовать на внешнем рынке лишь собственную продукцию и покупать за границей товары лишь для своих производственных потребностей. Перепродажа товаров запрещалась. О своих внешнеторговых операциях указанные пред­приятия извещали НКВТ и могли осуществлять сделки только при согласии с его стороны. В число предприятий с правом совершения внешнеторговых операций были включены лесные тресты «Северо- лес», «Петролес», «Двинолес», «Фанертрест». Среди других организаций, выходивших на внешний ры­нок, можно назвать экспортное управление «Нефте- синдикат», «Чаеуправление», «Текстильный синди­кат», «Резинотрест» и т. д.

Ряд государственных предприятий и органи­заций, не обладавших правом самостоятельного осуществления внешнеторговых сделок, могли иметь своих представителей в составе торговых представительств СССР за границей. Сделки этих предприятий с иностранными фирмами заключа­лись от имени торгпредств. К таким предприятиям и организациям относились, например, «Главное электротехническое управление ВСНХ», «Южно­рудный трест» и др.

Кооперативные организации. Особо стоит сказать об участии во внешней торговле коопера­тивных организаций. Их роль была немалой, учи­тывая, что ряд стран соглашался торговать лишь с организациями негосударственного сектора эконо­мики. Первичные кооперативные организации мог­ли, как правило, совершать экспортно-импортные операции лишь с предварительного разрешения НКВТ. Центросоюз, представлявший весь коопера­тивный сектор экономики, имел право продавать и покупать товары непосредственно у заграничных кооперативных объединений при условии согласо­вания своей внешнеторговой деятельности с НКВТ и под его контролем. Центросоюз мог заключать сделки и с частными фирмами, но лишь в том слу­чае, когда он удостоверял, что данная сделка вы­годнее подобной сделки с кооперативной органи­зацией. Центросоюз имел своих представителей за границей. Доля кооперации в экспорте СССР в 1924/25 г. составляла 12,5%, в 1925/26 г. - 10,4, в 1926/27 г. - 7,8%.

Смешанные акционерные общества. В целях привлечения иностранного капитала к развитию советской внешней торговли создавались также смешанные акционерные общества, где средства принадлежали как Советскому государству, так и иностранным капиталистическим предприятиям. Однако во всех подобных обществах большинство акций и решающий голос оставались за советскими организациями. Смешанные акционерные общества создавались для заготовки в СССР экспортных то - варов и сбыта их за границей, а также для ввоза в Советский Союз необходимых товаров. Срок дея­тельности смешанных обществ устанавливался от 6 месяцев до 20 лет. В 1922 г. были созданы русско- английские общества «Хлебо-экспортное общество» (в Лондоне), «Руссанглолес», русско-германские об­щества «Книга», «Дерулюфт», «Деру-металл» и др. Характер организации и деятельности смешанных акционерных обществ виден на примере акционер - ного общества «Руссанглолес», 51% акций которго принадлежали советской организации «Северолес», 49% - английской «Северной компании». Правление состояло из трех представителей с каждой сторо­ны. Председателем правления являлся представи­тель «Северолеса». Общество получило концессию на разработку лесных массивов сроком на 20 лет. В концессионном договоре было установлено, что общество должно заготовлять определенный объем экспортного леса и осуществлять экспорт лесома­териалов. Кроме того, «Руссанглолес» должен по­строить в течение трех лет и пустить в ход завод по химической обработке древесины в Архангельске, а также в течение срока договора построить и пустить в эксплуатацию еще ряд заводов для переработки древесины. Роль смешанных обществ в советской внешней торговле составляла по экспорту в отдель­ные годы 7-10%, по импорту - до 5%.

Участие отдельных иностранных фирм, допу­скаемых к ведению операций в СССР, в советской внешней торговле было незначительным. Пожалуй, наибольший удельный вес организаций негосудар­ственных форм собственности пришелся на середи­ну 1920-х гг. (см. табл. 11).

Таблица 11. Удельный вес организаций раз­ных форм собственности во внешней торговле СССР за 1924/25 г. (в %)

Организации Экспорт Импорт
Государственные учреждения и предприятия (в т. ч. тресты) 47,3 86,6
Государственные акционерные общества 31,6 6,4
Кооперация 12,5 3,8
Смешанные общества с иностранным капиталом 5,5 1,3
Иностранные фирмы 1,1 1,3
Частные предприятия 0,7 0,3
Прочие 1,3 0,3
Итого 100,0 100,0

 

Следует особо отметить, что эффективность ре­ализации принципа ГМВТ в стране в значительной степени зависел от организации таможенной служ­бы. Поначалу таможенная служба в СССР работала неудовлетворительно. Были велики масштабы кон­трабанды (незаконного ввоза и вывоза) товаров. В декабре 1921 г. был принят декрет о борьбе с контра­бандой. Экономическая охрана границ в этот период была вверена двум государственным органам: На­родному комиссариату внешней торговли (НКВТ) и Государственному Политическому Управлению (ГПУ), причем НКВТ осуществлял эту охрану че­рез свои таможенные пограничные учреждения. В связи с этим в ряде таможенных округов погра­ничные таможенные учреждения подразделялись на оперативно-таможенные и по борьбе с контра­бандой и действовали по директивам ГПУ. В конце второго периода становления ГМВТ масштабы кон­трабанды удалось резко сократить[69].

Этап сворачивания нЭПа и подготовки
индустриализации (1926-1930 гг.)

Вторая половина 1920-х гг. - время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриа­лизации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли. Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП (б) в 1925 г. Он наметил следующую линию в этой области: «Со­храняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем при­способить к изменяющимся хозяйственным услови­ям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолют­ного единства всех действующих за границей со­ветских органов... Мероприятия должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы моно­полии внешней торговли; б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упро­щение, удешевление торгового аппарата...».

Специализированные акционерные внешнетор­говые общества. Если говорить более конкретно, то было принято решение создать специализиро­ванные внешнеторговые акционерные общества, которые должны были обслуживать отдельные от­расли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров (хлеб, нефть, металлы, элек­тротовары, химические товары, кожа и т. д.). Акци­онерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспор - те, хотя они не являлись, как правило, монопольны­ми экспортерами или импортерами данного товара. Они назывались акционерными, однако почти все акции принадлежали государственным организа­циям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экс- портхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Гос- торг РСФСР, Укргосторг, «Льноцентр», «АРКОС», «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вуко- спилка», «Масложирсиндикат». Акционерный ка­питал общества составлял 5 млн. руб. Государствен­ные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.

Синдикаты. Право самостоятельного выступ­ления на внешнем рынке получили также синди­каты - организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрас­ли. Наиболее известные из них - «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».

С развитием внешнеторговых операций государ­ственных акционерных обществ и синдикатов сни­зилась роль других государственных и кооператив­ных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 гг. снизилась: по экспорту - с 47,3 до 34,0%; по импорту - с 86,8 до 54,1%. За это же время доля государственных ак­ционерных обществ выросла: по экспорту - с 31,6 до 59,9%, а по импорту - с 6,3 до 34,0%.

Одним из мероприятий по обеспечению един­ства работы заготовительных, закупочных и внеш­неторговых органов в этот период было создание в 1925 г. объединенного Наркомата внутренней и внешней торговли.

Этап совершенствования государственной
монополии внешней торговли
(с 1930 г. до перестройки второй
половины 1980 -х гг.)

В конце 1920-х гг. в СССР сложилась систе­ма централизованного управления экономикой на плановой основе, многоукладный характер эконо­мики стал уходить в прошлое. Возникла необхо­димость новой реорганизации системы внешней торговли СССР.

Если раньше главной задачей внешнеторговых организаций была мобилизация экспортных ресур­сов, то теперь основной задачей стала реализация товаров на внешнем рынке. Коренная реформа кре­дитной системы потребовала отмены некоторых устаревших форм мобилизации денежных средств, например акционерных обществ.

В связи с этим в 1930 г. основные реформы в об - ласти организации внешней торговли были проведе­ны по следующим линиям:

- создание монопольных экспортно-импортных объединений;

- разграничение функций по заготовке товаров и по их экспорту;

- разделение Наркомата торговли на два само­стоятельных ведомства: Наркомат снабжения СССР и Наркомат внешней торговли СССР.

С тех пор на протяжении более половины сто­летия система внешней торговли СССР продолжала базироваться на государственной монополии и ника­ких принципиальных перестроек не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торгов­ли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 г. два союзных министер­ства - внешней и внутренней торговли - слились в Министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 гг.). Однако через пять лет, в 1958 г., опять произошло разделение на два мини­стерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 г. Можно еще добавить, что после войны появилась государственная система внешнеэкономических связей, которая вобрала и государственную систему внешней торговли. Был создан Государственный комитет по внешним эко - номическим связям, который вместе с Министер - ством внешней торговли осуществлял управление системой внешних экономических связей СССР.

Государственная система внешней
торговли ссср после 1930 года

В организационном плане государственная си­стема внешней торговли СССР после 1930 г. стала состоять из следующих основных элементов:

- Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР;

- торговые представительства СССР за гра­ницей;

- всесоюзные экспортно-импортные объеди­нения;

- Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодек­су 1964 г.).

Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная Торговая палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус обществен­ной организации. Но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (Министер­ством) внешней торговли, оказывая содействие рас­ширению внешней торговли СССР. В частности, ВТП организовывала советские выставки за рубе­жом и иностранные выставки в СССР.

Что касается Наркомата (Министерства) внеш­ней торговли СССР, то ведомство имело централь­ный аппарат и уполномоченных в различных райо - нах СССР. К основным его функциям относились:

1) разработка и осуществление мероприятий по развитию экономических связей и улучшению торговли Советского Союза с иностранными госу­дарствами;

2) составление планов внешней торговли и обес­печение их выполнения;

3) разработка проектов торговых соглашений с иностранными государствами и контроль за выпол­нением этих соглашений;

4) руководство деятельностью и контроль за операциями подведомственных министерству внеш­неторговых и хозяйственных предприятий;

5) разработка вопросов валютной и таможен­ной политики и выдача лицензий на ввоз и вы­воз товаров;

6) руководство работой по внешнеторговому транспорту, фрахтованию судов и транспортно-экс­педиторскому делу;

7) заведывание таможенным делом.

Наркомат (Министерство) внешней торговли для выполнения возложенных на него функций на­ходился в тесном взаимодействии с Госпланом СССР (планирование внешней торговли), Министерством иностранных дел СССР (разработка мер по улуч­шению внешней торговли с отдельными странами), Внешторгбанком и Госбанком СССР (расчеты по внешней торговле и разработка валютной полити­ки), подведомственными всесоюзными экспортно­импортными объединениями.

Всесоюзные экспортно-импортные объединения были основным «рабочим» звеном системы внешней торговли СССР. К началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений, которые специализи­ровались на тех или иных видах товаров. Что это за объединения? В области торговли машинами, обо­рудованием, транспортными средствами - «Тех­ноэкспорт», «Машиноэкспорт», «Машиноимпорт», «Станкоимпорт», «Технопромимпорт», «Автоэкс­порт», «Судоимпорт», «Авиаэкспорт», «Трактор- экспорт» и некоторые другие; в области торговли промышленным сырьем - «Промсырьеимпорт», «Разноимпорт», «Союзпромэкспорт», «Экспортлес» и др. В области торговли продовольствием - «Экс- портхлеб», «Продинторг», «Плодоимпорт» и др. Три объединения специализировались на оказании транспортных услуг: «Софрахт», «Союзвнештранс», «Автовнештранс». Были и некоторые специфиче­ские объединения, которые были связаны с торгов­лей предметами культурного назначения: «Между­народная книга», «Совэкспортфильм».

Объединения действовали на принципах хоз­расчета. В соответствии с планами экспорта и им­порта объединения получали от советских хозяй­ственных организаций товары по государственным оптовым ценам (без налога с оборота) и передава­ли им импортные товары по установленным це­нам. Объединения обладали уставным капиталом, в пределах которого могли нести ответственность. Объединения обладали ограниченной ответствен­ностью: не отвечали по требованиям нерезиден­тов, предъявлявшимся Советскому государству, и, наоборот, государство не отвечало по требованиям иностранных фирм объединениям. В первые годы деятельности объединения совершали экспортно­импортные операции почти исключительно через торгпредства. Сделки, как правило, заключались за границей, что создавало множество неудобств. После того как были достигнуты решающие успе­хи в социалистической индустриализации страны и укреплена технико-экономическая независимость СССР от капиталистических стран, торговая прак­тика объединений была перестроена. Заключение сделок было перенесено в Советский Союз. Так, если в 1934 г. в Москве было заключено лишь 8,1% всех импортных сделок, то в 1935 г. их доля возросла до 76,3%. Это мероприятие позволило сократить рас­ходы в иностранной валюте на содержание аппарата за границей, повысить международное значение Гос­банка и Внешторгбанка. Но самое главное: согласно сложившейся практике, все споры по внешнеторго­вым сделкам должны решаться по законам страны, в которой было подписано соглашение. Стало быть, споры решались по законам СССР.

разрушение государственной
монополии внешней торговли

Фактически государственная монополия внеш­ней торговли СССР начала уничтожаться еще за четыре года до развала Советского Союза. 19 авгу­ста 1986 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по со­вершенствованию управления внешнеэкономиче­скими связями». С этого постановления началось разрушение складывавшейся десятилетиями систе­мы внешней торговли. Выпущено оно было без се­рьезной проработки и предоставляло широкое поле для махинаций и фантастического обогащения за государственный счет.

Указанным постановлением с 1 января 1987 г. право проводить экспортные и импортные опе­рации было предоставлено 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Позднее список пред­приятий, имеющих право непосредственного уча­стия во внешней торговле, постоянно расширялся. В том же 1987 г. был принят и вступил в действие закон «О совместных предприятиях», который фактически обеспечил прямой доступ иностран­ных фирм к природным ресурсам и внутренне­му рынку страны.

Через год было ликвидировано Министерство внешней торговли СССР и учреждено Министер­ство внешнеэкономических связей СССР, которое теперь лишь «регистрировало предприятия, коопе­ративы и иные организации, ведущие экспортно-им­портные операции». Законом 1990 г. право внешней торговли было предоставлено и местным Сове­там. Согласно «Закону о кооперативах» (1988 г.), на предприятиях и при местных Советах возник­ла сеть кооперативов, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило их поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляции давали выручку до 50 долл. на 1 руб. затрат и поку­пались у предприятий «на корню». Некоторые из­делия (например, алюминиевая посуда) превраща­лись в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских товаров.

Барьер монополии внешней торговли в руках государства сдерживал в свое время вывоз при­родных ресурсов за границу по бросовым ценам. Во второй половине 1980-х гг. цена тонны нефти на мировом рынке составляла 100 долл., а внутренняя цена - 60 руб. (т. е. покупательная способность рубля по ценам на нефть составляла 1,7 долл.). Примерно такие же соотношения были и на все другие ресур­сы - лес, руду, химические продукты и т. д., поэтому вывозились не только потребительские товары, но также сырье, металлы, нефтепроду кты, лес и пило­материалы. На всем делались бешеные деньги.

Децентрализация управления внешнеэкономи­ческими отношениями и ослабление связей между внешнеторговыми организациями позволили за­падным компаниям выторговывать более низкие цены на экспорт товаров российских производите­лей и более высокие по импорту. Эти факты логи­чески требовали проведения ряда противодейст­вующих мер.

Окончательно монополия государства на осу­ществление внешнеторговых и валютных операций была ликвидирована с введением Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», и государство взяло курс на последователь­ную либерализацию внешнеторговой политики.

В соответствии с данным указом российским предприятиям предоставлялось право прямого вы­хода на внешние рынки без специальных разреше­ний и регистрации, а их внешнеторговая деятель­ность могла включать посреднические операции. Постепенно были сняты ограничения на экспорт го­товой продукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров; отменены нетарифные ограни­чения на импорт; введена внутренняя обратимость рубля по текущим операциям; уполномоченным на ведение валютных операций банкам разрешалось открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.

Можно без преувеличения сказать, что демон­таж государственной монополии внешней торговли ускорил развал и гибель Советского Союза.

Глядя на печальную картину социально­экономической деградации нашей страны, которая продолжается уже четверть века, почему-то на па­мять приходят слова И. В. Сталина, сказанные им еще в 1927 г.: «В самом деле, что могло бы означать для рабочих уничтожение монополии внешней тор­говли? Это означало бы для них отказ от индустриа­лизации страны, от постройки новых заводов и фа­брик, от расширения старых заводов и фабрик. Это означало бы для них наводнение СССР товарами из капиталистических стран, свертывание нашей инду­стрии в силу ее относительной слабости, умножение числа безработных, ухудшение материального поло - жения рабочего класса, ослабление его экономиче­ских и политических позиций»[70].

И если мы хотим выйти из тупиков нынешних либеральных «реформ», то в качестве одного из пер - вых пунктов программы экономического возрожде­ния России следует поставить восстановление госу­дарственной монополии внешней торговли.


Глава 7
денежно-кредИтная
сИстема ссср:
Государственная моноПолИя
И централИзацИя уПравленИя

Мы уже дали общее описание сталинской эко­номики. Это была некая система отношений и ин­ститутов, тесно между собой связанных и функ­ционирующих по определенным правилам. В рамках этой системы существовали подсистемы, которые были непосредственно связаны с деньгами.

о денежно-кредитной системе
сталинской экономики

Их можно назвать кредитной, банковской, де­нежной, финансовой подсистемами. Все подсисте­мы были органически взаимосвязаны. Фактически они образовывали единую систему, в рамках кото­рой создавались деньги, регулировалось и контро­лировалось обращение денег в экономике, происхо­дила аккумуляция денег в специальных фондах и их последующее распределение и перераспределе­ние в масштабах всей экономики, осуществлялись расчеты между предприятиями и организациями, регулировались денежные отношения страны с другими странами и т. п.

Для упрощения описания объединим денеж­ную, кредитную и банковские подсистемы в одну, которую назовем денежно-кредитной системой (ДКС). Другой связанной с деньгами системой была финансовая система, которая включала государ­ственный бюджет, внебюджетные государствен­ные фонды, финансы предприятий, страхование (страховые фонды).

Рассмотрим подробнее ДКС сталинской эко - номики. С институциональной точки зрения она представляет собой систему банков и небанковских кредитных организаций, а также организаций, осу­ществляющих общее руководство денежно-кредит­ной системой. С точки зрения функциональной в рамках ДКС осуществляются такие виды деятельно­сти и операции, как создание и уничтожение денег, кредитование, расчеты и платежи внутри страны, контроль за использованием кредитных ресурсов, ре­гулирование денежной массы и поддержание устой­чивости денежной единицы, кассовые операции с наличными деньгами, осуществление международ­ных расчетов. Если судить по названиям институ­тов (различные банки), а также набору функций, то разницы между ДКС сталинской экономики и ДКС капиталистических стран (а также современной Рос­сии) сразу можно не заметить. Формы похожи, а со­держание разное. Выделим некоторые важные осо - бенности (признаки) ДКС сталинской экономики:

1) государственная монополия в банковском деле;

2) государственная монополия в сфере денеж­ной эмиссии;

3) высокая централизация управления ДКС;

4) подчинение ДКС решению задач социально­экономического развития СССР, определяемых пя­тилетними планами, и задачи построения нового общества;

5) планирование денежного обращения;

6) контрольная функция ДКС - постоянный контроль со стороны банков за текущей финансо­во-экономической деятельностью предприятий (со­блюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль испол­нения кредитных договоров и др.);

7) государственная валютная монополия;

8) использование особых методов поддержания покупательной способности денежной единицы (руб­ля), обеспеченность денежной эмиссии;

9) наращивание государственного золотого запа­са как стратегического ресурса; независимость вну­треннего денежного обращения от золотого запаса;

10) опора на внутренние источники финансиро­вания и кредитования народного хозяйства (сбере­жения населения, внутренние займы и т. д.);

11) двухконтурная система денежного обращения.

Рассмотрим подробнее первые три признака, а заодно сделаем сравнения сталинской ДКС с со­временной денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации.

Государственная монополия
в банковском деле

Этот принцип был сформулирован еще до рево­люции В. Лениным в виде лозунга национализации всех банков («Апрельские тезисы», 1917 г.). Особая актуальность национализации было обусловлена тем, что банковский сектор России находился под контролем иностранного капитала. Из восьми боль­ших частных банков лишь один (Волжско-Вятский) был действительно русским. Иностранцам принад­лежало 34% акционерного капитала банков, поэто­му национализация банков должна была стать актом освобождения всей российской экономики от заси­лья иностранного финансового капитала.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: