Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства. (лекция 2)

Билет 1

Культурно-исторические корни литературы. Миф и словесно искусство.

Художественная литература — искусство слова. Своеобразие ее «материала».

Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н.Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие национальные языки.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности).

Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов — уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как средоточия образного его смысла.

Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ».

Особенности творческого процесса в искусстве слова; «игра рассудка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного художественного мира, «муки слова».

Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологические, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Творческая рефлексия художника
и замысел произведения. Противоречия творческого процесса и их преодоление в созидании произведения как завершенной целостности.

Восприятие литературно-художественного произведения читателем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) — способ освоения произведения как художественной ценности.

ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ. Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, на родные празднества, религиозные мистерии, а в последние века — через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной сфере фольклора. Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает к литературе. Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредником, а научные концепции фольклора, становясь фактом культуры, оказывают большое влияние на процессы взаимодействия Л. и м.

Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Литература с этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально-сменяющие его искусство и литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени не сосуществуют. Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи. То, что с точки зрения не мифологического сознания различно, расчленено, подлежит сопоставлению, в мифе выступает как вариант (изоморф) единого события, персонажа или текста. Очень часто в мифе события не имеют линейного развёртывания, а только вечно повторяются в некотором заданном порядке; понятия «начала» и «конца» к ним принципиально не применимы. Так, например, представление о том, что повествование «естественно» начинать с рождения персонажа (бога, героя) и кончать его смертью (и вообще вы деление отрезка между рождением и смертью как некоторого значимого сегмента), по видимому, принадлежит немифологической традиции. В повествовании мифологического типа цепь событий: смерть – тризна – погребение раскрывается с любой точки и в равной мере любой эпизод подразумевает актуализацию всей цепи.

 


Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства. (лекция 2)

Искусство, наряду с другими сферами человеческой жизни, произошло из мифов.
Концепции искусства:
1) Наличие элементов, сходства с окружающим миром, реальностью. (Искусство как подражание жизни). Искусство опирается на личностное начало, в том время как в науке нет отношений произведение - автор. Эмоциональное и ассоциативное мышление.

2) Искусство как субъективная творческая способность человека.
В искусстве всегда присутствует оценочность.
Художественный образ – первоэлемент любого произведения искусства. Он соединяет объективное и субъективное.
Художественный образ – искусственно созданное человеком, новое, целостное, материальное представление, выражающее содержание, познаваемое явление и содержание личности художника в их единстве.

3) Коммуникативное искусство.
Коммуникативная функция искусства — это способность устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми, поколениями и народами. Искусство — не только созидатель и носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно активный и эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.

Искусство обладает своими языками.
Различие языков связано с:
а) специфика материалов (холст, глина)
б) способ восприятия

Ассоциативное изображение. Произведение искусства - система знаков .
Ведущее значение в языке изобразительного искусства имеют выразительные средства композиции (строение, форма, пропорции, линия, цвет и цветовые оттенки, контраст, ритм и др.), отражающие индивидуальность художника, его эмоционально-чувственное и образное
отражение мира.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: