Из Советской России (1917—1925 гг.) 11 страница

После вооруженного переворота 24 октя­бря 1917 г. центральная контора Государственного банка Российской Империи была захвачена восстав­шими. Одним из первых декретов советской власти стал декрет ВЦИК от 27 декабря 1917 г. о национа­лизации банков: банковское дело объявлялось госу­дарственной монополией. Все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Госу­дарственным банком, на основе которого учреж­дался Народный банк РСФСР. Примечательно, что национализация промышленных предприятий и предприятий иных отраслей экономики большеви­ки стали проводить позднее, причем национализа-

ция не была тотальной. Они понимали особую роль банков в экономике страны. На практике слияние частных банков с Народным банком было заверше­но лишь к концу 1919 г. Правда, в условиях граж­данской войны и экономической разрухи государ - ственная банковская система начала разрушаться. Национализированные предприятия были переве­дены на бюджетное финансирование. Практически банковская система перестала существовать после того, как в январе 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а его аппарат был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление На­родного комиссариата финансов (НКФ).

Когда начался НЭП, Народный банк был восста­новлен (в октябре 1921 г.) под новой вывеской: «Го­сударственный банк РСФСР», в 1923 г. он был пере­именован в Государственный банк СССР. В период НЭПа в банковском секторе стали создаваться госу­дарственные (специализированные) банки, акцио - нерные банки, кооперативные банки, коммунальные банки, а также кредитные кооперативы, товарище­ства, общества взаимного кредитования. Одним из первых в феврале 1922 г. был учрежден Покобанк (Банк потребительской кооперации). Чуть позднее в том же году появился Торгово-промышленный банк, затем акционерное общество «Электрокредит» (через два года было преобразовано в специальный банк для финансирования электрификации и элек­тропромышленности - «Электробанк»). В 1923 г. был учрежден Всероссийский коммерческий банк для налаживания коммерческих связей с иностран­ными банками, реорганизованный в следующем году в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).

Декретами 24 января и 20 февраля 1922 г. были признаны кредитные и ссудо-сберегательные това­рищества, существовавшие до революции. Потом появились общества сельскохозяйственного кредита, а также общества взаимного кредитования, которые были частными учреждениями. Появились также коммунальные банки. Бум учредительства банков пришелся на 1922-1926 гг. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, кото­рый должен был координировать их деятельность.

На завершающей фазе НЭПа количество банков­ских и кредитных учреждений было крайне большим (больше, чем до революции). На 1 октября 1929 г. кредитование народного хозяйства осуществляли 1312 кредитных учреждений и их филиалов, не счи­тая более 10 тыс. кредитно-кооперативных обществ[71].

Но началась индустриализация и формирова­ние сталинской экономики. В результате кредитной реформы 1930-1932 гг. были окончательно ликви­дированы акционерные банки, а затем - кредитные кооперативы. Что касается обществ взаимного кре­дитования, то они исчезли даже до начала рефор­мы. Реформа началась с Постановления ЦИК СССР и СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 янва­ря 1930 г. Постановление предусматривало, что Гос­банк сосредоточивает в своих руках все краткосроч­ное кредитование. Создаются четыре специальных банка долгосрочного кредитования, которые выво­дятся из-под контроля Госбанка и передаются в веде­ние Народного комиссариата финансов. Все расчеты, платежи и кассовые операции сосредотачиваются в Госбанке. В результате кредитной реформы деятель­ность Госбанка окончательно утратила коммерче­ский характер и сформировались основные функ­ции Госбанка: 1) плановое кредитование хозяйства, 2) организация денежного обращения и расчетов, 3) кассовое исполнение государственного бюджета и 4) осуществление международных расчетов. Само собой, Госбанк стал единым эмиссионным центром советской ДКС. Затем на протяжении 56 лет (1932­1988 гг.) в кредитно-банковской системе СССР су­ществовала государственная монополия.

Государственная монополия
в сфере денежной эмиссии

Что касается государственной монополии на эмиссию денег, то она фактически была провозгла­шена с момента захвата большевиками центральной конторы Государственного банка. Однако первое время никакого выпуска денег Госбанк не осуществ­лял ввиду бойкота со стороны служащих Госбанка. Приходилось пользоваться запасами старой налич­ности, которые большевики сумели заполучить не сразу (ввиду сопротивления служащих Госбанка). Некоторые местные конторы Госбанка, которые большевики сумели взять под свой контроль, нача­ли выпуск своих денежных знаков. На территориях, которые контролировались «белыми», был органи­зован выпуск собственных денежных знаков. Всего на территории России в годы гражданской войны и интервенции обращалось 2200 видов денег разно­го вида (боны, авансовые карточки, талоны, марки и др.) и происхождения. Одним словом, в стране не было единого денежного хозяйства, денежная эмиссия была децентрализована.

Наркомату финансов в 1921 г. было поручено наладить в стране выпуск единых денег. НКФ стал выпускать «советские знаки» («совзнаки»). Практи­чески это была ничем не обеспеченная эмиссия бу­мажных денег (казначейских билетов). С ее помощью государство покрывало почти все свои бюджетные расходы. Происходило стремительное обесценение «совзнаков». При этом покупательная способность «совзнаков», выпущенных в разные моменты вре­мени, сильно различалась. Бумажная масса «совзна- ков» была пестрой. По-прежнему на местах выпуска­лись «самостийные» деньги. Частично происходило замещение «совзнаков» золотыми и серебряными монетами царской чеканки. В стране также цирку­лировала иностранная валюта.

На смену «совзнакам» пришел «червонец» - банкнота, обеспеченная золотом и ликвидными товарными запасами (денежная реформа 1922­1924 гг.). В октябре 1922 г. Совнарком РСФСР предо­ставил право выпуска новых «червонцев» Госбанку. Весной 1924 г. был прекращен выпуск «совзнаков». Вместо них стали выпускаться государственные казначейские билеты (достоинством 1, 3, 5 руб.), а также разменная монета - серебряная и медная. Между банкнотами Госбанка и казначейскими би­летами НКФ было установлено твердое соотноше­ние: 1 червонец = 10 руб. В 1925 г. НКФ полностью передал функцию эмиссии наличных денег Госбан­ку, включая выпуск казначейских билетов. Никако­го противоречия здесь не было, поскольку Госбанк находился в системе НКФ. Считается, что именно с 1925 г. и до конца существования СССР (т. е. в течение более 65 лет) Госбанк был монополистом по выпуску наличных денег.

Конечно, трудно говорить об абсолютной мо­нополии Госбанка. Были исключения. В 1930-е гг. на местах не хватало наличных денег и отдель­ные предприятия выпускали (прежде всего, для выплат работникам) собственные денежные зна­ки. Но такие «местные» деньги погоды не делали. Еще одним исключением были так называемые «оккупационные деньги». Они могли выпускать­ся военно-финансовыми службами в конце войны на территориях, освобожденных Красной Армией от фашистских войск в Восточной и Централь­ной Европе.

Пожалуй, главным исключением было то, что выпуск разменной монеты остался в НКФ (Минфи­не), а весь доход от этого выпуска поступал в госу­дарственный бюджет. Грань между банкнотами и бумажными казначейскими билетами исчезла еще во второй половине 1920-х гг. Казначейские билеты были такими же бумажными знаками кредитных де­нег. Кстати, в Российской Федерации сегодня казна­чейские билеты уже не выпускаются; остались лишь банкноты и разменные монеты, выпуск которых осуществляет Центральный банк РФ (Банк России).

Потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и в отдельных районах определяли путем составления кассово­го плана Госбанка. В кредитном плане Госбанка устанавливалась величина наличных денег в об­ращении на начало и конец планируемого периода. Изменение этой величины на конец планируемого периода означало эмиссию или изъятие денег из обращения, определяло их размеры. Степень обес­печения в планируемом периоде наличных денег товарами и платными услугами устанавливалась с помощью баланса денежных доходов и расходов населения. В истории СССР были моменты, когда Госбанк осуществлял необеспеченную («непокры­тую») эмиссию бумажных денег для финансирова­ния дефицитов государственного бюджета.

Что касается эмиссии безналичных денег, то она в тот момент еще не была на 100% государствен­ной, поскольку в стране существовали не только государственные банки, но также банки акционер - ные, кооперативные, коммунальные и даже частные (общества взаимного кредитования). Выдавая кре - диты, банки могли осуществлять эмиссию безна­личных (депозитных) денег. Государство получило монопольные позиции в деле безналичной денежной эмиссии в начале 1930-х гг., когда в ходе кредитной реформы 1930-1931 гг. были ликвидированы негосу­дарственные банки. В это время начиналась инду­стриализация страны, создавалась двухконтурная денежная система, резко возросли масштабы без­наличной денежной массы. Монополистом в сфере эмиссии безналичных денег стал Госбанк. Такое по - ложение сохранялось до 1988 г., когда в СССР появи­лись коммерческие банки, получившие право эмис­сии кредитных безналичных денег.

централизация управления
денежно-кредитной системой

Центральная роль в сталинской ДКС принад­лежала Госбанку СССР (преобразован из Госбанка РСФСР, учрежденного в октябре 1921 г.). Госбанк работал в самой тесной связке с Наркоматом (позд­нее Министерством) финансов СССР. С 1921 г. Гос­банк был подразделением финансового ведомства. В 1938 г. статус Госбанка был повышен. Он стал само­стоятельным ведомством, подчиненным непосред­ственно Совмину СССР, а на должность председа­теля правления Госбанка был назначен Н. Булганин, член ЦК ВКП (б) и по совместительству - замести­тель председателя Совмина СССР. Правда, в 1946­1954 гг. Госбанк опять был переведен в подчинение Минфина; но начиная с 1954 г. до конца своего су­ществования Госбанк имел статус самостоятельного ведомства, приравненного к министерству.

В 1940-1941 гг. готовилась очередная кредитная реформа. Правда, она не предусматривала никаких институциональных изменений, предназначалась для совершенствования и расширения масштабов кредитования народного хозяйства в рамках дей­ствующих банковских учреждений. Реформа не со­стоялась в связи с началом Великой Отечественной войны. В период 1932-1988 гг. происходили лишь некоторые корректировки в части набора инсти­тутов банковского сектора СССР, их функций и полномочий. Но все они непременно были государ­ственными. Государственный банк расширял сеть своих территориальных учреждений и расчетно­кассовых центров.

Наблюдалась усиление централизации управ­ления ДКС в Государственном банке. Может быть, последний акт централизации произошел в 1959­1960 гг., когда была проведена реорганизация кре­дитной системы страны. В апреле 1959 г. Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цеком- банка и местных коммунальных банков (все указан­ные банки были упразднены). Госбанк взял на себя финансирование и кредитование сельского и лесно­го хозяйства, потребительской кооперации, а также банковское обслуживание населения, которое ранее осуществляли коммунальные банки. С ликвидацией кассового хозяйства местных коммунальных банков Госбанк превратился в единый кассовый центр стра­ны. Существовавшие до этого межбанковские рас­четы были заменены внутрибанковскими (внутри Госбанка). Структура Госбанка в это время получи­ла логическое завершение. Дело в том, что в систе­ме Госбанка имелись республиканские конторы во всех союзных республиках, за исключением РСФСР. В 1959 г., наконец, появилась Российская республи­канская контора Госбанка. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вло - жений. В 1962 г. Государственному банку были пе­реданы сберегательные кассы, которые до этого на­ходились в ведении Минфина СССР.

Из банков долгосрочных вложений остался лишь Промбанк (часть функций упраздненных бан­ков были переданы и ему). Он был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений и стал называться Стройбанком. Этот банк обслуживал капитальное строительство во всех отраслях народного хозяйства, при этом был пере­веден из-под руководства Минфина СССР под не­посредственное кураторство правительства. Строй­банк имел более низкий статус, чем Госбанк. Если Госбанк был приравнен к министерству, а председа­тель Госбанка был членом Совета министров СССР, то Стройбанк имел статус союзного ведомства, а его председатель не входил в состав правительства.

Следует отметить, что не всегда можно было точно определить разграничение прав и обязанно­стей Госбанка и Стройбанка. Существовало некото­рое дублирование, в некоторых случаях наблюдалось стремление переложить часть функций на своего напарника. Госбанк имел более разветвленную фи­лиальную сеть, чем Стройбанк, в силу чего креди­тование и финансирование некоторых предприятий и объектов вынужден был брать на себя Госбанк. В 1980-е гг. появились мнения, что необходимо далее продолжить централизацию банковской сферы, при­соединив Стройбанк к Госбанку, а в рамках единого банка («мегабанка») углубить специализацию от­дельных подразделений и продолжить расширение филиальной сети. Глубокого обоснования эти планы не получили, поскольку началась перестройка.

Был еще третий государственный банк - Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, меж­дународными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драго­ценными металлами. Внешторгбанк был призван обеспечивать государственную валютную монопо­лию, начало которой положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». Формально Внешторгбанк везде име­новался как «акционерный банк». Но фактически единственным его акционером был Госбанк СССР, поэтому Внешторгбанк воспринимали как струк­турное подразделение Госбанка. Руководитель Внешторгбанка одновременно был заместителем председателя Госбанка.

Государственная монополия и централизация управления ДКС начала размываться в ходе пере­стройки под видом реорганизации банковской си­стемы. На первом этапе (1987 г.) реорганизации была создана новая структура государственных банков. Центральное место в системе по-прежнему занимал Госбанк СССР. Предполагалось отделить эмиссионную функцию от функции кредитования хозяйства. Функции кредитования предприятий и организаций были переданы ряду специализиро­ванных банков: Промышленно-строительному бан­ку (Промстройбанк), Агропромышленному банку (Агропромбанк), Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банку трудовых сбережений и кредитования на­селения (Сбербанк), Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Промстройбанк был создан на базе Стройбанка, а Внешэконом­банк - на базе Внешторгбанка. Было немало про­тивников подобного рода реорганизации, которые предупреждали, что она создаст серьезные издерж­ки для экономики. Было немало коллизий в связи с тем, что у ряда специализированных банков не было необходимой материально-технической и ка­дровой базы на местах. Шел передел филиальной сети в первую очередь сети Госбанка и в меньшей степени Промстройбанка. Пришлось вернуться к системе межбанковских расчетов. Резко возросли издержки денежного обращения и денежных расче­тов, стал расти банковский аппарат, общие расхо­ды на заработную плату. Госбанк стал заниматься только распределением ресурсов на верхнем уров­не, не имея возможности воздействовать на выпол­нение кредитных планов.

В 1988-1989 гг. был приняты законы, разре­шившие создавать кооперативные и частные ком­мерческие банки. Правительство заявило, что в стране создается двухъярусная банковская систе­ма. В 1988-1989 гг. в Советском Союзе были за­регистрированы 150 кооперативных и коммерче­ских банков. Уставные капиталы этих банков были сформированы в основном за счет средств про­мышленных предприятий, получивших большие «рыночные» свободы в части распоряжения своими денежными фондами. Несколько специализирован­ных государственных банков (самый крупный из них - Промстройбанк) были акционированы и при­ватизированы, многие их филиалы превратились в самостоятельные коммерческие банки. На 1 янва­ря 1992 г. в стране действовали 1414 коммерческих банков, из которых 767 были созданы на базе быв­ших специализированных банков и 646 образова­ны вновь. Крупных банков (с уставными капитала­ми свыше 200 млн. руб.) среди них было всего 24. Почти 3/4 всех банков (1037) относились к категории мелких (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.).

Централизация управления ДКС была окон­чательно разрушена в 1990 г., когда в РСФСР был создан самостоятельный Государственный банк. На территории РСФСР возникло двоевластие, ко­торое закончилось лишь в 1992 г. После развала СССР Государственный банк СССР был упразднен, а Государственный банк РСФСР вскоре был преоб­разован в Центральный банк Российской Федера­ции (Банк России).

о современной многоукладной
банковской системе россии

Каковы позиции государства в банковском сек­торе страны сегодня? Считается, что наш банковский сектор имеет смешанную форму собственности.

Аналогом Госбанка СССР считается Централь­ный банк Российской Федерации, или Банк России. Он является верхним ярусом банковской системы. Считается, что это государственный институт. Дей­ствительно, с формально-юридической точки зре­ния Центробанк действительно государственный, потому что уставный капитал сформирован госу­дарством. Но при этом, как ни странно, Центробанк не относится к категории органов государственно­го управления. По конституции он не относится ни к одной из ветвей государственной власти. А в Фе­деральном законе о ЦБ записано, что Центробанк не отвечает по обязательствам государства, а го­сударство - по обязательствам Центробанка. Сто­ронники «рыночных» реформ на разные лады по­вторяют либеральную мантру насчет того, что наш Центробанк должен быть независимым от госу­дарства, только так он, мол, может выполнять свои функции. На самом деле наш Центробанк не может иметь абсолютной свободы. Под вывеской незави­симости скрывается жесткая подчиненность Банка России Федеральной резервной системе США. Я об этом писал уже много раз, отсылаю к своим публи­кациям. Федеральный резерв, опираясь на моно­польные позиции доллара, стремится установить эффективный контроль над денежно-кредитными системами всех стран мира, в т. ч. в России. При Сталине монополистом в денежно-кредитной си­стеме страны было наше государство, сегодня та­ким монополистом стала Федеральная резервная система - частная корпорация, принадлежащая не­большой горстке мировых олигархов. ЦБ России - лишь филиал Федерального резерва.

Считается, что ЦБ России - монополист в сфере эмиссии наличных денег (рублей). Это прописано в Конституции Российской Федерации и в Федераль­ном законе о ЦБ. Это де-юре. А де-факто ЦБ России является лишь представителем центральных бан­ков, которые выпускают резервные валюты - пре­жде всего доллары и евро. ЦБ России осуществляет выпуск рублей в ходе покупки иностранных валют, которые оседают в его международных резервах. В России создан такой эмиссионный механизм, ко­торый работает не на кредитование предприятий отечественной экономики и бюджета РФ, а на об­служивание западных экономик. Ведь накопление иностранных валют в международных резервах ЦБ - фактически беспроцентное кредитование эко­номик тех стран, где создаются резервные валю­ты. Подобный механизм эмиссии национальных денег присущ странам зависимым, полуколониям. Он называется валютным управлением (“currency board”). Собственно и рубли назвать националь­ными деньгами трудно. Фактически это «зеленые доллары», перекрашенные в национальные цвета зависимой страны под названием «РФ».

Теперь о коммерческих банках, число которых сегодня в России - без малого одна тысяча. Формаль­но это банки с разной формой собственности: част­ные, кооперативные, иностранные, государственные. Даже появилось такое выражение: «многоукладная банковская система Российской Федерации». Дей­ствительно, есть частные банки, на 100% принадле­жащие российским инвесторам (акционерам). Каж­дую неделю узнаем, что такой-то российский банк обналичил миллиард рублей, такой-то банк объявил о своем банкротстве, оставив вкладчиков «с носом» (естественно, банкротство ложное), такой-то банк вывел свои активы за границу и т. п. Частные бан­ки по определению представляют собой идеальные машины по деланию денег из воздуха и обкрады­ванию клиентов, особенно в рыночной среде, осо - бенно когда их курирует, а фактически прикрывает Центральный банк, который развернут не в сторону отечественной экономики, а в сторону Запада. Ему, между прочим, предоставлено право законодатель­ной инициативы по вопросам, относящимся к сфе­ре денег, кредита, финансов. Ему принадлежит не последняя роль в том, что российские банки могут «гонять» свои деньги через границу (снятие всяких ограничений на трансграничное движение капи­тала). Точно так же сняты всякие ограничения на конвертацию безналичных денег в наличные и т. д. Другими словами, в России сконструирована такая модель ДКС, которая является идеальной для воров, жуликов, коррупционеров, отечественной и между­народной организованной преступности. Частные банки нас с вами богаче сделать не могут по опреде­лению, они могут нас только обокрасть.

Есть у нас и иностранные банки (с разной долей участия в капитале). Между прочим, доля иностран­ного капитала в совокупном акционерном капитале российских банков приближается к 30%. Это офи­циально. А не официально, учитывая двойное граж­данство некоторых акционеров, подставных лиц и сложные, многоуровневые схемы участия в капита­ле, она может быть и 50%. Присутствие иностран­ного капитала в банковском секторе экономики намного опаснее, чем в любой отрасли экономики, поскольку любой коммерческий банк является эмис­сионным институтом, выпускающим безналичные (кредитные, депозитные) деньги. Деньги - важней­ший атрибут государственного суверенитета. Если к их выпуску получают доступ иностранцы, возни­кает угроза национальному суверенитету.

Есть у нас и государственные банки. Среди го­сударственных банков называют такие российские гиганты, как Сбербанк, Газпромбанк, Внешторг­банк (ВТБ). Во-первых, в этих банках участие го­сударства частичное. Там есть частные акционеры, в т. ч. иностранные. К тому же сомнительно назы­вать Сбербанк вообще государственным банком, поскольку под государством там понимается такой акционер, как Центробанк. Во-вторых, смешанная государственно-частная форма собственности в лю­бой отрасли экономики при нашем коррумпирован­ном и компрадорском правительстве - самая идеаль­ная форма для перекачки денег из государственного бюджета и государственного сектора экономики в частные карманы наших клептоманов.

Независимо от того, какова форма собственности банков, составляющих второй ярус банковской систе­мы РФ, все они «заточены» на получение прибыли, т. е. предназначены не для повышения общего благо­состояния, а для перераспределения общественного богатства в пользу своих хозяев (акционеров). Банк в условиях рыночной экономики превращается в свое­образную раковую клетку, разрушающую некогда здоровый организм. Чем отличается раковая клет­ка от обычной клетки? Обычная клетка участвует в процессах обмена веществ, оставляя на собственное питание лишь небольшую часть проходящих через нее веществ, большую часть она передает дальше по сложным цепочкам. Таким образом осуществляется равномерное снабжение питательными веществами всех частей организма. А раковая клетка начинает задерживать и накапливать у себя все поступающие вещества, блокируя питание всего организма. Рано или поздно организм, пораженный раковыми клет­ками, гибнет. Если мы не избавимся от рыночных банков - раковых клеток, то наша экономика и наше общество обречены на гибель.

Думаю, что никаких дополнительных дока­зательств и фактов не надо приводить, чтобы по­чувствовать разницу между государственной бан­ковской монополией Сталина, которая работала на укрепление экономики страны, и нынешней много­укладной банковской системой РФ, которая, подоб­но раковым метастазам, разрушает нашу страну.


Глава 8
«золото сталИна»

Тема золотого запаса СССР притягивает мно­гих историков, экономистов, писателей и даже кинематографистов. Тема окутана многими тай­нами, что создает основу для полета фантазии, создания разных версий и гипотез. Даже сегодня, когда многие архивы раскрыты, тема советского золота остается terra incognita.

золотые запасы ссср:
общая картина за семьдесят лет

Тема очень многогранна. Она включает вопросы добычи желтого металла, его накопления государ - ством и населением, промышленного использования золота, ввоза и вывоза (трансграничного перемеще­ния) драгоценного металла. Трансграничное движе­ние золота, в свою очередь, выводит нас на вопросы внешней торговли, золотой контрабанды, денежно­кредитной системы СССР, внешней политики Со - ветского Союза и международного рынка золота.

Попытаемся реконструировать «золотую» кар - тину 70-летней нашей истории. Особое внимание, естественно, следует уделить периоду сталинской экономики не только исходя из формального прин­ципа (поскольку книга посвящена сталинской эко - номике), но и потому, что золотая политика СССР в этот период сильно отличалась от того, что было до сталинской экономики и после нее.

Начнем наш обзор с золотых резервов - офици­ального (государственного) запаса желтого метал­ла, находящегося на балансе финансового ведом­ства (сначала Наркомата РСФСР и СССР, а затем Министерства финансов СССР) и Госбанка (снача­ла РСФСР, а затем СССР). Официальные данные о золотых резервах в советский период публикова­лись примерно в течение одного десятилетия по­сле революции (до 1933 г.), после этого они были полностью засекречены и сохраняли такой статус до конца существования СССР. Данные о золотых резервах после 1933 г. очень обрывочны. Отдельные оценки государственных золотых резервов Совет­ского Союза, которые публиковались за рубежом, носили сугубо приблизительный характер. Они формировались на основе сопоставления объемов добычи желтого металла в СССР (по косвенным данным - из открытой печати, а также данным за­падных разведок эксперты составляли примерные оценки объемов добычи золота) и объемов его вы­воза в другие страны (оценки экспорта также были засекречены и носили экспертный характер). Наи­более полную картину за весь период дает такой ис­точник, как обзор Тимоти Грина об официальных резервах различных стран (публикация Всемирно­го совета по золоту, 1999), публикация МВФ “The Structure and Operation of the World Gold Market” (1993), а также некоторые отечественные издания. На основе этих источников нами составлена табли­ца 12, дающая общую картину золотых резервов страны за большую часть советского периода.

Таблица 12. Золотые резервы СССР

Период Объем (т)
1925 141,0
1926 141,2
1926 118,7
1927 127,5
1928 178,6
1929 138,2
1930 221,1
1931 374,3
1932 493,7
1933 525,2
1935 626,0
1953 2049,8
1969 1040,4
1972 1486,6
1975 1108,1
1978 760,6
1981 581,6
1984 577,2
1985 719,5

 

1986 587,4
1987 680,9
1988 785,3
1989 850,4
1990 784,0
1991 484,6

Источники: Green T. Central Bank Gold Reserves. An histori­cal perspective since 1845. World Gold Council. - November 1999; Green T. The Prospect for Gold: the View to the Year 2000. - 1987. - P. 93; The Structure and Operation of the World Gold Market IMF. Occasional Paper 105. - 1993. - Sept. - P12; Вопросы валютного курса рубля. - М., 1958; Борисов С. М. Золото в современном мире. - М., 2006. - С. 133; Государственный банк СССР. 1924/25 год. - М., 1926. - С. 20; Вестник финансов. - 1929. - № 11-12. - С. 158; Финансы. - 2002. - № 6. - С. 70.

 

«золотой исход»



















































































из Советской России (1917—1925 гг.)

Данные об официальных резервах золота в са­мые первые годы советской власти отсутствуют, однако можно предположить, что золотая казна государства стремительно пустела. Для справки: на 31 декабря 1913 г. золотой запас Российской Им­перии, согласно официальным данным, был равен 1233 т. Кроме того, в этот момент в обращении на­ходилось золотых монет объемом 382,5 т. Итого вместе с монетами в обращении золота в России было 1312,5 т. Это было рекордное количество зо­лота за всю историю существования России к тому моменту. По официальным запасам золота Россия накануне Первой мировой войны находилась на втором месте после США (54% от уровня США), опережая такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Италия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: