Глава 5. Оформление ведомственных нормативных правовых актов

 

Статья 36. Реквизиты ведомственных нормативных правовых актов

1. Ведомственные нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:

- изображение Государственного герба Российской Федерации;

- название федерального органа исполнительной власти;

- наименование формы акта;

- заголовок, кратко отражающий содержание акта;

- дату и место принятия акта;

- порядковый номер;

- дату и номер государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

2. Проект ведомственного нормативного правового акта оформляется на листах формата А4. При размещении текста документа на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое - 30 мм, правое - 20 мм от края листа.

 

Статья 37. Структура ведомственного нормативного правового акта

1. Структура ведомственного нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы и включать в себя, как правило, две части - вступительную (преамбулу) и распорядительную (приказную).

2. Во вступительной части (преамбуле) излагаются цели и задачи принятия нормативного правового акта. Нормативные положения во вступительную часть (преамбулу) не включаются. Если нормативные предписания акта не нуждаются в обосновании, то вступительная часть (преамбула) может отсутствовать.

3. Распорядительная (приказная) часть излагается в повелительной (императивной) форме, обеспечивающей правильное понимание и применение нормативного правового акта.

4. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки и т.п., то они помещаются в приложениях и в тексте нормативного акта делаются ссылки на них. Приложения располагаются после текста нормативного правового акта, им присваивается соответствующий порядковый номер арабскими цифрами.

5. В тексте нормативного правового акта для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены непосредственно в нормах права могут быть сделаны сквозные сноски в конце листа нормативного правового акта. Сноски могут обозначаться специальным символом "*".

6. В последних пунктах нормативных правовых актов указываются нормативные правовые акты и их части, в которые вносятся изменения и дополнения, а также акты, которые признаются утратившими юридическую силу. В перечень нормативных правовых актов, утративших юридическую силу, включаются как основной нормативный правовой акт, так и все акты, которыми в него были внесены изменения и дополнения. Если нормативный правовой акт не может быть признан утратившим юридическую силу полностью, то в перечень включаются только отдельные части (пункты) данного нормативного правового акта.

 

Статья 38. Нумерация элементов (составных частей) ведомственных нормативных правовых актов

1. Текст ведомственных нормативных правовых актов подразделяется на следующие составные части: в приказах - на пункты, подпункты, абзацы; в положениях, наставлениях, инструкциях, правилах - на главы, пункты, подпункты, абзацы.

2. Нумерация глав производится римскими цифрами, а пунктов и подпунктов - арабскими цифрами с точкой. Номер главы и пункта должен состоять из одного числа. Нумерация пунктов текста нормативного правового акта является сквозной. Нумерация подпунктов должна включать в себя номер соответствующего пункта и номер собственно подпункта, разделенных точкой, например: 1.1; 1.2. При более мелком делении разрешается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой, например: а), б).

 

Статья 39. Требования, предъявляемые к языку нормативных правовых актов

Разработчики ведомственных нормативных правовых актов должны выполнять следующие основные требования, предъявляемые к языку нормативных правовых актов:

1. Ясность. Текст проекта нормативного правового акта должен быть написан ясным и доступным языком. Стиль нормативных актов должен способствовать наибольшей убедительности содержащихся в них норм права.

2. Непротиворечивость. В тексте нормативного правового акта не должны присутствовать противоречивые предписания, предписывающие различную регламентацию по одним и тем же вопросам.

3. Унификация юридической терминологии. Для того чтобы текст нормативного правового акта был понятен всем, необходимо применять однообразные определения (нормы-дефиниции), раскрывающие содержание каких-либо понятий. При разработке норм-дефиниций разработчики нормативных актов должны учитывать:

- целесообразность используемого понятия;

- для раскрытия понятия не обязательно указывать все его признаки, достаточно указать только главные особенности, характеризующие это понятие;

- норма-дефиниция не должна быть объемной;

- нельзя нарушать принцип подчиненности понятий, поскольку одно понятие может входить в другое.

 

Статья 40. Наименование государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностей в ведомственных нормативных актах

Наименование государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также различных должностей воспроизводится в ведомственных нормативных правовых актах в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным, либо условным).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: