Структура и динамика преобразования системы профессионального образования в России

 

В конце XX в. система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.

В соответствии с законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений: решены многие вопросы, связанные с отношениями к собственности в системе образования, с взаимодействием федеральных, региональных и местных властей, с укреплением самостоятельности образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

Созданы условия для развития многоуровневой системы высшего образования. Происходит диверсификация образовательных учреждений. Разработаны новые программы для системы общего образования, государственные образовательные стандарты для начального, среднего и высшего уровней профессионального образования. Особое внимание уделено децентрализации управления образованием, приспособлению его к региональным и местным потребностям и особенностям. Получил право на жизнь принцип федерализма в системе образования на основе разграничения полномочий.

Эти и другие законодательные меры, предпринятые государством, дали возможность не только реорганизовать сложившуюся на протяжении нескольких десятилетий структуру образования, но и содействовать созданию и развитию новых учебных заведений, организации подготовки специалистов по перспективным направлениям.

В структуре образования наиболее значительное сокращение произошло в сфере профессионально-технических училищ (ПТУ) и других образовательных учреждений, подготавливающих квалифицированную рабочую силу: если в 1985 г. в них было подготовлено 1378 тыс. квалифицированных рабочих, то в 2002 г. – 723 тыс. чел. В 1991 – 1997 гг. объемы ежегодной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих сократились на 341,1 тыс. человек, в том числе по дневным училищам – на 127,9 тыс. Это было вызвано их недостаточным финансированием и невостребованностью их выпускников промышленными предприятиями в условиях экономического спада. Поэтому многие ПТУ начали активно участвовать в программах переподготовки взрослого, в том числе безработного, населения, финансируемых федеральной службой занятости. Начальное профессиональное образование, несмотря на нынешнее сокращение этой сферы образования, выполняет важную функцию социальной поддержки наиболее незащищенных слоев молодежи, среди которых: 2,3 % от общего числа учащихся – воспитанники детских домов и школ-интернатов, а 1,1% – дети, имеющие недостатки развития. Восстановление производственного потенциала России требует подготовки высококвалифицированных рабочих.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования получили развитие новые виды учебных заведений – колледжи, доля которых в 2002 г. составляла около 40 % всех учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующих высокого уровня интеллектуального развития работников. Созданы также колледжи, ведущие обучение по четырехлетним программам, в том числе по программам, интегрированным с программами высшей школы.

Получение высшего профессионального образования обеспечивают около 600 государственных высших учебных заведений с контингентом учащихся около 4 млн 800 тыс. человек и более 200 негосударственных вузов, в которых обучают свыше 200 тыс. студентов. Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением их отраслевой направленности, сложившейся ранее и вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными преобразованиями в экономике, развитием региональных рынков труда. Структура подготовки в вузах меняется в сторону увеличения гуманитарных специальностей в целях обеспечения непроизводственной сферы.

Таким образом, одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда на специалистов гуманитарного профиля для обслуживания сферы сервиса, новых информационных технологий.

Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1300 рабочих профессий преобразованы в 293 интегрированных направления. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12 %. В высшем образовании 35 специальностей (около 10 % от общего их числа) также объединены в рамках направлений профессиональной подготовки.

Получила развитие интеграция образовательных, научных учреждений и производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов,восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции* образовательным учреждениям и лицам, финансирующим образование) требуется существенное дополнение действующего правового поля в интересах развития сферы образования.

* Преференции (от лат. praeferentia – предпочтение) – льготные пошлины. – Примеч. ред.

 

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: Российской союз ректоров, родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, советы ректоров, советы директоров средних специальных учебных заведений, ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: