Таблица 3. Объекты государственной экологической экспертизы,
указанные в иных нормативных правовых актах
Нормативный правовой акт | Наименование объекта |
Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.). Настоящая Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 669 организация выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из настоящей Конвенции, возложена на Минприроды РФ // Конвенция вступила в силу 29 декабря 1993 г. Настоящая Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ. Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 г., N 19, ст. 2254; в Бюллетене международных договоров, 1996 г., N 9, стр. 3 | "Статья 14. Оценка воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий 1. Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно: a) внедряет соответствующие процедуры, требующие проведения экологической экспертизы своих предлагаемых проектов, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие, в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий, и, когда это целесообразно, обеспечивает возможности для участия общественности в таких процедурах; ..." |
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 г.). Соглашение вступило в силу 16 мая 1997 г. Настоящее Соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 318. Текст Соглашения опубликован в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество" от 12 апреля 1996 г., N 2, стр. 93, в Бюллетене международных договоров, ноябрь 2002 г., N 11 | "Статья 3 Стороны принимают согласованные меры по: ... проведению экологической экспертизы проектов соглашений и контрактов о перевозках опасных и других отходов; ..." |
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-10 "О модельном законе "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // Текст Постановления опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1998 г., N 18 | "Статья 10. Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя: - государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; - токсиколого-гигиеническую экспертизу, осуществляемую специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Порядок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов определяется в соответствии с законодательством государства" |
Модельный закон "Об отходах производства и потребления", принятый на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 31.10.2007 N 29-15) | Статья 10. Экологическая экспертиза планируемой хозяйственной деятельности в области обращения с отходами "1. Экологическая экспертиза научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или иных объектов, предназначенных для обращения с отходами, по соблюдению требований законодательства государства и нормативов при образовании, обработке, утилизации и удалении отходов проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям государства в области охраны окружающей среды. 2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается законодательством государства об экологической экспертизе". Статья 30. Требования по ограничению и предупреждению отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей "В целях ограничения и предупреждения отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей запрещается: ... - вводить в действие новые и реконструированные предприятия, установки, полигоны, другие специально предназначенные для обращения с отходами сооружения без положительного заключения экологической экспертизы; ..." |
Статья 35. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, перепрофилированию, техническому перевооружению, расширению, консервации, ликвидации хозяйственных и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами "4. Строительство, реконструкция, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервация и ликвидация хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами: - осуществляются в соответствии с законодательством государства, в том числе с государственными стандартами, государственными строительными нормами, правилами и иными нормативными документами в области проектирования и строительства; - допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической, санитарно-гигиенической и иной экспертиз, если законодательством государства установлен обязательный характер проведения таких экспертиз". | |
Статья 38. Требования к обращению с опасными отходами. "8. Специализированные установки или объекты для обезвреживания опасных отходов должны: - отвечать требованиям наилучших доступных технологий; - быть разрешены к применению на территории государства органами санитарно-эпидемиологического надзора; - иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы". Статья 47. Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства "4. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор, переработку и (или) утилизацию отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы". | |
Статья 48. Требования к обращению с отработавшими химическими источниками тока, включая батареи (гальванические элементы) разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи. "5. Предприятия, осуществляющие централизованный сбор и (или) переработку отработавших химических источников тока, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы". Статья 50. Требования к обращению с отработавшими нефтепродуктами, включая отработавшие моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости "5. Устанавливаются следующие виды обращения с отработанными нефтепродуктами: - образование и хранение отработанных нефтепродуктов; - использование отработанных нефтепродуктов на технологические нужды их владельцем с применением наилучших доступных технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу". | |
Статья 51. Требования к сжиганию отходов на специализированных установках "4. Строительство, реконструкция, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервация и ликвидация объектов, предназначенных для сжигания отходов: - осуществляются в соответствии с требованиями наилучших доступных технологий; - осуществляются в соответствии с законодательством государства, включая государственные стандарты, строительные нормы, правила и иные нормативные документы в области проектирования и строительства; - допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической, санитарно-гигиенической и иной экспертиз проекта, если проведение таких экспертиз обязательно в соответствии с законодательством государства" | |
Пункт 5 ст. 40 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | Размещение ядерных установок (в том числе атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Пункт 4 ст. 48 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта |
Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 10.07.2001 N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" | Государственной экологической экспертизе в обязательном порядке подлежит единый проект, предусматривающий осуществление внешнеторговой сделки, связанной с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств, и реализацию специальной экологической программы или программ, финансирование которых осуществляется за счет средств, полученных от указанной внешнеторговой сделки. Внешнеторговые сделки с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов заключаются специально уполномоченной Правительством Российской Федерации организацией только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы |
Пункты 5, 6 Положения о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2003 N 418 | Ввоз в Российскую Федерацию облученных сборок осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по единому проекту, подготовленному уполномоченными организациями и согласованному с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также при наличии у уполномоченных организаций соответствующих лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Единые проекты, связанные с осуществлением внешнеторговых операций с облученными сборками зарубежного производства, по которым дано положительное заключение государственной экологической экспертизы, направляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в специальную комиссию по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, образованную в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 828 |
Пункт 1 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | Запрещаются производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации |
Статья 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" | Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов |
Пункт 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" | Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно |
Статья 10 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" | Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя: государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; токсиколого-гигиеническую экспертизу, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора; экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов |
Статья 10 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" | Проведение государственных санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, технической и эксплуатационной документации на технологическое оборудование этих объектов |
Пункт 4 Положения об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 973 | Проекты международных договоров Российской Федерации, реализация которых предполагает создание на территории Российской Федерации объектов ядерного топливного цикла, которые могут оказать воздействие на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" | Схемы комплексного использования и охраны водных объектов: разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов; утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы |
Пункты 8, 9 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 | Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Пункт 3 Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.1999 N 208 | Документы, обосновывающие установление зоны защитных мероприятий вокруг объектов, подлежат государственной экологической экспертизе в установленном порядке |
Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 N 531 "Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении" | 5. Научные организации ежегодно, до 15 мая, направляют: а) материалы общего допустимого улова для субъекта Российской Федерации на предстоящий год на государственную экологическую экспертизу в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; б) материалы общего допустимого улова для промысловой зоны на предстоящий год в Федеральное агентство по рыболовству. 6. Научные организации при получении новых научных данных о состоянии запасов водных биологических ресурсов ежегодно, до 1 сентября, направляют: а) материалы корректировки общего допустимого улова для субъекта Российской Федерации на текущий год на государственную экологическую экспертизу в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; б) материалы корректировки общего допустимого улова для промысловой зоны на текущий год в Федеральное агентство по рыболовству. |
7. Федеральное агентство по рыболовству ежегодно, не позднее 20 мая, направляет материалы общего допустимого улова для промысловой зоны на предстоящий год на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. 8. Федеральное агентство по рыболовству при получении от научных организаций материалов корректировки общего допустимого улова для промысловой зоны на текущий год не позднее 5 сентября направляет их на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. 9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы проводят государственную экологическую экспертизу и направляют в Федеральное агентство по рыболовству и научные организации заключения государственной экологической экспертизы: а) на представленные ими материалы общего допустимого улова ежегодно, не позднее 1 октября; б) на представленные ими материалы корректировки общего допустимого улова не позднее 2 месяцев после их получения. | |
10. Федеральное агентство по рыболовству в срок, не превышающий 10 дней после получения заключения государственной экологической экспертизы, с учетом этого заключения разрабатывает общий допустимый улов на предстоящий год или предложения по внесению изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов и направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для утверждения | |
Пункт 5 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514 | В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экологической экспертизе и государственной экспертизе землеустроительной документации |
Пункт 15 Основных требований к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 941 | Проект основных положений консолидированной схемы до внесения в Правительство Российской Федерации проходит государственную экологическую экспертизу, осуществляемую Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, и государственную экспертизу, осуществляемую Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 01.05.1996 N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" | Инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономики Российской Федерации и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы |
Пункт 16 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 | Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке |
Пункты 3, 7 Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 | Территория признается лечебно-оздоровительной местностью федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: бальнеологических заключений, разработанных научно-исследовательскими институтами, уполномоченными Министерством здравоохранения Российской Федерации, о качестве природных лечебных факторов территорий; экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебных факторам; заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов (факторов); перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации; топографического плана территории с экспликацией угодий и сведений об их пользователях. |
Территория признается курортом федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации о типе и медицинском профиле курорта; проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов; перечня действующих санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и других) с их технической оценкой и указанием владельцев; перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев; бальнеологических заключений о современном состоянии природных лечебных ресурсов (факторов), используемых (или намечаемых к использованию) на курорте; | |
экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебным факторам. К заключениям прилагаются справки о современном состоянии этих ресурсов; заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории курорта, его природных лечебных ресурсов (факторов) и других природных объектов |
Таблица 4. Объекты общественной экологической экспертизы
Нормативный правовой акт | Наименование объекта |
Статья 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе" | Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 N 18АП-1065/2016, 18АП-1409/2016 по делу N А76-26164/2015 рассматривался вопрос об отнесении объекта экологической экспертизы к объектам, сведения о которых составляют коммерческую тайну. В своем решении арбитражный суд пришел к следующим выводам. Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, регулируются Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". В силу статьи 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. |
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом. Кроме того, следует иметь в виду, что перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится и в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", и также включает сведения о загрязнении окружающей среды. Таким образом, режим коммерческой тайны не может быть распространен на сведения о факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасность граждан и населения в целом, в том числе на сведения о загрязнении окружающей среды |
1.5. Субъекты экологической экспертизы
Системный анализ требований Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволяет выделять следующих самостоятельных субъектов экологической экспертизы:
1) орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы:
- федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы (ст. ст. 5, 6, 10, абз. 6 п. 1, абз. 7 п. 1.1, п. 2, абз. 2 п. 3, п. 5 ст. 14, ст. ст. 15 - 19, 25 - 28, ст. 30). При этом государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и его территориальными органами;
- орган государственной власти субъектов РФ (ст. ст. 6, 6.1, 9, 10, 12, абз. 6 п. 1, абз. 7 п. 1.1, абз. 2 п. 3, п. 5 ст. 14, ст. ст. 15 - 19, 25 - 28, 30);
2) руководители органов государственной власти, уполномоченных на организацию и проведение государственной экологической экспертизы (ч. 2 ст. 30):
- руководитель федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы;
- руководитель органа государственной власти субъектов РФ;
2) экспертная комиссия, образованная федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения государственной экологической экспертизы конкретного объекта, в состав которой включаются (п. 5 ст. 14, ст. ст. 15, 18, п. 2 ст. 19): руководитель экспертной комиссии; ответственный секретарь экспертной комиссии; внештатные эксперты - по согласованию с ними; штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы;