Глава 4. Земельный налог

 

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и - поскольку он относится к местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Земельный налог уплачивают физические и юридические лица, которые владеют участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Плательщики налога определяются в зависимости от вида прав на земельные участки СНТ, которые зарегистрированы в ЕГРН по основаниям, предусмотренным Законом о садоводах.

Члены садоводческого и дачного некоммерческого товарищества самостоятельно платят земельный налог за принадлежащие им личные участки, а также - путем сбора членских взносов - земельный налог за земли общего пользования.

Земельный участок общего пользования в садоводческих и дачных товариществах, как правило, приобретался в коллективную или совместную собственность за счет целевых взносов товарищества. Если право собственности на земельный участок зарегистрировано на нескольких человек с указанием их фамилий, налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях (ст. 392 НК РФ). Если фамилии сособственников не указаны, земельный налог уплачивают все владельцы земельных участков, расположенных на территории товарищества, внося эти средства в виде членских взносов и платы за содержание объектов инфраструктуры.

Садоводческое и дачное некоммерческое товарищество как юридическое лицо уплачивает налог за участки, приобретенные за счет средств специального фонда СНТ, либо за участки, предоставленные (приобретенные) им в собственность.

С 1 января 2019 г. вступает в силу Закон о ведении гражданами садоводства.

В соответствии с ч. 15 - 16 ст. 54 указанного Закона вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 г.

Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

Таким образом, если земельный участок общего пользования будет предоставлен в долевую собственность владельцам садовых участков, земельный налог будут уплачивать физические лица, участвующие в долевой собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка служит базой при расчете по земельному налогу (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения кадастровой оценки.

В настоящее время применяются два порядка определения кадастровой стоимости.

Старый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Новый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Новый порядок определения кадастровой стоимости земельного участка применяется, если в субъекте РФ было принято соответствующее решение. В этом случае кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки, которая включает в себя принятие решения о ее проведении и подготовку к ней, определение кадастровой стоимости и утверждение результатов кадастровой оценки.

Кадастровая оценка проводится не более одного раза в три года (в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - один раз в два года) и не менее чем один раз в пять лет.

Оба порядка определения кадастровой стоимости применяются в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г.

Решение о проведении кадастровой оценки принимает уполномоченный орган субъекта РФ. В таком решении определяются виды объектов недвижимости и категории земель, по которым проводится оценка.

Земельные участки оценивает бюджетное учреждение, создаваемое в субъекте РФ.

Подготовка к проведению кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации о земельных участках, кадастровая стоимость которых оспорена. Она должна быть закончена до 1 января года, в котором будет определяться кадастровая стоимость.

Бюджетное учреждение рассчитывает кадастровую стоимость в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на дату составления перечня объектов и определяется из расчета наиболее вероятной цены недвижимости, по которой она может быть приобретена, независимо от наличия ограничений на распоряжение ею.

При определении кадастровой стоимости земельного участка учитывается фактический вид его использования.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составляет проект отчета в форме электронного документа.

Бюджетное учреждение должно разместить проект отчета о кадастровой оценке на своем сайте в течение трех рабочих дней. В этот же срок сведения о месте его размещения и сам проект отчета направляются в Росреестр.

Сведения и материалы из проекта отчета, который готовит бюджетное учреждение, размещаются в фонде данных государственной кадастровой оценки. Ознакомиться с ними можно в течение 60 дней со дня их размещения.

Если после изучения материалов отчета возникнут возражения или уточнения, то замечания на отчет можно подать в течение 50 дней со дня публикации сведений и материалов в фонде данных. Замечания можно подать лично в бюджетное учреждение или через МФЦ либо направить почтой или через Интернет.

По результатам рассмотрения замечаний кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена.

Отчет о кадастровой оценке утверждает уполномоченный орган субъекта РФ. Для этого в течение 20 рабочих дней со дня его получения от бюджетного учреждения принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу с 1 января года, следующего после проведения оценки, при условии что он опубликован не позднее чем за месяц до окончания года.

При несогласии с кадастровой стоимостью земельного участка ее можно оспорить.

Для определения размера земельного налога, помимо кадастровой стоимости земельного участка, надо знать ставку земельного налога.

В соответствии со ст. 12 и 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, устанавливается гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

- 0,3% - в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- 1,5% - в отношении прочих земельных участков.

Решение об установлении ставки земельного налога можно найти на сайте местной администрации. Кроме этого, справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам имеется на сайте ФНС России, где можно узнать реквизиты решения об установлении земельного налога, срок уплаты налога, размер налога, а также установленные льготы по налогу.

Размер земельного налога рассчитывается следующим образом: кадастровую стоимость земельного участка надо умножить на ставку налога, утвержденную органом местного самоуправления, и разделить на 100.

Приведем пример расчета земельного налога.

1 000 000 x 0,2: 100 = 2 000 руб.,

где 1 000 000 руб. - кадастровая стоимость земельного участка;

0,2% - ставка земельного налога, утвержденная органом местного муниципального образования (уточняйте ставку по вашему земельному участку, она может отличаться от указанной в примере, но должна быть не более 0,3%).

 

1. Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

 

Узнать, какова кадастровая стоимость земельного участка, можно, запросив выписку из ЕГРН. ЕГРН - это достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. Кадастровый учет, возникновение и переход права на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Большая часть сведений, содержащихся в ЕГРН, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые сведения из ЕГРН не являются открытыми, доступ к ним ограничен, они предоставляются только правообладателям, их представителям или некоторым установленным законом категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам).

К сведениям ограниченного доступа относятся следующие сведения (ч. 13 ст. 62 Закона о государственной регистрации):

- о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

- о содержании правоустанавливающих документов;

- обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;

- сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН;

- о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка можно на официальном сайте Росреестра или через МФЦ.

Выписка будет содержать сведения из ЕГРН о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на указанную в запросе дату. Если вы не укажете необходимую дату, выписка будет содержать сведения по состоянию на дату запроса (п. 128 Порядка заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975).

Плата за получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости не взимается (ч. 4 ст. 63 Закона о государственной регистрации).

Если, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, вы обнаружите, что кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость земли, то есть все шансы кадастровую оценку оспорить.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (владельцев земельных участков). В данном случае есть все основания для оспаривания завышенной кадастровой стоимости участка, так как именно от этой величины рассчитывается земельный налог, обязанность уплаты которого есть у каждого владельца земельного участка.

Основаниями для пересмотра (оспаривания) результатов определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровую стоимость можно оспорить в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Учитывая, что большое количество заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворяются, не доходя до суда, стоит сначала обратиться именно в комиссию.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ. Результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить с даты их внесения в ЕГРН (до 1 января 2017 г. - ЕГРП) и до даты определения новой кадастровой стоимости.

Для обращения в комиссию составляется заявление (см. Приложение N 1). В нем нужно указать ваши Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым вы считаете кадастровую стоимость неверной.

К заявлению (в зависимости от оснований обращения) необходимо приложить:

1) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;

5) иные документы.

Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости не принимается к рассмотрению в следующих случаях:

- если отсутствуют необходимые документы;

- нарушен срок подачи заявления;

- величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

После обращения с заявлением в комиссию по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости земельного участка дождитесь вызова на заседание.

Согласно ч. 19 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Практически аналогичная норма содержится в ч. 14 ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке":

"Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать тридцать дней со дня его поступления".

О дате рассмотрения заявления направляется уведомление в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления.

Участие в заседании - это право, а не обязанность заявителя, но лучше всего не избегать этой процедуры.

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом.

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, комиссия в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра".

В случае существенного снижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее установлением в размере рыночной стоимости решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), если указанное решение затрагивает права и законные интересы соответствующего муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлением в бюджет налоговых доходов (ч. 22.1 ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или вы решили обойтись без комиссии, можно обратиться в суд.

В суд подается административное исковое заявление с приложением необходимых документов.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в административном иске может содержаться одно из следующих требований:

- об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;

- установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке решение комиссии об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не будет являться предметом рассмотрения требований заявителя.

Порядок административного судопроизводства может различаться в зависимости от заявленных требований.

Требования о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваются по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

В административном исковом заявлении должны быть указаны следующие данные:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения - если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Росреестр.

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана.

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, в иске также следует указать:

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, необходимо пояснить, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить следующие документы:

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

6) решение комиссии (при наличии);

7) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб.;

8) документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката (документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия - для представителя, не являющегося адвокатом);

9) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в г. Москве это Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой суд, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки:

- не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;

- в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, - в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии.

Суд рассматривает административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части будет содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости земельного участка.

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена, сведения о новой кадастровой стоимости применяются для исчисления земельного налога с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 

2. Льготы по земельному налогу

 

Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, дающие право пенсионерам получить налоговые льготы по земельному налогу.

Согласно измененному п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м (6 соток) площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в том числе пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Налоговый вычет производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Данное правило применяется к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.

Например, если пенсионеру принадлежат два земельных участка, налоговый вычет предоставляется только по одному из них. На какой именно участок будет распространяться налоговый вычет, надо выбрать и указать в уведомлении, которое следует направить в налоговую инспекцию.

Установлено, что уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу за налоговый период 2017 года, могло быть представлено налогоплательщиком в произвольной форме в налоговый орган по своему выбору до 1 июля 2018 г.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 г. представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

В том случае, если площадь земельного участка, которым владеет пенсионер, превышает 6 соток, за остальную часть участка придется платить земельный налог в полном объеме.

Например, если у пенсионера есть земельный участок площадью 1 000 кв. м (10 соток), земельный налог он будет уплачивать за 400 кв. м (4 сотки).

Обратите внимание: чтобы воспользоваться налоговым вычетом по земельному налогу, необходимо подать заявление о предоставлении льготы в налоговый орган.

Заявление о предоставлении налогового вычета по земельному налогу и уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, можно подать в любой территориальный налоговый орган.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: