Формы управленческой деятельности

 

Различные акты управления принимаются государственными органами исполнительной власти или как говорили раньше, исполнительно-распорядительной, для руководства всевозможными социальными, экономическими, культурными и другими процессами. Данные акты принимаются, как уже было сказано ранее, в соответствии с компетенцией того или иного органа власти, либо во исполнение актов высших органов государственной власти (парламента, Правительства, Президента).

Для каждого вида государственной деятельности, в том числе и управленческой, характерны свои организационно-правовые формы*(373). По мнению профессоров Ю.М. Козлова и Р.Ф. Васильева, формами управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности являются: установление норм права, применение норм права, организационная работа, материально-технические действия*(374).

Однако представленная выше классификация не является незыблемой. Как отмечает в учебной литературе для сотрудников органов внутренних дел В.М. Безденежных: "Однозначная классификация форм управленческой деятельности затруднена ввиду их большого разнообразия"*(375). Например, авторы книги "Советское административное право. Методы и формы государственного управления" определили следующие три вида форм государственного управления: структурные, процедурные (процессуальные) и формы как внешние проявления управленческой деятельности*(376). Что касается структурных форм, то они, как правило, показывают внутреннюю организацию управляющей системы и всех составляющих ее субъектов: подсистем, органов, подразделений. При этом каждая система является составной частью (элементом) системы большего порядка. Субъекты, осуществляющие управленческую деятельность, выполняют набор определенных последовательных действий, которые выступают в качестве взаимосвязанных, вытекающих друг из друга, последовательных процедур. Особенностью последних является их многообразие, зависящее от компетенции органа, его функций и целей. Управленческая деятельность исполнительных органов власти выражается также и в целом ряде внешних проявлений, которые различаются по своей природе, последствиям и предъявляемым к ним требованиям.

В этой связи процесс управления можно представить как ряд определенных стадий, которые, по мысли Ю.Д. Радзевича, и "составляют управленческий цикл"*(377). При этом все стадии управленческого процесса направлены, прежде всего, на реализацию определенных задач для осуществления поставленной цели.

Здесь следует подчеркнуть, что от эффективной работы на каждом этапе управленческой деятельности зависит и общая эффективность управленческого процесса*(378). При этом, выделение роли управления в достижении общего результата - это задача с определенными трудностями. Окончательная оценка эффективности управления, по мнению профессора А.П. Шергина, возможна лишь после выяснения причин установленных изменений в объектах управления*(379). Значит в проявлении существенных изменения в самом объекте управления в различных отношениях (в области финансов, сельского хозяйства, транспорта, регионального развития, массовых коммуникаций, в социально-культурной сфере, в сфере спорта, туризма, образования и т.д.) и выражается эффективность управления?

Исполнительная власть, как правило, воздействует на объект так, что быстрыми изменения в нем проявляются довольно быстрыми темпами.

Значит, эффективность управления выражается только в положительных изменениях, происходящих в обете управления?

Однако, если мы здесь ответим однозначно, то такое утверждение можно будет отнести только к целевой эффективности.

Между тем, эффективность управления выражается не только в положительных изменениях объекта управления, но также и в совершенствовании субъекта управления, его научного, организационного, правоприменительного потенциала, применяемых методах и в совершенствовании самого процесса управления. При этом происходящие изменения в объекте и субъекте управления должны проверяться как мониторингом реализации целей и задач конкретного вида управления, так и правоприменительной деятельности и ее результатов.

Таким образом, можно говорить о ресурсной, организационной и других видах эффективности, которые в совокупности своей и образуют системную эффективность государственного управления. Следовательно, понятие эффективности многофункционально и включает в себя различные функции и виды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: