Цивилизованный рынок образования невозможен без участия государства. Государственное регулирование включает экономические, технологические, научно-технические и социальные аспекты воздействия государства на рынок образования.
Важнейшим из них является экономический аспект. Государство призвано разработать правила поведения производителей на рынке образования, т. е. государственную политику и приоритеты в области образования; условия и нормативы финансирования, объемы субсидий и дотаций; налоговую систему; уровень процентной ставки, условия хозяйственной деятельности учебных заведений; квоты выпуска специалистов по отдельным профессиям и специальностям; меры по регулированию монополистической деятельности и т.д.
Проблема стабильного и обоснованного финансирования учебных заведений является в настоящее время одной из самых острых проблем функционирования системы образования. Как подчеркивается в российских законах об образовании, основой государственных гарантий получения гражданами страны полного общего и профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов выступает государственное и муниципальное финансирование образования.
|
|
Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм, который включает в себя совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами просвещения для содействия развитию системы образования.
Вопросы финансового обеспечения сферы просвещения всегда были сложными, обусловленными спецификой системы хозяйствования данной сферы и ограниченностью бюджетных средств, недостаточность которых постоянно ставит государство перед выбором: куда, в каком количестве и в какой последовательности направлять государственные ассигнования?
Предоставление бюджетных средств на цели образования в России никогда не было в числе первоочередных задач и осуществлялось по остаточному принципу. Тем не менее до начала 1990-х гг. финансирование учебных заведений и системы образования страны в целом характеризовалось относительной стабильностью.
Формирование финансовой базы системы образования осуществлялось из двух источников: из средств государственного бюджета и из средств государственных предприятий, колхозов. Основным источником финансирования был государственный бюджет, на долю которого в разные годы приходилось 70 – 75 % всех финансовых расходов отрасли.
О размерах расходов на профессиональное образование из государственного бюджета РСФСР в 1980-е гг. свидетельствуют данные таблицы 6.
Таблица 6