Порядок проведения государственной экологической экспертизы. 2 страница

- письмо Росприроднадзора от 22.09.2014 N ОД-02-00-36/14587 "О привлечении к административной ответственности";

- письмо Росприроднадзора от 16.09.2014 N ОД-03-03-36/14249 "О направлении разъяснений";

- письмо Росприроднадзора от 10.09.2014 N ВК-03-03-36/13927 "О направлении позиции";

- письмо Минприроды России от 05.09.2014 N 05-12-44/20156 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов";

- письмо Минприроды России от 18.08.2014 N 05-12-44/18132 "По вопросу разъяснения применения природоохранного законодательства Российской Федерации при отнесении иловых осадков к отходам производства";

- письмо Минприроды России от 02.06.2014 N 05-12-44/11342 "Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей";

- письмо Минприроды России от 19.05.2014 N 05-12-44/10285 "О разъяснении законодательства по вопросу размещения отходов организациями, производящими добычу полезных ископаемых";

- письмо Росприроднадзора от 09.08.2013 N ВС-08-05-32/11409 "О рассмотрении обращения";

- письмо Росприроднадзора от 23.05.2013 N ВК-08-05-36/7104 "О государственной экологической экспертизе";

- письмо Госстроя от 22.03.2013 N 1976-БМ/11/ГС "О направлении проектной документации объектов на государственную экологическую экспертизу";

- письмо Минприроды России от 30.10.2012 N 12-50/4431-ОГ "О рассмотрении обращения";

- письмо Минрегиона России от 02.08.2012 N 20048-ИГ/17 "О направлении проектной документации для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы";

- письмо Минприроды РФ от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 "О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию" и др.

Несмотря на активную практику разъяснения природоохранных требований в форме издания соответствующих писем, в то же время следует отметить, что письма уполномоченных органов исполнительной власти не содержат в себе правовые нормы, поэтому к нормативным правовым актам не относятся.

 

1.2. Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы

 

Согласно статьей Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе гарантированное статьей Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При реализации данных конституционных требований федеральный законодатель в целях обеспечения экологической безопасности должен создать эффективный правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. К основным элементам такого механизма относятся, в частности, оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды. Она является также способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза - это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Указанный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Правовое содержание экологической экспертизы предопределяется рядом конституционных положений. Так, согласно статье Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Соответственно, целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей.

В соответствии со статьей 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение в концентрированном виде отражает публичные интересы в сфере регулирования отношений охраны окружающей среды. В соответствии с ним в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Из этого вытекает запрет при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе. Основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер.

В преамбуле Конституции Российской Федерации упоминается позитивная ответственность многонационального народа России за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. С данным конституционным положением коррелирует концепция устойчивого развития и сохранения природных ресурсов, предусматривающая такое экономическое развитие, которое позволяет удовлетворять основные потребности современного общества, не подвергая риску возможность удовлетворения потребностей будущих поколений. Как указано в преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Определение экологической экспертизы в ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" раскрывается следующим образом - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу требований п. 1 ст. 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Таким образом, объектом экспертизы являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность.

Предметом экспертизы являются соответствующие требования, предъявляемые к объекту экспертизы:

- экологические требования, установленные техническими регламентами;

- экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.

В свою очередь, статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает определение природоохранных требований следующим образом - "предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды".

Таким образом, указанная правовая норма, во-первых, устанавливает обязательность природоохранных требований, во-вторых, определяет источники, в которых соответствующие требования могут содержаться, а именно:

- законы;

- иные нормативные правовые акты;

- нормативы в области охраны окружающей среды;

- иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.

Так, к нормативным правовым актам помимо Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относятся нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные правовые акты субъектов РФ.

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Так, в силу требований указанных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по общему правилу должны пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ и должны быть официально опубликованы.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает также понятие "нормативы в области охраны окружающей среды" - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Статус нормативных документов в области охраны окружающей среды определяется в ст. 29 Федерального закона "Об охране окружающей среды". При этом в силу требований п. 3 ст. 29 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативные документы в области охраны окружающей среды утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Исходя из указанных выше положений Федерального закона "Об охране окружающей среды" обязательные для исполнения природоохранные требования могут содержаться только в обозначенных выше документах.

Цель проведения экологической экспертизы - предотвращение негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Статья 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает следующие принципы, на которых должны основываться экологическая экспертиза:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Основным сущностным признаком экологической экспертизы, отличающей ее от иных форм экспертиз, является участие общественных организаций при ее проведении и учет общественного мнения.

Так, в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в обязательном порядке включаются внештатные эксперты - ученые и специалисты различных областей науки, каждый из которых является специалистом в узкой сфере. По согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут включаться в качестве экспертов штатные сотрудники данного органа и иные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 15 Федерального закона "Об экологической экспертизе").

Эксперты экологической экспертизы осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы на основе принципа независимости, в условиях гласности, при участии общественных организаций (объединений) и с учетом общественного мнения, что находится в полном соответствии с закрепленным в статье 32 (части 1) Конституции Российской Федерации правом граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Обязательное участие представителей общественности при проведении экологической экспертизы является частным случаем непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

Раскрывая принципы экологической экспертизы необходимо указать еще на одну особенность. Среди прочих объектом экологической экспертизы выступает проектная документация. В силу требований Градостроительного кодекса РФ по общему правилу не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением тех, которые предусмотрены ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

- экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса РФ;

- государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на континентальном шельфе Российской Федерации;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять во внутренних морских водах;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в территориальном море Российской Федерации;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории;

- государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

В письме Госстроя от 22.03.2013 N 1976-БМ/11/ГС "О направлении проектной документации объектов на государственную экологическую экспертизу" разъясняется, что документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, не требует дополнительной проверки на предмет соответствия экологическим требованиям при проведении ФАУ "Главгосэкспертиза" государственной экспертизы таких документов и (или) документации.

Отметим, что запрет, установленный ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, действует только в отношении экспертизы проектной документации. При этом в силу требований ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта. Таким образом, проектная документация готовится в отношении строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства. Получается, в отношении иной документации (например, документации на консервацию или ликвидацию) указанный запрет не распространяется. Напомним, что в силу требований ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" документация на консервацию и документация на ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

 

1.3. Виды экологической экспертизы

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в Российской Федерации осуществляются два вида экологической экспертизы:

1) государственная экологическая экспертиза - организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

2) общественная экологическая экспертиза - организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

1.4. Объекты экологической экспертизы

 

Перечень объектов государственной экологической экспертизы приведен в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Объектами общественной экологической экспертизы в силу требований ст. 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе" являются объекты, указанные в статьях 11 и 12 данного Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

В соответствии с требованиями статей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы является соответствующая документация - проекты, материалы, проектная документация, обосновывающие планируемую хозяйственную деятельность. Сама хозяйственная деятельность объектом государственной экологической экспертизы являться не может.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2016 N Ф06-7283/2016 по делу N А06-2884/2015, суд сделал вывод о том, что бункеровочная деятельность с использованием судна и хранение судового топлива с использованием баржи в границах внутренних морских вод РФ не относится к объектам государственной экологической экспертизы.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2016 N Ф08-1819/2016 по делу N А53-12181/2015, суд пришел к выводу о том, что в силу требований Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Именно поэтому на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выполнением погрузочно-разгрузочных работ во внутренних морских водах акватории морского порта Азов, необходимо получить положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Системный анализ требований нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области экологической экспертизы, позволяет говорить о том, что перечень объектов государственной экологической экспертизы, установленный в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исчерпывающим не является (вопреки логической структуре указанных правовых норм).

Во-первых, в тексте ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" содержатся ссылки на иные федеральные законы, определяющие объекты такой экспертизы.

Например, в силу требований п. 7 ст. 11 исследуемого Федерального закона объекты государственной экологической экспертизы определяются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Во-вторых, помимо требований статей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", существует целый ряд иных нормативных правовых актов (федеральных законов, постановлений Правительства РФ), определяющих объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе и не нашедшие отражение в упомянутых статьях Федерального закона "Об экологической экспертизе". В связи с чем в правоприменительной практике возникают проблемы в определении их статуса и правовом обосновании необходимости проведения в отношении таких объектов государственной экологической экспертизы.

Характерным примером может послужить статья 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", согласно которой обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Согласно абз. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. При этом в силу требований абз. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объем (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

Согласно п. п. 13, 14 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утв. Приказом Минприроды РФ от 29.06.2010 N 228:

"13. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов.

14. Документ, утверждающий лимиты добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации, подлежит официальному опубликованию в установленном порядке".

В свою очередь, полномочие по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в силу требований п. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Как видим, Федеральный закон "О животном мире" определяет необходимость и обязательность проведения материалов, обосновывающих объем (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.

Принимая во внимание, что ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не определяют материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в качестве самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы, в то же время, учитывая, что в силу требований п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ, можно сделать вывод о том, что данный документ подпадает под п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и относится к нормативному акту. Кроме того, Минприроды России в письме от 13.08.2010 N 12-29/12678 разъяснило, что акты об установлении объемов изъятия объектов животного мира, относящихся к объектам охоты, относятся к проектам нормативно-технических документов, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе.

Хотелось бы также обратить внимание на такой объект государственной экологической экспертизы как нормативный правовой акт, который в качестве самостоятельного объекта в статьях 11 и 12 Федерального закона об экологической экспертизе" не определен, однако, в статье 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определяются особые требования к содержанию заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

Согласно абз. 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Из перечисленных в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектов государственной экологической экспертизы под категорию "нормативные правовые акты РФ", о которых идет речь в п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" могут подпадать объекты, перечисленные в п. п. 1, 2, 3 ст. 11 и п. п. 1, 2 ст. 12 указанного Федерального закона.

Таким образом, категория "нормативные правовые акты Российской Федерации" в п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" приобретает собирательное значение и по своему смыслу включает как нормативные правовые акты федерального уровня, так и нормативные правовые акты субъектов РФ. Считаем, что указанный вывод подтверждается требованиями абз. 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в соответствии с которыми "заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти ". При этом используемая законодателем формулировка "органами государственной власти" не ограничивается уровнем государственной власти: федеральным или региональным. В связи с чем можно сделать вывод о том, что категория "нормативные правовые акты Российской Федерации", о которой идет речь в п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", по своему смыслу включает в себя как нормативные правовые акты федерального уровня, так и нормативные правовые акты регионального уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: