double arrow

Кадровое обеспечение системы профессионального образования

 

Педагогический потенциал в системе образования в России конца XX – начала XXI в. представлен в табл. 3.

Таблица 3

Динамика численности преподавателей государственных профессиональных образовательных учреждений

 

Численность преподавателей (тыс. чел.) 1991/92 учебный год 1994/95 учебный год 1997/98 учебный год 2002/03 учебный год
Начальное образование 159,1 154,8 156,4 157,1
Среднее образование 120,8 112,4 115,0 123,1
Высшее образование 233,5 233,5 247,5 249,6
Всего 513,4 500,7 519,9 529,8

 

Во второй половине 1990-х гг. наметилась тенденция к росту численности преподавателей в системе профессионального образования. Устойчивость состава и рост педагогических кадров в условиях структурного кризиса связаны в значительной мере с сокращением научного сектора страны и естественным стремлением учебных учреждений привлечь высококвалифицированных научных работников. Несколько улучшилось соотношение численности студентов и преподавателей (см. табл. 4).

Таблица 4

Соотношение численности студентов и преподавателей в государственных образовательных учреждениях (на начало учебного года)

 

Учебное заведение

1991/92 1994/95 2002/03

Число студентов на одного преподавателя

Среднее 18 17 16
Высшее 13 11 12
Начальное 11 10

 

На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования в обозримом будущем может оказать воздействие демографическое состояние страны.

Сокращение общего контингента школьников замедлится с 2005 г. и практически должно прекратиться к 2010 г. Процесс уменьшения числа выпускников основного и полного уровней общеобразовательной школы будет происходить с 2003 по 2015 г. Сохраняется неблагоприятная возрастная структура профессорско-преподавательского состава, так как замедлился приток молодежи на преподавательские должности в вузы. За последние годы произошел отток перспективных кадров в рыночные секторы экономики, в органы государственного управления и за рубеж.

Подготовка через вузовскую аспирантуру как основной источник пополнения вузов высококвалифицированными педагогическими кадрами сталкивается с определенными трудностями. Число аспирантов начало расти с 1995 г., а прием в аспирантуру по сравнению с 1992 г. вырос более чем в два раза. При этом свыше 70 % аспирантов защищали кандидатские диссертации позже установленных сроков или вообще не защищали их (в 1992 – 1997 гг.). Далеко не все аспиранты вузов в действительности связывают свою учебу с намерением продолжить педагогическую работу. Один из важных мотивов роста аспирантов – отсрочка от призыва в армию.

Таблица 5

Прием в учебные заведения разных уровней профессионального образования

 

Уровень профессионального образования

Прием в 2000 г.

Прием в 2010 г. (прогноз)

тыс. чел. % тыс. чел. %
Всего принятых 2870,6 100 1745 100
Втом числе в учебные заведения:        
начального образования 886,3 29,3 505 29,0
среднего образования 844,3 28,0 560 32,0
высшего образования 1140,3 42,7 680 39,0

 

Демографические изменения в стране могут серьезным образом отразиться на численности обучающихся на всех ступенях системы образования. Сокращение приема в высшие учебные заведения на 40 % приведет к тому, что учебно-материальный и кадровый потенциалы (с учетом нормативных требований) окажутся востребованными на 60 – 65 %. Сокращение приема в учебные заведения среднего профессионального образования на 22 – 25 % приведет к высвобождению до 30 % учебных площадей и до 25 % преподавательских кадров.

Имеющееся в настоящее время число мест приема в государственные учебные заведения профессионального образования к 2010 г. будет существенно больше, чем численность потенциальных абитуриентов – выпускников основного и полного уровней общеобразовательной средней школы (см. табл. 5).

Прием в вузы в может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Однако предположительно в эти же годы значительно возрастет численность обучающихся по программам послевузовского образования (до 12 – 20 млн человек в год). Должен возрасти спрос на получение второго высшего образования до 0,2 – 0,8 млн человек в год. Это позволит сохранить научно-педагогический потенциал и имеющуюся материально-техническую базу. Одновременно развитие этих направлений создает условия для повышения социальной мобильности занятого населения и более эффективного удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах.

Вузовская наука является неотъемлемой частью научного комплекса страны и составляет более 50 % его потенциала. Только в вузах и организациях Минобразования РФ профессорско-преподавательский состав насчитывает 1832 тыс. человек. Там также работают 16,3 тыс. научных сотрудников. Всего в названном секторе сосредоточено около 40 % докторов наук, свыше 30 % кандидатов наук, около 75 % докторантов, 60 % аспирантов, 55 % соискателей ученых степеней. По профилю деятельности вузы и организации распределены следующим образом: технические – 46,6%; естественно-научные и гуманитарные – 23,6 %; педагогические – 22,8 %; финансово-экономические – 5,6 %; культуры и искусства – 1,4 %. По отраслям знания научные кадры высшей квалификации распределены следующим образом: технические науки – 37,9 % докторов и 38,6 % кандидатов; физико-математические науки – соответственно 14,5 и 12,7 %; экономические науки – соответственно 7,1 и 4,2%.

Большую проблему для развития вузовской науки представляют старение и уход научных кадров из сферы образования, в том числе и эмиграция за рубеж. Анализ возрастного состава кадров высшей квалификации в вузах и организациях Минобразования РФ показывает, что: 2,5 % докторов наук имеют возраст до 40 лет; 20,5 % докторов – до 50 лет; 79,5 % докторов – от 50 лет; 45,6 % – от 60 лет и старше. Среди кандидатов наук: 21 % – до 40 лет, 50,1 % – до 50 лет, а 44,9 % – от 50 лет и старше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: