См.: Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 N 6-КГ16-16

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК: ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ВЛАДЕНИЯ

 

ВЫПУСК 20

 

С.Е. ЖМУРКО

 

Жмурко С.Е., адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы, эксперт по правовым вопросам МОО "Московский союз садоводов".

 

Предисловие

 

Для чего люди покупают себе загородный участок?

Во-первых, он дает возможность отдохнуть в тишине и на свежем воздухе.

Во-вторых, это раздолье для любителей выращивать свежие овощи, фрукты и ягоды.

Среди предложений по продаже земельных участков ведущее место занимают те, которые расположены на территории садоводческих и дачных товариществ. Такие земельные наделы пользуются спросом, ведь их цена зачастую на порядок ниже участков, которые находятся в деревне или населенном пункте.

Если не знать специфику приобретения земельного участка, расположенного на территории некоммерческого объединения, можно столкнуться с рядом как приятных, так и неприятных сюрпризов.

Среди плюсов можно назвать охраняемую и огороженную территорию, гарантированный вывоз мусора, расчистку территории от снега зимой, электрификацию проездов и т.д. Минус заключается в том, что за все эти блага придется платить. И платить надо будет не только в случае пользования участком, но даже в тот период, когда на свою дачу вы не приезжаете и в ближайшее время приезжать не собираетесь.

Большое количество споров, в том числе тех, которые доходят до суда, связаны с имущественными отношениями между садоводческими и дачными некоммерческими товариществами и их членами, а также с гражданами, ведущими садоводство и дачное хозяйство в индивидуальном порядке. В основном такие дела возникают в связи с необходимостью уплачивать взносы и вносить плату за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, а также по поводу права и определения условий пользования общим имуществом.

В связи с тем что финансовые требования к членам товарищества и гражданам, ведущим садоводство и дачное хозяйство, могут быть предъявлены с учетом трехлетнего срока исковой давности, данная книга не потеряет своей актуальности и после вступления в силу 1 января 2019 г. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

При подготовке работы использовалась справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

 

Указатель сокращений

 

Нормативные правовые акты и судебная практика

Закон о ведении гражданами садоводства Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон о государственной регистрации Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Закон о защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Закон о садоводах Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Обзор судебной практики за 2010 - 2013 год Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.

Прочие сокращения

БТИ бюро технической инвентаризации
ДНП дачное некоммерческое партнерство
ЕГРН Единый государственный реестр недвижимости
ЕГРП Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
ЕГРЮЛ Единый государственный реестр юридических лиц
ИЖС индивидуальное жилищное строительство
КФХ крестьянское (фермерское) хозяйство
МФЦ многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
НДФЛ налог на доходы физических лиц
СНТ садоводческое некоммерческое товарищество

 

Глава 1. ВЗНОСЫ

 

1. Виды взносов

 

Являясь некоммерческим объединением, СНТ осуществляет свою деятельность в основном на взносы, которые платят члены.

Согласно нормам действующего Закона о садоводах уплата взносов является обязанностью каждого члена садоводческого товарищества. Даже если человек не приезжает на свой участок, не пользуется им, членские и целевые взносы он все равно должен уплачивать.

Правило о том, что взносы должны уплачиваться всеми без исключения членами товарищества, закреплено в пп. 6 п. 2 ст. 19 Закона о садоводах. Садоводы должны уплачивать взносы не как придется, а в соответствии с законом, уставом и решением общего собрания.

Какие именно взносы должны уплачивать члены СНТ и куда направляются эти деньги, установлено законом.

В садоводческом (дачном) некоммерческом товариществе (партнерстве) его члены уплачивают три вида взносов:

1) вступительные;

2) членские;

3) целевые.

 

В соответствии со ст. 1 Закона о садоводах вступительные взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации.

 

Членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.

 

Целевые взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования.

 

Как следует из ст. 1 Закона о садоводах, в СНТ может быть только три перечисленных вида взносов. Иные виды взносов, даже если они установлены уставом товарищества или решением общего собрания членов товарищества, не являются законными и собираться с садоводов не должны.

Что касается имущества, приобретаемого на целевые взносы, следует обратить внимание на разницу, которая отличает товарищество от партнерства.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица.

В дачном и садоводческом некоммерческом кооперативе члены объединения уплачивают уже не три, а четыре вида взносов:

1) вступительные;

2) членские;

3) паевые;

4) дополнительные.

 

Паевые взносы - имущественные взносы, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на приобретение (создание) имущества общего пользования.

 

Дополнительные взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов потребительского кооператива.

 

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о садоводах в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должны быть определены порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению этих взносов.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 21 Закона о садоводах установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных).

Размер взносов, как правило, утверждается на календарный год.

Например, если общее собрание проводится летом 2018 года, то смета утверждается на 2018 - 2019 год.

Утверждение приходно-расходной сметы объединения и принятие решений о ее исполнении относятся к исключительной компетенции общего собрания (пп. 12 п. 1 ст. 21 Закона о садоводах).

Приходно-расходная смета разрабатывается и составляется правлением и выносится на обсуждение и утверждение общего собрания.

На основании приходно-расходной сметы определяется размер взносов.

 

2. Принятие решения об утверждении взносов

 

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.

Обратите внимание: при созыве общего собрания во избежание оспаривания его решений важно соблюсти все формальности, касающиеся уведомления.

Во-первых, уведомление членов товарищества должно быть правильным (уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в СМИ, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления).

Во-вторых, уведомление членов товарищества должно быть своевременным (уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов).

При рассмотрении финансовых вопросов общим собранием членов садоводческого некоммерческого объединения в повестку дня должны быть включены два вопроса:

1) утверждение приходно-расходной сметы, с указанием периода;

2) утверждение размеров членских и целевых взносов.

Утверждение приходно-расходной сметы само по себе не может подменять решение вопроса об установлении членских и целевых взносов, так как смета содержит лишь общую сумму доходов от взносов за год. Указания на размер взносов, порядок их определения и оплаты приходно-расходная смета не содержит.

В соответствии с положениями ст. 21 Закона о садоводах общее собрание (собрание уполномоченных) простым большинством голосов вправе принимать решения о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также устанавливать размеры целевых фондов и соответствующих взносов.

Вместе с установлением размеров взносов и порядка их уплаты общее собрание вправе рассмотреть вопрос о предоставлении льгот отдельным категориям садоводов.

Например, льготы могут быть предоставлены многодетным семьям, пожилым и малообеспеченным гражданам или тем, кто всегда вовремя и в полном объеме уплачивает взносы.

Предоставление льгот по уплате взносов законодательно не предусмотрено, но этот вопрос может быть поднят и обсужден на общем собрании.

В случае отсутствия на общем собрании кворума все решения, которые на нем были приняты, могут быть оспорены в судебном порядке и признаны недействительными.

 

Кворум - это минимальное число участников общего собрания, установленное Законом о садоводах, необходимое для принятия на таком собрании законного решения.

 

Общее собрание членов садоводческого товарищества правомочно, если на нем присутствует более 50% членов такого объединения (абз. 7 п. 2 ст. 21 Закона о садоводах).

Для расчета кворума надо знать, сколько всего членов в товариществе.

Например, если в СНТ 100 членов, то кворум на общем собрании будет, если в нем принимает участие 51 член объединения.

Присутствующие на общем собрании отмечаются в листе регистрации присутствующих, расписываются в нем напротив своей фамилии. При расчете кворума учитываются не только лично присутствующие члены товарищества, но и граждане, которые принимают участие от их имени по доверенности.

Доверенность можно удостоверить как у нотариуса, так и у председателя правления товарищества.

В последнее время все больше садоводческих и дачных некоммерческих объединений вместо избрания председателя правления нанимают на работу так называемого управляющего.

Обратите внимание: в отличие от председателя правления, избранного на общем собрании, управляющий не имеет полномочий удостоверять доверенности. Это следует из абз. 7 п. 2 ст. 21 Закона о садоводах, в соответствии с которым доверенность представителя, дающая право участвовать в общем собрании, удостоверяется председателем правления.

Таким образом, наделение рассматриваемыми полномочиями наемного управляющего садоводческого или дачного некоммерческого объединения законом не предусмотрено.

Обратите внимание: внесение в устав соответствующего пункта не исправит ситуацию, так как положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству РФ и законодательству субъектов РФ (п. 5 ст. 16 Закона о садоводах).

Отсутствие кворума на общем собрании может повлечь недействительность принятых на нем решений.

В ст. 181.5 ГК РФ указано, что, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Таким образом, из анализа положений Закона о садоводах можно сделать следующие выводы.

Во-первых, о проведении общего собрания члены садоводческого и дачного некоммерческого объединения должны быть уведомлены заблаговременно с указанием вопросов, выносимых на обсуждение (повестка дня).

Во-вторых, решение может быть принято только при наличии кворума.

В-третьих, информация о принятии решения должна быть доведена до сведения членов объединения в течение семи дней после принятия решения в порядке, установленном уставом объединения.

В-четвертых, члены объединения вправе участвовать в собрании через своего представителя путем выдачи ему доверенности, заверенной председателем этого объединения.

Нарушение процедуры или порядка проведения общего собрания может повлечь оспаривание принятых решений.

 

3. Как оспорить решение общего собрания об утверждении

взносов

 

В том случае если на общем собрании членов садоводческого или дачного некоммерческого объединения было принято решение об утверждении взносов, которое вы считаете незаконным, его в обязательном порядке надо оспорить. Просто так не исполнять решение общего собрания и не платить нельзя. При наличии решения общего собрания садоводческое или дачное товарищество вправе взыскать имеющуюся задолженность. И главным аргументом в данном случае будет то, что решение общего собрания вы не оспаривали, а это значит, что вы с ним согласились и в силу закона обязаны исполнять.

Член товарищества, заинтересованный в оспаривании решения общего собрания, может обратиться в суд с иском о признании его недействительным.

Исковое заявление о признании недействительным решения общего собрания об утверждении взносов подается в суд, расположенный по месту нахождения ответчика, - СНТ.

Указанное исковое заявление относится к заявлениям неимущественного характера, поэтому госпошлина за обращение в суд уплачивается в размере 300 руб.

Оформить квитанцию для уплаты госпошлины можно на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции.

От уплаты государственной пошлины за обращение в суд с иском о признании решения общего собрания недействительным освобождены инвалиды I и II групп.

Право на обращение в суд с исковым заявлением о признании решения общего собрания недействительным предусмотрено ст. 46 Закона о садоводах и ст. 12 ГК РФ.

Признание недействительным решения общего собрания членов садоводческого или дачного товарищества происходит в судебном порядке.

Поскольку для признания решения общего собрания требуются определенные основания и одного желания садовода мало, подготовку к суду нужно начать с изучения протокола общего собрания.

В соответствии с п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

К протоколу общего собрания должны быть приложены регистрационные листы присутствующих на собрании граждан и копии доверенностей.

Член садоводческого или дачного некоммерческого объединения, который голосовал за принятие решения или воздержался от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ).

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ).

Членами СНТ могут быть оспорены в суде не любые решения общего собрания, а только те, которые были приняты с нарушением закона, и только в том случае, если имеются основания для признания решения общего собрания недействительным.

К существенными обстоятельствам, имеющим значение для гражданского дела по иску о признании решения общего собрания недействительным, относится выяснение следующих вопросов.

Был ли на общем собрании кворум?

Соответствовал ли закону и уставу порядок созыва и проведения общего собрания товарищества?

Были ли включены рассматриваемые вопросы в повестку дня общего собрания?

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, обязанность доказать факт принятия решения и соблюдения установленной процедуры принятия этого решения, включая формирование повестки дня и наличие кворума, лежит на садоводческом или дачном некоммерческом объединении.

Основания для признания общего собрания садоводческого или дачного некоммерческого товарищества недействительным перечислены в законе.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение общего собрания членов СНТ является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Решение общего собрания членов СНТ является ничтожным, если оно:

- принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, когда в собрании приняли участие все члены СНТ;

- противоречит основам правопорядка или нравственности;

- принято при отсутствии необходимого кворума;

- принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Решение общего собрания членов СНТ является оспоримым и может быть признано судом недействительным, если:

- допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

- у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

- допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

- допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Важно: обращаться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания надо в определенный срок, а не тогда, когда захочется.

В п. 5 ст. 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Следует заметить, что Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", дополнивший ГК РФ гл. 9.1 "Решения собраний" (ст. 181.1 - 181.5), положения которой применяются при разрешении требований об оспаривании решений общего собрания членов некоммерческого объединения, вступил в силу с 1 сентября 2013 г. В соответствии с ч. 9 ст. 3 названного Закона указанные сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 г.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 112 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", срок исковой давности для признания ничтожного решения собрания недействительным исчисляется по аналогии с правилами, установленными п. 5 ст. 181.4 ГК РФ (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Только в том случае, если суд признает решение общего собрания об утверждении членских и целевых взносов недействительным, их можно не платить. Во всех остальных случаях решение общего собрания обязательно для исполнения.

 

4. Финансово-экономическое обоснование размера взносов

 

Наиболее спорным вопросом при определении размера взносов является то, как их рассчитывать - в равном для всех размере или в зависимости от площади участка? Долгое время этот вопрос разрешался в судебном порядке, причем решения могли быть диаметрально противоположными.

2 июля 2014 г. Президиумом Верховного Суда РФ был утвержден Обзор судебной практики за 2010 - 2013 год, в котором указано, что с учетом правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов (ст. 21 Закона о садоводах) необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование.

Вместе с тем не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, установления обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.

Таким образом, высший суд страны указал, что определять, будут ли взносы равными для всех членов или они будут различаться в зависимости от площади участка, должны сами садоводы, принимая соответствующее решение на общем собрании, не забывая при этом финансово обосновать свое решение.

К сожалению, разъяснений о том, каким образом финансово обосновывать размер взносов, ни в Законе о садоводах, ни в Обзоре судебной практики за 2010 - 2013 годы нет. В связи с этим существует вероятность, что отсутствие законодательно закрепленного механизма финансового обоснования размера взносов может привести к злоупотреблениям со стороны органов управления некоммерческих объединений.

Новый Закон о ведении гражданами садоводства позволяет садоводческим и огородническим товариществам предусмотреть в уставе возможность устанавливать размер взносов для отдельных членов, отличный от общего.

Например, размер взноса может устанавливаться в зависимости от характеристик земельного участка и объектов недвижимости, принадлежащих конкретному гражданину.

Если в настоящее время Закон о садоводах не требует готовить финансовое обоснование в виде отдельного документа, то с 1 января 2019 г. это надо будет делать в обязательном порядке.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона о ведении гражданами садоводства размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования, утвержденных решением общего собрания.

Подготовкой финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы для владельцев земельных участков, расположенных на территории товарищества, которые не являются его членами, будет заниматься правление (п. 15 ч. 7 ст. 18 Закона о ведении гражданами садоводства).

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится в том числе утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы для граждан, которые не являются членами товарищества.

Решение общего собрания членов товарищества об утверждении финансово-экономического обоснования размера взносов и платы для граждан, которые не являются членами товарищества, принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества. При принятии таких решений в голосовании должны будут принимать участие не только члены товарищества, но и владельцы земельных участков, которые членами не являются (ч. 2, 3 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства).

Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать заверенные копии финансово-экономического обоснования размера взносов (п. 6 ч. 3 ст. 11 указанного Закона).

Согласно ч. 7 ст. 21 Закона о ведении гражданами садоводства граждане, которые не являются членами товарищества, но владеют земельными участками на его территории, вправе потребовать предоставления заверенной копии протокола или заверенной выписки из протокола общего собрания, на котором утверждалось финансово-экономическое обоснование размера взносов.

Из указанных законодательных норм можно сделать вывод, что финансово-экономическое обоснование является отдельным документом, который утверждается решением общего собрания. Следовательно, в случае необходимости этот документ и решение общего собрания о его утверждении могут быть оспорены в судебном порядке.

 

5. Взносы по новому Закону

 

По новому Закону о ведении гражданами садоводства, который вступит в силу 1 января 2019 г., взносы членов СНТ могут быть двух видов:

1) членские;

2) целевые.

Вступительные взносы в садоводческом и огородническом некоммерческом товариществе новым Законом не предусмотрены. При этом в новом Законе специально оговорено, что уплаченные до 1 января 2019 г. вступительные взносы гражданам не возвращаются.

Обязанность по внесению взносов, как и прежде, распространяется на всех членов товарищества.

Уставом садоводческого или огороднического товарищества должны быть предусмотрены:

- порядок уплаты членских взносов на расчетный счет товарищества;

- периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц);

- срок внесения членских взносов.

Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

2) осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

4) благоустройством земельных участков общего назначения;

5) охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

6) проведением аудиторских проверок товарищества;

7) выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

8) организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

9) уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, связанные исключительно:

1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

2) подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;

3) проведением кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;

4) созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

5) реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

По новому Закону и членские, и целевые взносы должны вноситься на расчетный счет товарищества.

В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.

Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.

В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

 

6. Плата за пользование объектами инфраструктуры

по новому Закону

 

В новом Законе, в отличие от Закона о садоводах, существенно изменилось регулирование ведения садоводства и огородничества в индивидуальном порядке.

Если сейчас садоводам-индивидуалам посвящена лишь одна ст. 8 Закона о садоводах, а относительно всего остального приходится или договариваться, или обращаться в суд, то в новом Законе права садовода-индивидуала прописаны более подробно.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о ведении гражданами садоводства ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Указанные лица вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

По новому Закону граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, обязаны вносить следующую плату:

- за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования;

- текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества;

- услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом, в порядке, установленном для уплаты взносов членами товарищества.

Согласно этому Закону суммарный ежегодный размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с Законом о ведении гражданами садоводства и уставом товарищества.

В случае невнесения садоводом-индивидуалом платы за пользование и содержание имущества данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.

Помимо обязанностей для садоводов-индивидуалов, новый Закон наделяет их и дополнительными правами.

Так, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, с 1 января 2019 г. получат право принимать участие в общем собрании членов товарищества.

Указанные граждане смогут принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по следующим вопросам.

Принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков.

Принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

Принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта РФ или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества.

Определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы.

Утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы.

По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.

Кроме этого, граждане, имеющие земельные участки на территории садоводческого товарищества, но не являющиеся его членами, получат право обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены новым Законом.

С 1 января 2019 г. граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, также получат право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные копии:

1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ;

2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

6) финансово-экономического обоснования размера взносов;

7) иных предусмотренных Законом о ведении гражданами садоводства, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

 

7. Взыскание задолженности по членским и целевым взносам

 

Общее собрание членов некоммерческого объединения принимает решение о размере взносов на год и определяет сроки, в течение которых взносы должны быть уплачены.

Редко в каком товариществе обходится без должников. При этом о долге можно говорить тогда, когда прошел срок оплаты, установленный уставом или решением общего собрания.

К должникам по взносам могут быть применены различные меры воздействия, вплоть до исключения их из членов некоммерческого объединения. Меры воздействия, которые применяются к неплательщикам в каждой конкретной организации, основания и порядок их исключения из членов объединения должны быть предусмотрены в уставе.

Основная цель всех этих мер заключается в том, чтобы долг был погашен. Лучше всего с этой задачей справляется суд, куда можно обратиться с иском о взыскании задолженности по взносам.

Подать иск можно в любое время после того, как задолженность образовалась, но взыскать получится только сумму за период не позднее трех лет до дня обращения в суд.

Так, например, если садовод задолжал за пять лет, суд, применив последствия пропуска срока исковой давности (если об этом заявит ответчик), взыщет долг лишь за последние три года.

Отсюда следует вывод, что пропускать трехлетний срок очень не выгодно истцу - СНТ.

Задолженность по взносам можно взыскать в судебном порядке по заявлению о вынесении судебного приказа или в порядке искового производства.

 

Судебный приказ - это судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

 

Судебный приказ, вынесенный мировым судьей, будет одновременно исполнительным документом, который исполняется в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;

3) наименование должника, его место жительства или место нахождения, а для гражданина-должника также дата и место рождения, место работы (если они известны);

4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;

6) перечень прилагаемых документов.

Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.

Обратите внимание: под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать 500 тыс. руб. - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ).

Подача заявления о вынесении судебного приказа оплачивается госпошлиной в размере 50% от государственной пошлины, установленной в пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится мировым судьей в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение 10 дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.

Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

Если судебный приказ будет отменен, в суд подается исковое заявление.

Исковое заявление о взыскании задолженности по членским и целевым взносам подается в суд по месту нахождения ответчика-должника. При сумме задолженности менее 50 тыс. руб. обращаться следует к мировому судье судебного участка. Если сумма долга превышает 50 тыс. руб., иск направляется в федеральный суд - районный или городской.

Исковое заявление о взыскании задолженности по взносам является имущественным иском, подлежащим оценке. В зависимости от суммы задолженности рассчитывается государственная пошлина, квитанция об уплате которой является приложением к иску.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, составляет (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

- до 20 тыс. руб. - 4% от цены иска, но не менее 400 руб.;

- от 20 001 руб. до 100 тыс. руб. - 800 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 20 тыс. руб.;

- от 100 001 руб. до 200 тыс. руб. - 3 200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 тыс. руб.;

- от 200 001 руб. до 1 млн руб. - 5 200 руб. плюс 1% от суммы, превышающей 200 тыс. руб.;

- свыше 1 млн руб. - 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 млн руб., но не более 60 тыс. руб.

Помимо квитанции об уплате госпошлины к исковому заявлению нужно приложить:

- копию искового заявления для суда и ответчика;

- выписку из ЕГРЮЛ или выписку из протокола общего собрания об избрании председателя;

- заверенную копию протокола общего собрания, на котором принималось решение об установлении взносов;

- расчет задолженности ответчика;

- копию устава;

- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

- копии уведомлений о наличии задолженности, которые направлялись в адрес должника с почтовыми документами.

Как правило, данная категория дел рассматривается судами достаточно быстро, и вся процедура от момента подачи иска до вынесения судом решения может занять два-три месяца.

Помимо основной суммы долга с ответчика могут быть взысканы пени и судебные расходы.

Пени за несвоевременную уплату взносов устанавливаются решением общего собрания (пп. 11 п. 1 ст. 21 Закона о садоводах) или уставом. Если пени установлены, то при обращении в суд надо ссылаться на пункты устава или решение общего собрания, если нет, то рассчитать неустойку можно на основании ст. 395 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела.

Например, к судебным расходам можно отнести затраты на оформление доверенности на представителя или оплату его услуг.

Перечень судебных издержек не является исчерпывающим.

Главное правило: понесенные расходы должны подтверждаться документально.

Судебные расходы возмещаются судом лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу. Иными словами, проигравшая сторона возмещает судебные расходы лицу, которое выиграло дело.

После того как решение суда вынесено и вступило в законную силу, суд выдает исполнительный лист, который подлежит направлению в службу судебных приставов для взыскания долга.

Как показывает практика, взыскание задолженности через суд с одного-двух садоводов ведет к тому, что остальные должники стараются поскорее погасить свои долги, а значит, проблема будет решена, ведь для любого некоммерческого объединения очень важно, чтобы взносы платились вовремя.

Надо отметить, что взыскание задолженности в судебном порядке является, пожалуй, единственным законным методом, чтобы заставить должников платить.

Другие меры воздействия, например такие, как отключение электричества, запрет проезда к участку, весьма популярны, но эти действия нельзя назвать законными. Даже при условии, что член садоводства задолжал по взносам, суд обяжет товарищество пускать его к своему участку и восстановить электроэнергию, если он обратится с соответствующим иском.

 

8. Взыскание платы за содержание и пользование объектами

инфраструктуры и другим имуществом общего пользования

с граждан, не являющихся членами товарищества

 

Некоторое время назад выход из членов садоводческого или дачного некоммерческого товарищества стал достаточно массовым явлением. Практически все, кто выходил из членов товарищества, рассчитывали на то, что это поможет избежать обязанности по уплате членских и целевых взносов.

Напомним, что в Законе о садоводах гражданам, которые не являются членами товарищества, посвящена лишь одна статья (ст. 8):

"1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения".

В связи с недостаточной регламентацией данного вопроса сложилась неоднозначная судебная практика.

После того как был опубликован Обзор судебной практики за 2010 - 2013 год, многие спорные моменты были устранены.

В частности, в этом Обзоре Верховный Суд РФ указал следующее. Отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1662-О-О, положения абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона о садоводах, рассматриваемые в системном единстве с положениями абз. 3 того же пункта и закрепляющие право граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, пользоваться определенным имуществом некоммерческого объединения, а также условия и порядок реализации этого права, включая судебные гарантии, призваны обеспечить справедливый баланс индивидуальных и коллективных интересов в данной сфере общественных отношений.

Исходя из положений ст. 1 и 8 Закона о садоводах установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов садоводческого и дачного некоммерческого объединения и не связывается с членством в товариществе или партнерстве. Расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет некоммерческое объединение, являются обязательными платежами.

На основании ст. 1102 ГК РФ неосновательно сбереженное имущество подлежит возврату лицу, за счет которого оно сбережено. Поэтому граждане, не являющиеся членами объединения, должны платить за пользование объектами его инфраструктуры.

Кроме этого, ссылаясь на одно из гражданских дел, Верховный Суд РФ подчеркнул, что отсутствие договора с ДНП не влияет на отношения собственника земельного участка, расположенного на территории партнерства, и не может служить основанием для освобождения собственника земельного участка от установленной законом обязанности участвовать в содержании имущества общего пользования путем внесения соответствующих платежей, установленных общим собранием членов ДНП.

Факт того, что садовод не пользуется принадлежащим ему земельным участком, не влияет на его обязанность по содержанию имущества общего пользования, поскольку по смыслу п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Необходимость уплаты взносов в садоводческом некоммерческом объединении обусловлена тем, что такие юридические лица существуют и ведут свою деятельность благодаря этим платежам.

Таким образом, имея или приобретая земельный участок, расположенный на территории такого объединения, надо быть готовым к тому, что расходы с покупкой участка не прекращаются, а будут носить регулярный характер.

 

9. Ответственность за неуплату взносов

 

Неполная или несвоевременная уплата взносов, установленных законом, уставом и решением общего собрания, может повлечь за собой определенные негативные последствия.

Прежде всего задолженность по членским и целевым взносам, пени и судебные расходы могут быть взысканы с должников в судебном порядке.

Контроль за своевременным внесением взносов, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы с граждан, которые не являются членами товарищества, относятся к полномочиям правления.

В случае если взносы своевременно и в полном объеме уплачиваться не будут, к должнику могут быть применены и другие меры ответственности.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона о садоводах в уставе садоводческого некоммерческого объединения может быть предусмотрена ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению членских взносов. Мерой ответственности за неуплату членских взносов может являться исключение из членов данного объединения и взыскание задолженности в судебном порядке.

Обязанность по своевременной уплате членских и целевых взносов установлена и новым Законом (п. 2 ч. 6 ст. 11 Закона о ведении гражданами садоводства).

Если член товарищества не исполняет обязанность по своевременной уплате взносов, он может быть исключен из членов товарищества.

В ст. 13 Закона о ведении гражданами садоводства установлен следующий порядок исключения из членов товарищества.

Членство в товариществе прекращается принудительно решением общего собрания членов товарищества со дня принятия такого решения или с иной даты, определенной данным решением, в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества.

Председатель товарищества не позднее чем за месяц до дня проведения общего собрания членов товарищества, на котором планируется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества, направляет данному члену товарищества предупреждение о недопустимости неисполнения обязанности по уплате взносов, содержащее рекомендации по устранению нарушения исполнения этой обязанности, заказным письмом с уведомлением о вручении по указанным в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу электронной почты (при наличии), по которому данным членом товарищества могут быть получены электронные сообщения.

Помимо исключения из членов товарищества, многие председатели некоммерческих объединений практикуют отключение электроэнергии и отказ в выдаче пульта от шлагбаума.

Что касается отключения электроэнергии, мы вернемся к этой теме чуть позднее, а про установку шлагбаума и запрет проезда расскажем сейчас.

Дорога общего пользования садоводческого или дачного товарищества, которая перекрывается шлагбаумом, чаще всего является единственным возможным проездом к земельному участку и дому садоводов. Отказ в выдаче пульта от шлагбаума или ключа от общих ворот многими председателями рассматривается как верный способ воздействовать на неплательщиков. Но законными такие действия можно назвать только в случае, если речь идет о должнике - гражданине, ведущем садоводство или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, с которым заключен договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и который не платит по этому договору (см. ст. 8 Закона о садоводах). В остальных случаях закон не предоставляет садоводческому или дачному товариществу права чинить препятствия садоводам в пользовании принадлежащими им участками.

В случае перекрытия проезда необходимо сразу обратиться в отделение полиции, чтобы зафиксировать это обстоятельство и решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении председателя товарищества по факту самоуправства.

Решить вопрос об устранении препятствий в проезде можно и в порядке гражданского судопроизводства.

Как указано в п. 45 - 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Таким образом, обращаться с иском в суд можно не только тогда, когда вам уже перекрыли проезд на участок, но и тогда, когда вас об этом настойчиво предупреждают.

Текст искового заявления может быть примерно таким:

"Установкой шлагбаума и отказом в выдаче мне пульта садоводческое некоммерческое объединение ограничивает мой доступ к принадлежащему мне на праве собственности земельному участку и жилому строению. Кроме этого, меня лишают возможности надлежащим образом пользоваться и полноценно осуществлять полномочия собственника в отношении принадлежащего мне земельного участка и жилого строения в силу того, что проезд (проход) к названным объектам недвижимости имеется только один.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях садоводческого товарищества, которое перекрывает проезд, усматривается злоупотребление правом, поскольку действиями, не одобренными лицами, непосредственно пользующимися дорогой, нарушается право, гарантированное ст. 209 и 304 ГК РФ, в отношении возможности свободного владения, пользования и распоряжения принадлежащими мне объектами недвижимости".

 

10. Оплата электроэнергии

 

К имуществу общего пользования садоводческого или дачного некоммерческого объединения относится в том числе имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в электроснабжении.

В садоводческом или дачном некоммерческом объединении чаще всего не заключены договоры энергоснабжения с каждым владельцем земельных участков, а есть лишь один договор, заключенный энергосбытовой организацией с некоммерческим объединением как с юридическим лицом.

Наличие такого договора не свидетельствует о том, что садоводческое или дачное товарищество является энергоснабжающей организацией в отношении садоводов, владельцев земельных участков, расположенных на территории такого объединения, или о том, что оно вправе устанавливать свой внутренний тариф.

При наличии прибора учета электрической энергии на границе раздела сетей садоводческого или дачного товарищества и сетевой организации оплата электроэнергии некоммерческим объединением производится на основании договора энергоснабжения, заключенного между товариществом и энергоснабжающей организацией, по показаниям общего счетчика на границе раздела сетей за весь поставленный объем электрической энергии, по тарифу для населения. При этом оплата всего объема поставленной электроэнергии складывается из двух составляющих:

1) суммарной оплаты по индивидуальным счетчикам использованной электроэнергии каждым членом некоммерческого объединения;

2) оплаты внутрисадоводческих нужд (потери в линиях электропередачи, трансформаторе, освещении улиц и т.д.), которая распределяется между всеми членами СНТ.

Порядок оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях и трансформаторе, принадлежащих СНТ, решается в соответствии с Законом о садоводах и уставными документами СНТ и не является предметом законодательства о тарифном регулировании.

Владельцы земельных участков, расположенных на территории товарищества, должны оплачивать электроэнергию в соответствии с официально установленными тарифами.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Во исполнение этого Закона Правительством РФ было принято Постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено следующее:

"При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1".

Согласно п. 2 указанного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены в том числе садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 35 Закона о садоводах органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.

Таким образом, установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников, дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования.

Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

Например, тарифы на электроэнергию для населения в Московской области на текущий год установлены распоряжением Мособлкомцен от 20.12.2017 N 321-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энерг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: