Порядок проведения государственной экологической экспертизы. 5 страница

3) эксперт государственной экологической экспертизы (ст. 16, ч. 3 ст. 30);

4) руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 15, ст. 17, п. 3 ст. 18, ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 30);

5) руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (п. 3 ст. 25, ст. ст. 30 - 34, ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 30);

6) заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе (п. 5 ст. 6, п. 1, п. 2, п. 4 ст. 14, п. п. 6, 7 ст. 18, ст. ст. 26 - 28, ч. 1 ст. 30, ст. ст. 33, 34):

- физическое или юридическое лицо;

- лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом РФ - при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 и подп. 4.1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (абз. 6 п. 1.1 ст. 14);

- лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка - при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.3 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (абз. 8 п. 1.1 ст. 14);

7) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, направляющие материалы государственной экологической экспертизы в отношении объектов, указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 и подп. 4.1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (абз. 1 п. 1.1, п. 4.1 ст. 14);

8) кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы (п. 6 ст. 18, абз. 6 ст. 27, ч. 5 ст. 30);

9) заинтересованные лица (абз. 10 ст. 3, п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 25, ч. 1 ст. 30, ст. 34);

10) орган местного самоуправления (ст. 9, ст. 14, абз. 6 п. 5 ст. 16, п. 6 ст. 18, ст. 20, п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 24, п. п. 1 и 4 ст. 25, ст. 29, ч. 4 ст. 30);

11) должностные лица органов местного самоуправления (п. 3 ст. 24, ч. 4 ст. 30, ст. 33);

12) должностные лица государственных органов (ч. 4 ст. 30, ст. 33);

13) граждане и общественные организации в области экологической экспертизы (преамбула, ст. 3, абз. 5 п. 1 ст. 14, ст. ст. 19, 20, 22 - 24, 29, ч. 5 ст. 30, ст. 34);

14) консультанты экологической экспертизы и иные работники (ст. 33).

В общем виде субъектов экологической экспертизы можно представить следующим образом.

I. Субъекты государственной экологической экспертизы:

1) непосредственные участники государственной экологической экспертизы:

- орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы (его руководитель);

- экспертная комиссия (руководитель экспертной комиссии, эксперты государственной экологической экспертизы);

- заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;

2) иные лица:

- иные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ (их руководители, должностные лица);

- органы местного самоуправления (руководитель, должностные лица);

- кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;

- заинтересованные лица;

- граждане и общественные организации в области экологической экспертизы.

II. Субъекты общественной экологической экспертизы:

1) непосредственные участники общественной экологической экспертизы:

- общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- экспертная комиссия;

- эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы;

- федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

- заказчик документации, подлежащей общественной экологической экспертизе: граждане и общественные организации; органы местного самоуправления;

2) иные лица:

- органы, принимающие решение о реализации объектов экологической экспертизы;

- органы местного самоуправления;

- заинтересованные лица.

С позиции правоприменения важно не только разграничить указанных выше лиц, но и раскрыть их содержание (определение).

Несмотря на то что ФЗ "Об экологической экспертизе" в качестве самостоятельных субъектов экологической экспертизы выделяет заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе; заинтересованных лиц; юридических лиц и граждан, осуществляющих финансирование реализации объекта экологической экспертизы, вместе с тем не раскрывает их содержание. В то же время четкая правовая регламентация указанных категорий лиц для определения и разграничения их прав, обязанностей и ответственности просто необходима.

В связи с тем что законодатель не раскрывает, например, понятие "заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе", долгое время дискуссионным и спорным являлся вопрос о том, кто уполномочен подавать в специальной уполномоченный орган государственной власти документы, подлежащие экологической экспертизе: заказчик предстоящих работ или нанятое им по соответствующему гражданско-правовому договору на осуществление определенных действий в разработке соответствующих материалов и представления их на государственную экологическую экспертизу иное лицо. В связи с этим также дискуссионным и спорным являлся вопрос о том, кто будет нести ответственность за непредставление документации на экологическую экспертизу или представление на экологическую экспертизу недостоверных сведений - заказчик предстоящих работ или иное лицо? По поводу возникающих вопросов возникала и противоречивая правоприменительная практика.

Считаем, что и на сегодняшний день продолжает складываться неоднозначное понимание указанной категории субъектов экологической экспертизы.

Так, п. 5 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 698, под заказчиком понимает физическое или юридическое лицо, представляющее материалы на государственную экологическую экспертизу. Как видим, определение достаточно узкое, предполагающее за собой лицо, непосредственно обратившееся с соответствующим заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372, под заказчиками понимает "юридических и физических лиц, отвечающих за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющие документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу".

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204, оперирует иной формулировкой - "заявитель", которое по содержанию представляется несколько шире. Так, согласно п. 2 указанного Административного регламента заявителями при предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" категорию "заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе" попытался раскрыть только для отдельных объектов государственной экологической экспертизы.

Так, в силу требований абз. 6 п. 1.1 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" правами и обязанностями заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизы, обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Указанное положение применимо при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 (проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации) и подп. 4.1 ст. 12 Федерального закона "об экологической экспертизе" (проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации).

В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ также оперирует разными определениями:

- застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1);

- технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно (п. 22 ст. 1);

- лицо, выполняющее инженерные изыскания - застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо привлекаемые ими или техническим заказчиком на основании договора физическое лицо или юридическое лицо, которые соответствуют требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 47 (ч. 3 ст. 47);

- лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, - застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц (ч. 5 ст. 48).

Отметим, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ (положения которого в основной своей части вступают в силу с 1 июля 2017 г.) в Градостроительный кодекс РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми дается иное содержание указанных категорий лиц:

- застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику (п. 16 ст. 1 в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ);

- технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса (п. 22 ст. 1 в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ);

- лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий (ч. 3 ст. 47 в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ);

- лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации (ч. 5 ст. 48 в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ).

При этом работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 48 в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с абз. 8 п. 1.1 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" правами и обязанностями заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка. Указанное положение применимо при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.3 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации).

Следует отметить, что законодатель получение положительного заключения государственной экологической экспертизы связывает не с субъектом - заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности, а с хозяйственной деятельностью в целом, оказывающей воздействие на окружающую среду. Данный вывод вытекает из требований как специального закона - Федерального закона "Об экологической экспертизе", так и общего закона - Федерального закона "Об охране окружающей среды". Так, согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" "хозяйственная и иная деятельность... юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе... обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан...".

В связи с вышеизложенным полагаем, что под определение "заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизы" подпадают не только непосредственные заявители (лица, обратившиеся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением), но и иные лица (заказчики соответствующих работ, уполномоченные заказчиками лица). Во избежание неправильного толкования и применения указанных правовых норм считаем необходимым законодателю четко сформулировать определение "заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе".

Разграничение субъектов экологической экспертизы подтверждается также требованиями ст. 30 ФЗ "Об экологической экспертизе". В связи с этим следует отметить, что ФЗ "Об экологической экспертизе" в ст. 30 четко определяет субъектов правонарушений. Сама ст. 30 структурно состоит из 6 частей, 5 из которых посвящены конкретным видам нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы, классифицированные соответственно по 5 основаниям. При этом основанием такого деления выступают субъекты нарушений.

Так, ч. 1 ст. 30 включает в себя 7 видов нарушений, субъектами которых выступают заказчики документации и заинтересованные лица.

Часть 2 ст. 30 включает в себя 6 видов нарушений, субъектами которых являются руководители федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители экспертных комиссий государственной экологической экспертизы.

Часть 3 ст. 30 включает в себя 4 вида нарушений, субъектами которых являются руководители экспертной комиссии экологической экспертизы и эксперты экологической экспертизы.

Часть 4 ст. 30 включает в себя 5 видов нарушений, субъектами которых выступают должностные лица государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Часть 5 ст. 30 включает в себя одно нарушение, субъектами которых выступают кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, а также граждане, которые осуществляют финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Четкое определение субъектов экологической экспертизы важно не только с позиции определения прав и обязанностей, которые распространяются на соответствующих субъектов, но и наступления юридической ответственности за их нарушения. В связи с этим отметим, что во всех случаях при привлечении к административной ответственности необходимо установить статус субъекта административного правонарушения. В свою очередь, установление статуса субъекта включает два момента: подтверждение того факта, что за данное нарушение ответственность по закону несет именно данная категория субъектов и подтверждение того, что конкретное лицо на основании соответствующих документов (приказов, положений, инструкции и др.) относится именно к этой категории субъектов.

Для определения правового статуса определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе" субъектов необходимо раскрыть их права (полномочия), обязанности и ответственность. В нижеприведенной таблице раскрывается правовой статус непосредственных участников экологической экспертизы.

 

Таблица 5. Правовой статус непосредственных участников

экологической экспертизы в соответствии с требованиями

Федерального закона "Об экологической экспертизе"

 


Наименование субъекта экологической экспертизы Права (полномочия), обязанности и ответственность

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы

1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы; 2) осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; 3) осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; 4) в случае необходимости готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели (п. 3 ст. 6). 6) организует и проводит государственную экологическую экспертизу (ст. 10);
7) самостоятельно запрашивает документы, указанные в абзацах 3 - 5 п. 1 ст. 14 (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе (абз. 6 п. 1 ст. 14; абз. 7 п. 1.1 ст. 14); 8) образует экспертную комиссию для проведения государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14); 9) назначает руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирует экспертную комиссию государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждает ее персональный состав (п. 2 ст. 15); 10) выдает задание эксперту государственной экологической экспертизы и руководителю экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 16; п. 1 ст. 17); 11) производит оплату труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы на договорной (контрактной) основе (п. 6 ст. 16);
12) утверждает заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (п. 4 ст. 18); 13) определяет срок, в течение которого положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу (п. 5 ст. 18); 14) для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы (п. 6 ст. 18); 15) утверждает заключение общественной экологической экспертизы (п. 2 ст. 25); 16) определяет смету расходов на проведение государственной экологической экспертизы (п. 1 ст. 28);
17) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 18) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 19) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33);
20) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Орган государственной власти субъектов РФ

1) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической экспертизы (п. 1 ст. 6): - принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации; - организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; - осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; - информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах; 2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 2 ст. 6):
- самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; - утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы структуру органов субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы; - самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 2 ст. 6; - обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий; 3) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся (ст. 6.1): - получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации; 4) организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня (ст. 10); 5) самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах 3 - 5 п. 1 ст. 14 (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе (абз. 6 п. 1 ст. 14; абз. 7 п. 1.1 ст. 14); 6) образует экспертную комиссию для проведения государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14);
7) назначает руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирует экспертную комиссию государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждает ее персональный состав (п. 2 ст. 15); 8) выдает задание эксперту государственной экологической экспертизы и руководителю экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 16; п. 1 ст. 17); 9) производит оплату труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы на договорной (контрактной) основе (п. 6 ст. 16); 10) утверждает заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (п. 4 ст. 18); 11) определяет срок, в течение которого положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу (п. 5 ст. 18); 12) для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы (п. 6 ст. 18);
13) утверждает заключение общественной экологической экспертизы (п. 2 ст. 25); 14) определяет смету расходов на проведение государственной экологической экспертизы (п. 1 ст. 28). 15) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 16) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 17) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33);
18) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Руководители органов государственной власти, уполномоченных на организацию и проведение государственной экологической экспертизы

1) нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются (ч. 2 ст. 30): - нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы; - нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; - неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей; - нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы; - несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; - необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
2) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 3) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 4) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33); 5) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1) проводит государственную экологическую экспертизу (п. 5 ст. 14); 2) готовит заключение государственной экологической экспертизы (п. 1 ст. 18); 3) при подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (п. 2 ст. 19); 4) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 5) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32);
6) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33); 7) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

1) руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 17); 2) руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 17): - участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав; - участвует в подготовке федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для членов указанной экспертной комиссии задания на проведение государственной экологической экспертизы и согласовывает его; - обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы по ее конкретному объекту; - организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и правилами в области экологической экспертизы;
3) подписывает заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18); 4) нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются (ч. 2 ст. 30): - нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы; - нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; - неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей; - нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы; - несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; - необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
5) нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются (ч. 3 ст. 30): - нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; - необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; - фальсификация выводов заключения экологической экспертизы; - сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; 6) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31);
7) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 8) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33); 9) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Ответственный секретарь экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

1) подписывает заключение, подписываемое экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18); 2) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 3) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 4) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33);
5) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Эксперт государственной экологической экспертизы

1) экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об экологической экспертизе" федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии (п. 1 ст. 16); 2) экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях (п. 2 ст. 16); 3) эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 16);
4) эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право (п. 4 ст. 16): - заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы; - формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы; 5) эксперт государственной экологической экспертизы обязан (п. 5 ст. 16): - осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
- соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе; - соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы; - обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы; - участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; - обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу; 6) к заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением (п. 2 ст. 18);
7) заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия (п. 3 ст. 18); 8) нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются (ч. 3 ст. 30): - нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; - необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; - фальсификация выводов заключения экологической экспертизы; - сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; 9) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31);
10) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 11) должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (ст. 33); 12) граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 34)

Заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

1) при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 и подп. 4.1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "Об экологической экспертизе" обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (абз. 6 п. 1.1 ст. 14); 2) при направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подп. 7.3 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "об экологической экспертизе" обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка (абз. 8 п. 1.1 ст. 14); 3) государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (п. 2 ст. 14); 4) срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 14);
5) экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях (п. 2 ст. 16); 6) заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику (п. 6 ст. 18); 7) в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении (п. 7 ст. 18);
8) заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право (ст. 26): - получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков; - получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы; - обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы; - представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы; - оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
9) заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны (ст. 27): - представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; - оплачивать проведение государственной экологической экспертизы; - передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; - осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; - передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы;
10) финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (п. 1 ст. 28); 11) нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются (ч. 1 ст. 30): - непредставление документации на экологическую экспертизу; - фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; - принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы; - создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; - уклонение от представления федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; - реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы; - осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы;
12) лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 31); 13) лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 32); 14) долж

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow