double arrow

Спрос на образовательные услуги и их предложение

 

Производители и потребители образовательных услуг выступают как их продавцы (производители) и покупатели (потребители), формируя и развивая рынок соответствующих услуг.

Этот рынок также находится под воздействием объективных экономических законов. На рынке образования, как и на любом другом, действуют категории спроса и предложения. Спрос на образовательные услуги – это желание и способность потребителей приобрести данное количество услуг по данной цене за определенный период времени. В основе спроса потребителей на образовательные услуги лежат потребности, интересы, стимулы, влияющие на поведение конкретных потребителей. Спрос на рынке образовательных услуг является вторичным. Субъектом спроса на рынке образования выступают частное хозяйство, государство и фирмы, имеющие потребность в приобретении определенного уровня и качества образования. Получая информацию с рынка труда о заработной плате, о стоимости обучения и сопоставляя ее, учащиеся делают выбор в получении определенного уровня базового и профессионального образования.

По мере насыщения рынка образования спрос уменьшается. Следует, однако, иметь в виду, что в отдельных секторах рынка образования, например в базовом образовании, спрос в целом неэластичен и задается демографическими параметрами, численностью учащихся, которые получают среднее образование. В то же время индивидуальный спрос, например, на услуги специализированных школ, гимназий и т.д., более эластичен и подвержен воздействию всех факторов.

Наряду с ценовыми параметрами спрос на образовательные услуги находится под воздействием неценовых факторов, к которым относятся:

демографическая ситуация в обществе; уровень доходов в обществе;

емкость рынка той или иной профессии и специальности, а также наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых профессий;

субъективное отношение потребителя к образовательной услуге, на которое влияют мода, престиж, предпочтения, связанные со способностями и наклонностями человека, и т. п.

Наряду со спросом на рынке образования действует предложение, которое представляет собой совокупность образовательных услуг. Предложение на рынке образования материализуется в количество учебных мест, предлагаемых учебными заведениями. Субъектами предложения на рынке выступают учебные заведения различных форм собственности. Предложение на рынке образования в условиях совершенной конкуренции находится в прямой зависимости от стоимости образовательной услуги и ожидаемых доходов, которые получит учащийся после окончания учебы.

На предложение так же, как и на спрос, воздействует целый ряд неценовых факторов:

макроэкономические регуляторы, используемые в обществе (налоги, тарифы, уровень процентной ставки, квоты на выпуск специалистов тех или иных специальностей, иммиграционные квоты и т.д.);

объем инвестиций в сферу образования (существует прямая зависимость: с увеличением инвестиций предложение образовательных услуг возрастает); технологические инновации;

конкуренция на рынке образования, качество предоставляемых на нем услуг и уровень образовательных издержек; конкуренция оптимизирует предложение отдельно взятого учебного заведения; повышение качества образовательных услуг позволяет увеличить предложение и снизить образовательные издержки.

Отличительной чертой рынка образования является объективная необходимость соответствия качества образовательных услуг и уровня образования их потребителя. Знания, умения и навыки, которыми обладает претендент, должны отвечать требованиям того учебного заведения, в которое он поступает. Конкуренция между учащимися в борьбе за учебное место, как и конкуренция между учебными заведениями в борьбе за учащегося, является условием нормального функционирования рынка и подготовки высококлассных кадров.

Рынок образования имеет свою собственную структуру, которая вытекает из стадий формирования способности к труду.

Первый сектор рынка – дошкольное образование (дошкольные образовательные учреждения различных видов собственности). В настоящее время получают распространение институт гувернерства и домашние детские сады.

Второй сектор рынка – самый многочисленный по занятости и предоставляющий базовое образование (средние образовательные учреждения различных форм и видов). При этом в качестве самостоятельных субъектов рынка функционируют специализированные образовательные учреждения: специализированные школы, гимназии, лицеи, авторские школы и др.

Третий сектор рынка – трехуровневое (профессионально-техническое, среднее специальное и высшее) профессиональное образование. Он представлен профессионально-техническими училищами, профессиональными лицеями, колледжами, техникумами, институтами, академиями и университетами.

Четвертый сектор – учреждения и организации системы повышения квалификации и переподготовки кадров (курсы, отделения, институты и академии последипломного образования). Наряду с сегментацией рынка, обусловленной различными стадиями образовательного процесса, существует сегментация в той или иной конкретной профессиональной группе и конкретной специальности, показывающая емкость рынка данной специальности, форму конкуренции на рынке, стратегию подготовки кадров и др. Возникает также сегментация рынка, обусловленная модификацией образовательной услуги, а также ее качеством и запросами отдельных групп потенциальных потребителей.

Отличительной чертой рынка образования в России являются его раздробленность и локальность. В условиях чрезвычайно низкой мобильности учащихся преобладающей моделью рынка становятся монополистическая конкуренция, олигополия или абсолютная монополия, характерные прежде всего для сельской местности небольших и средних областных центров, снижающие емкость рынка, лишающие учащихся реальной возможности выбирать свою будущую профессию и специальность и ухудшающие характеристику качества совокупного человеческого капитала.

Рынку образования в условиях современной экономики формирующегося информационного общества принадлежит особая роль: именно на рынке образования происходит формирование человеческого капитала, играющего решающую роль в процессах производства и воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях экономики. Рынок образования принадлежит к факторным рынкам, при этом его роль в обеспечении экономического роста в условиях инновационного производства является одной из основных. Без эффективно действующего рынка образования нормальное функционирование всей системы невозможно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: