Результаты интеллектуальной деятельности

 

§ 1. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием олимпийской символики

 

1.1. Особенности правовой охраны и использования

олимпийской символики

 

Вопросы правовой охраны олимпийской символики приобретают особую значимость и остроту, как правило, в тех странах, которые принимают очередные Олимпийские игры. Россия в этом отношении не является исключением, и в преддверии проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи отечественное законодательство пополнилось новыми приобретениями, нацеленными на усиление особого порядка использования олимпийской символики и ее правовой охраны.

Начало возникновения специальной правовой охраны олимпийской символики в современном ее варианте было положено Найробским договором об охране олимпийского символа, заключенным в Найроби (Кения) 26 сентября 1981 года <121> (далее - Найробский договор). В отношении СССР указанный Договор вступил в силу с 17 апреля 1986 года. До заключения Найробского договора правовая охрана олимпийского символа осуществлялась на основании правил, содержащихся в законодательстве о товарных знаках. Первоначально олимпийский символ, представляющий собой пять переплетенных колец в одноцветном или многоцветном изображении, был зарегистрирован в качестве товарного знака в патентном ведомстве Швейцарии по месту нахождения штаб-квартиры Международного олимпийского комитета (далее - МОК). Впоследствии на основе национальной регистрации по правилам Мадридского соглашения о регистрации знаков от 14 апреля 1891 года <122> была осуществлена международная регистрация олимпийского символа. В результате регистрации действие правовой охраны распространилось на территории стран - участниц Мадридского соглашения, включая СССР, который присоединился к этому Соглашению с 1 июля 1976 года.

--------------------------------

<121> Официальная публикация ВОИС N 297.

<122> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978.

 

Необходимость установления специальной правовой охраны олимпийского символа была обусловлена тем обстоятельством, что объем правовой охраны, полученной в соответствии с законодательством о товарных знаках, не мог должным образом обеспечить защиту исключительного права обладателя зарегистрированного в качестве товарного знака олимпийского символа. Причиной тому стал статус МОК, который не занимался производством и продажей товаров, а являлся лишь издателем поступающих в свободную продажу публикаций, снабженных олимпийским символом. В этой связи правовая охрана олимпийскому символу как товарному знаку могла быть предоставлена только в отношении товаров, указанных в классе 16 Международной классификации товаров и услуг, т.е. в отношении брошюр, газет, периодических изданий. Индивидуализация товаров массового потребления посредством их маркировки олимпийским символом оказывалась вне зоны действия правовой охраны <123>.

--------------------------------

<123> Подробнее о причинах установления специальной правовой охраны для олимпийского символа см.: Папко В.В. Найробский договор об охране олимпийского символа // Вопросы изобретательства. 1987. N 4.

 

Основным содержанием Найробского договора выступает установление обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение последнего. Роль Устава МОК играет в настоящее время Олимпийская хартия, действующая в редакции от 07.07.2007 <124>, согласно которой олимпийский символ состоит из пяти олимпийских колец, используемых отдельно, в одно- или многоцветном исполнении. При этом кольца должны быть в обязательном порядке голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Они переплетаются слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое - внизу. Вся фигура - правильная трапеция с меньшим нижним основанием. Олимпийский символ представляет собой союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

--------------------------------

<124> http://infopravo.by.ru

 

Из обязанности государств - участников Найробского договора, касающейся регистрации знаков, содержащих олимпийский символ, сделаны изъятия, в соответствии с которыми указанная обязанность не распространяется на государство-участника в том, что касается:

- любого знака, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ, если такой знак был зарегистрирован в государстве до даты вступления в силу Договора в отношении этого государства или в течение любого периода, когда в этом государстве выполнение обязанности, касающейся регистрации, считается приостановленным. Это положение применяется также к знакам, регистрация которых действует в этом государстве в силу регистрации по договору, участником которого является данное государство;

- продолжения использования в коммерческих целях любого знака или другого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего его, в этом государстве любым лицом или предприятием, которое законным образом начало такое использование в данном государстве до даты вступления в силу Договора в отношении этого государства или в течение любого периода, когда в этом государстве выполнение обязанности, касающейся регистрации считается приостановленным.

Найробский договор содержит, кроме того, правило, освобождающее государство-участника от обязанности наложения запрета на использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информирования публики об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Олимпийский символ, специальная охрана которому предоставлена правилами Найробского договора, является лишь одним из элементов олимпийской символики в широком ее значении. Другими элементами указанной символики выступают олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Их описание осуществлено в Олимпийской хартии.

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймления. В его центре расположен олимпийский символ в пяти цветах.

Олимпийский девиз "Gitius, Altius, Fortius" выражает послание, которое МОК адресует всем, кто принадлежит к Олимпийскому движению, призывая их к совершенству - сообразуясь с олимпийским духом.

Олимпийской эмблемой является сложная композиция, утвержденная МОК, в которой олимпийские кольца связаны с другими отличительными элементами. При этом дизайн любой олимпийской эмблемы должен перед каким бы то ни было использованием представляться на утверждение Исполкома МОК.

Олимпийским является гимн, утвержденный МОК на 55-й сессии в 1958 году в Токио. Ноты (партитура) гимна хранятся в штаб-квартире МОК.

Все права на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн принадлежат исключительно МОК. Более того, нормой, закрепленной п. 2 Правила 7 Олимпийской хартии, установлено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факел (включая их технические решения) являются олимпийской собственностью и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь, использование для получения дохода в коммерческих и рекламных целях.

Следует подчеркнуть, что понятие олимпийской собственности, введенное в юридический обиход Олимпийской хартией, является новым и требующим специального исследования, которое не входит в замысел настоящего учебного пособия. Отметим лишь следующее. Понятие олимпийской собственности в высшей степени условно, так же как условно понятие интеллектуальной собственности, являющейся собирательным образом агрегированной совокупности прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Однако олимпийскую собственность не следует отождествлять ни с интеллектуальной собственностью, ни тем более с собственностью на телесные объекты.

Олимпийская собственность как экономическая категория, означающая отношение управомоченного субъекта к принадлежащей ему олимпийской символике как к своей, имеет юридическое закрепление, оформленное системой международных правил, образующих специальный институт права на олимпийскую символику. В объективном смысле право на олимпийскую символику обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права.

Субъектом права на олимпийскую символику является МОК - международная неправительственная организация, созданная не для целей извлечения прибыли на неограниченный срок в организационной форме ассоциации, признанной Швейцарским Федеральным Советом. МОК выступает в роли персонифицированной организации, наделенной юридически обеспеченными монопольными возможностями в отношении олимпийской символики.

Объектами права на олимпийскую символику являются олимпийские символ, флаг, девиз, гимн, огонь, факел и некоторые словосочетания. Указанные объекты не относятся к категории телесных объектов, т.е. к вещам, но могут быть воплощены в них. Равным образом их нельзя напрямую отождествлять и с объектами интеллектуальной собственности по правовому режиму, хотя часть из них по своей сущности тяготеет к объектам авторского права (гимн, девиз), другая часть к средствам индивидуализации (символ, флаг), а огонь и факел можно представить как результаты художественно-конструкторских решений.

Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в рекламных и коммерческих целях. Указанные правомочия обладают известной двойственностью, заключающейся в наличии т.н. позитивной и негативной сторон, которые проявляются в возможности использования олимпийской символики МОК по своему усмотрению, а также в возможности наложения запрета или выдачи разрешения на такое использование третьим лицам. При этом в отличие от большинства прав на объекты интеллектуальной собственности правомочия по использованию олимпийской символики, принадлежащие МОК, имеют экстерриториальный характер и, разумеется, не совпадают содержательно ни с классической триадой владения, пользования и распоряжения, ни с правомочиями по использованию охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к таковым средств индивидуализации.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <125> (далее - Закон об организации зимних Олимпийских игр) устанавливается особый порядок использования олимпийской символики. При этом под олимпийской символикой по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийский символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр, а также олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

--------------------------------

<125> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

 

1.2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием наименований "Олимпийский", "Олимпиада",

"Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic

Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014"

 

Согласно правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр, использование олимпийской символики, а равно паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК или уполномоченными им организациями. Такой уполномоченной организацией с 1 января 2009 года является автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи", выступающая в роли единственной организации, представляющей интерес МОК на территории России.

В соответствии с нормой, содержащейся в ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

- введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Таким образом, законодатель дополнил действующий перечень форм (актов) недобросовестной конкуренции, содержащийся в гл. 2.1 Закона о защите конкуренции, новыми (нетрадиционными) их разновидностями, которые в известной мере перекликаются с действующими (традиционными), но в содержательном плане существенно отличаются от последних.

Так, действия, касающиеся продажи, обмена или иного введения в оборот товара, сопровождающиеся незаконным использованием олимпийской символики, внешне схожи с действиями по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона о защите конкуренции). Однако незаконное использование олимпийской символики, которая формально не считается результатом интеллектуальной деятельности, нельзя рассматривать в качестве контрафакции (contrafactio - лат. подделка), а следовательно, применять правило о контрафактных материальных носителях, закрепленное в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Для оценки действий в качестве контрафактных по смыслу российского законодательства об интеллектуальной собственности требуются негативные последствия, выразившиеся в нарушении исключительных прав на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, воплощенные или примененные в материальном носителе.

Формулируя правило п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, содержащее фразу "...если при этом незаконно использовалась олимпийская символика", законодатель, как представляется, неоправданно расширяет смысловое значение конструируемого им акта недобросовестной конкуренции, под действие которого могут подпасть, например, такие действия, как продажа товаров в торговом центре добросовестными предпринимателями, на входе которого незаконно размещен владельцем указанного центра олимпийский девиз. На наш взгляд, более корректной была бы норма, предусматривающая в качестве акта недобросовестной конкуренции продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием в нем, т.е. в товаре олимпийской символики.

Введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора (иностранной или российской организации, заключившей договор о спонсорстве с Оргкомитетом "Сочи 2014", МОК или Международным паралимпийским комитетом) к Олимпийским играм, представляет собой действие, направленное на формирование у участников рынка представлений, не соответствующих действительности. В этом отношении указанное правило, раскрывающее одну из форм недобросовестной конкуренции, фактически совпадает с правилом, содержащимся ст. 14.2 Закона о защите конкуренции. Однако в последнем случае представления, не соответствующие действительности, должны иметь место в отношении качества и потребительских свойств товара, места производства товара, условий, на которых товар предлагается к продаже, а не в отношении причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора к конкретному мероприятию, именуемому Олимпийскими играми.

Формулировка, предложенная законодателем, включает ряд оценочных понятий. Это понятия "введение в заблуждение" и "ложное представление о причастности".

Первое из них в достаточной степени изучено и объяснено применительно к институту недобросовестной конкуренции.

Что касается второго понятия, то оно, в отличие от науки уголовного права, детально разработавшей категорию причастности к преступлению, практически не исследовано с опорой на цивилистические представления об этой категории и не освоено практикой правоприменения антимонопольного законодательства. Факт причастности товаропроизводителя, рекламодателя или спонсора к Олимпийским играм сам по себе ничего не значит. Существенное значение в данном случае имеет фактор представления о причастности, которое может быть истинным или ложным. Самой же причастности для целей квалификации данного правонарушения как акта недобросовестной конкуренции не должно быть. Непричастность к Олимпийским играм может быть подтверждена, например, отсутствием договоров спонсорства, партнерства или лицензионных договоров, заключенных с Оргкомитетом "Сочи 2014" или с МОК.

 

§ 2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием иной, чем олимпийская,

спортивной символики

 

2.1. Особенности использования символики чемпионата мира

по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA

2017 года, символики UEFA Евро 2020

 

Особенности использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, символики UEFA Евро 2020 установлены нормами Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о футбольной символике).

Согласно п. 19 ст. 2 указанного Закона символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года являются:

- флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA;

- официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA - "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018", "Россия 2017", "Россия 2018", а также "Кубок мира", "Чемпионат мира", "Coupe du Monde", "Mundial", "Copa do Mundo", "Copa del Mundo", "WM" или "Weltmeisterschaft", "Кубок Конфедераций", "ConfedCup", "Coupedes Confederations", "Copa Confederaciones", "Copa das Confederacoes", "Konfederationen-Pokal", образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом "футбол" или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;

- зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний "Футбол ради надежды" и "Зеленый гол" или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;

- талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;

- произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий;

- иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.

К символике UEFA Евро 2020 в соответствии с п. 44 ст. 2 Закона о футбольной символике отнесены:

- официальные наименования UEFA, а также перевод таких наименований на русский язык или иностранный язык;

- официальные наименования UEFA Евро 2020 (чемпионат Европы по футболу UEFA 2020, Кубок Европы по футболу UEFA 2020, UEFA Евро 2020), перевод указанных официальных наименований на иностранный язык, сокращения, производные от указанных официальных наименований (например, "ЧЕ-2020");

- наименование государства или города, принимающих матчи UEFA Евро 2020, употребляемое с годом его проведения (например, "Россия-2020", "Санкт-Петербург-2020");

- официальный логотип, талисман, наименование талисмана, слоган и иные обозначения, которые созданы UEFA в связи с проведением UEFA Евро 2020 и в отношении которых UEFA обладает исключительными правами.

По смыслу ст. 19 Закона о футбольной символике ее использование, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020 использование символики UEFA Евро 2020 и обозначений, сходных до степени смешения с символикой UEFA Евро 2020, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц, использующих символику UEFA Евро 2020 и обозначения, сходные с ней до степени смешения, либо производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг к UEFA, мероприятиям UEFA Евро 2020, Российскому футбольному союзу, локальной организационной структуре или об одобрении какой-либо деятельности со стороны UEFA, Российского футбольного союза, локальной организационной структуры, допускается только при условии наличия соглашения с UEFA, оформленного в письменной форме и подлежащего в установленных федеральными законами случаях государственной регистрации. Использование символики UEFA Евро 2020, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую UEFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого тождественно символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года или сходно с ней до степени смешения, по требованию FIFA обязано прекратить использование этого фирменного наименования.

Не допускаются производство, продажа, распространение, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации товаров, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, использование этих товаров иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA.

Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, использующие символику UEFA Евро 2020 в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020, по требованию UEFA должны немедленно прекратить использование такой символики.

 

2.2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием символики чемпионата мира по футболу

FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.,

символики UEFA Евро 2020

 

Согласно ст. 20 Закона о футбольной символике, посвященной обеспечению добросовестной конкуренции в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020, недобросовестной конкуренцией признаются две группы действий.

Первая из таких групп касается спортивных мероприятий, проводимых под эгидой FIFA. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о футбольной символике признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

- подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

- использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

- использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

Вторая группа действий касается осуществления мероприятий UEFA Евро 2020. По смыслу ч. 1.1 ст. 20 Закона о футбольной символике, которая содержательно перекликается с ч. 1 указанной статьи, при осуществлении мероприятий UEFA Евро 2020 признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика UEFA Евро 2020 и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой UEFA Евро 2020, либо измененная символика UEFA Евро 2020;

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об UEFA и (или) мероприятиях UEFA Евро 2020 посредством использования символики UEFA Евро 2020 и иным образом (без разрешения UEFA);

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к UEFA или мероприятиям UEFA Евро 2020 в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации UEFA, Российским футбольным союзом и (или) локальной организационной структурой товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с UEFA или мероприятиями UEFA Евро 2020;

- подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях UEFA Евро 2020, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения UEFA;

- использование без официального письменного разрешения UEFA мероприятий UEFA Евро 2020 для организации или осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020;

- использование входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения UEFA.

При этом не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, действия Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, контрагентов FIFA, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с FIFA, при условии, что на такие действия получено письменное согласие FIFA или уполномоченного лица FIFA.

Действия лиц и организаций, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с UEFA, также не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.

 

Практика правоприменения

 

Приведем пример из практики применения судами правил об охране олимпийской и иной символики посредством использования материалов, содержащихся в судебных актах.

 

Постановление Суда по интеллектуальным правам

от 25 февраля 2015 г. по делу N А27-3978/2014

 

Общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Плаза" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10.12.2013 по делу N 114/А-14-2013 о признании общества "Олимпик-Плаза" нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции и предписания от 10.12.2013 о прекращении незаконного использования олимпийской символики, вынесенного в рамках указанного дела и по результатам принятого решения, а также о признании незаконным и отмене Постановления от 27.02.2014 N 16/09-АДМ-2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 КоАП.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2014, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество "Олимп-Плаза" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа передал кассационную жалобу по подсудности в Суд по интеллектуальным правам.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов судов первой инстанции и апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества "Олимп-Плаза" не содержится признаков недобросовестной конкуренции, следовательно, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП. Он считает, что факт распространения информации не свидетельствует о том, что у простого обывателя складывается представление о принадлежности общества "Олимп-Плаза" к Олимпийским и Паралимпийским играм, следовательно, не может быть расценен как нарушение. Кроме того, указывает на то, что в его действиях отсутствует вина в том понимании, которое ей придают нормы ст. 2.1 КоАП, и в том толковании, которое дает п. 16.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

УФАС по Кемеровской области направило отзыв и дополнение к отзыву, в которых указало, что доводы жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании Суда по интеллектуальным правам представитель УФАС по Кемеровской области указал на несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке ст. 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в судебных актах фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.12.2013 УФАС по Кемеровской области была проведена плановая проверка наружной рекламы, распространяемой на территории г. Кемерово.

По результатам проверки составлен акт от 05.12.2013, проведена фотосъемка баннера, согласно которым УФАС по Кемеровской области установлено следующее: при входе в здание размещен баннер с текстом следующего содержания: "OLYMPIC PLAZA business center, отель, hotel".

В журнале "Инсайт", N 9 (89), ноябрь, 2013, на странице 14 размещена статья "Почувствуй вместе с нами волшебство Новогодней ночи 2014! "OLYMPIC PLAZA hotel, business center г. Кемерово".

Приказом УФАС по Кемеровской области от 06.12.2013 возбуждено дело N 114/А-14-2013 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Олимпик Плаза" ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции.

УФАС по Кемеровской области вынесено решение от 10.12.2013, которым общество "Олимпик Плаза" признано нарушившим положения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции. Одновременно УФАС по Кемеровской области выдало предписание, которым обязало общество "Олимпик Плаза" прекратить использование олимпийской символики "OLYMPIC" в фирменном наименовании общества "Олимпик Плаза", коммерческом обозначении "OLYMPIC PLAZA", адресе электронной почты.

Общество "Олимпик Плаза" внесло изменения в устав общества и Единый государственный реестр юридических лиц, о чем свидетельствует выписка от 05.02.2014 и свидетельство серии 42 N 003801195 об изменении фирменного наименования на общество "Олимп-Плаза".

Усмотрев в действиях общества "Олимпик Плаза" состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.33 КоАП РФ, антимонопольный орган по результатам производства по делу об административном правонарушении вынес Постановление от 27.02.2014 N 16/09-АДМ-2014, согласно которому заявитель признан нарушившим требования действующего законодательства в области конкуренции, в результате чего заявитель был привлечен к административной ответственности по указанной статье в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Указанные решение, предписание и постановление антимонопольного органа послужили основанием для их оспаривания заявителем в судебном порядке.

Рассмотрев заявление общества "Олимп-Плаза", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых решения, предписания и постановления антимонопольного органа.

Частью 1 ст. 14.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 названного Кодекса.

В силу п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В ст. 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

При этом при определении, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные нормы, но и положения ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) для целей названной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований ч. 2 и 2.1 ст. 7 Закона N 310-ФЗ признается незаконным.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума), в силу ч. 1 ст. 8 Закона N 310-ФЗ недобросовестной конкуренцией признаются продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Данная норма является специальной по отношению к п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в п. 9 ст. 4 указанного Закона.

При этом в зависимости от того, выражаются ли соответствующие действия во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг или нет, они подлежат квалификации по ч. 1 или ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума).

Судом первой инстанции признан обоснованным довод антимонопольного органа о том, что заявитель сознательно, не имея на то оснований, после принятия соответствующего решения о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (18.05.2010), произвел изменение в своем фирменном наименовании общества "Олимпик Плаза", коммерческом обозначении "OLYMPIC PLAZA", а также в адресе электронной почты, что создало ложное представление у обычных потребителей о принадлежности данной организации к предстоящим Олимпийским играм, в том или ином качестве. Проведение олимпийских игр является важным событием для страны и привлекательно для людей, соответственно, вызывает повышенный интерес к организациям, товарам, услугам, для продвижения которых используется олимпийская символика.

Незаконное использование олимпийской символики может нанести значительный материальный и репутационный ущерб стране - организатору Олимпийских игр, в том числе конкурентной среде, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к ценностям культуры и спорта со стороны общества "Олимп-Плаза", при этом общество, являясь участником гражданского оборота путем совершения указанных действий по использованию олимпийской символики в нарушение установленного порядка и правил, пыталось получить необоснованные преимущества, в том числе в части привлечения потребительского внимания неопределенного круга лиц к своим услугам, так как у рядовых потребителей складывалось ложное представление о причастности заявителя в том или ином виде, форме к Олимпийским играм, Паралимпийским играм.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о том, что действия общества "Олимп-Плаза" по использованию олимпийской символики "OLYMPIC" противоречат нормам ч. 1, 2, 3 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона N 310-ФЗ и содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и вводят в заблуждение потенциальных потребителей в отношении субъекта, оказывающего данные услуги.

С учетом данного обстоятельства суды признали правомерным вывод антимонопольного органа о том, что действия общества "Олимп-Плаза" по использованию олимпийской символики являются актом недобросовестной конкуренции, в связи с чем оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное им предписание признаны судами соответствующими Закону о защите конкуренции.

Суд кассационной инстанции признает вышеуказанные выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.

Кроме того, суды не усмотрели оснований для признания незаконным и отмены Постановления по делу об административном правонарушении от 27.02.2014 по делу N 16/09-АДМ-2014.

Принимая оспариваемое решение, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применили и истолковали нормы материального и процессуального права и на их основании сделали обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам. Данная судами правовая оценка соответствует характеру спорных отношений сторон.

 

Решение Арбитражного Суда Санкт-Петербурга Ленинградской

области от 24 января 2019 г. по делу N А56-161627/2018

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Коммуналка" (далее - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее. 20.06.2018 в 17:20 в ходе мониторинга установлено, что ООО "Коммуналка" (ресторан "Коммуналка"), оказывающее населению услуги общественного питания, использовало в процессе осуществления деятельности баннер с признаками незаконно используемого товарного знака, зарегистрированного на территории Российской Федерации на имя Международной федерации футбольных ассоциаций (IPA).

Документы, подтверждающие право использовать вышеуказанный товарный знак, у ООО "Коммуналка" отсутствуют.

Во время осмотра принадлежащих ООО "Коммуналка" помещений, территорий и находящихся там вещей 20.06.2018 произведена фотосъемка плаката (баннер), в качестве средства фиксации применялось устройство марки SAMSUNG. Фотографии приобщены к материалам дела. Согласно акту экспертного исследования ООО "НСЭО ФАКТУМ" от 22.08.2018 на исследуемом плакате (баннере) размещены обозначения, сходные с товарными знаками по Международному сертификату N 1142845 и свидетельству N 600424, правообладателем которых является FIFA.

В соответствии с данными Федеральной службы по интеллектуальной собственности, размещенными на сайте и полученными посредством специализированного электронного поиска в информационно-поисковой системе, правообладателем Международного сертификата N 1142845 и свидетельства N 600424 является FIFA.

31.10.2018 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому действия Общества квалифицированы по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Исходя из положений указанной статьи квалифицирующим признаком данного административного правонарушения является незаконное использование товарного знака на территории Российской Федерации.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, выступают экономические права и интересы граждан, интересы предпринимателей, экономические интересы государства, предусмотренные ч. 4 ГК РФ. Непосредственный объект - исключительное право на товарный знак.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в незаконном использовании чужого товарного знака или сходных с ними обозначений для однородных товаров, под которым признается любое действие, нарушающее исключительные права владельцев товарного знака: введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование символики чемпионата мира но футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно письму представителя Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) используемые на баннере (плакате) обозначения являются сходными с товарными знаками по Международному сертификату N 1142845 и свидетельству N 600424, правообладателем которых является FIFA.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ право на товарный знак, принадлежащее правообладателю, охраняется законом.

В силу ч. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Раскрывая понятие исключительного права, ст. 1229 ГК РФ указывает на то, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением), а другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1484 ГК РФ правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В соответствии с ч. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Частью 3 указанной статьи установлено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Таким образом, в действиях ООО "Коммуналка" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых и достаточных мер по соблюдению правовых норм, направленных на охрану товарных знаков, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что также свидетельствует о наличии вины предпринимателя во вмененном ему правонарушении согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, и вина общества в его совершении подтверждены материалами дела.

Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Предусмотренный в ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, и считает необходимым назначить обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, - в размере 50 000 руб. с конфискацией изъятой продукции.

 

§ 3. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием средств, не поименованных

в законодательстве о конкуренции

 

Многообразие форм недобросовестной конкуренции, находящихся за рамками поименованных в ст. 14.1 - 14.7 их разновидностей, и возможность юридической квалификация в качестве противоправных действий иных (непоименованных) форм недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов получили закрепление в Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N 1841-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Региональный Сетевой Информационный Центр" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 9 статьи 4, пункта 5 части 1 статьи 11 и абзаца первого части 1 Федерального закона "О защите конкуренции". В п. 2.2 указанного Определения Конституционный Суд РФ констатирует следующее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: