Раздел 3. Экспериментальное изучение личности

Тема 14. Экспериментально-психологические исследования мотивационной динамики. Эффект незавершенного действия (эффект Б.Зейгарник). Исследование феномена замещения (замещенной деятельности). Исследование феномена психического перенасыщения. (методика А.Карстен) исследование уровня притязаний (методика Ф.Хоппе).

 

Тема 15. Экспериментальная психология личности. «Теория черт» в исследовании личности. Понятие «когнитивного стиля». Имплицитно теория личности и личностные конструкты.

Основные понятия и ключевые слова: частотный тезаурус личностных черт, «тип личности», «критериальный анализ» Г. Айзенка, «факторный анализ» Кеттела, теория «большой пятерки» и «большой тройки»; индивидуальный стиль деятельности; когнитивный стиль, поле зависимость - поле независимость, когнитивная сложность простота; личностный конструкт, биполярные оппозит, имплицитно теория личности Дж. Брунера, «тест репертуарных решеток».

 

Тема 16. Отдельные методы экспериментальных исследований в социальной психологии. Афилиация. Формирование впечатлений о чертах личности других людей. Атрибуция. Изменение отношений. Формирование позитивных отношений и аттракции. Агрессия. Альтруизм. Когнитивный диссонанс. Социальной воздействие. Социальная фасилитация. Источники артефактов в экспериментах по социальной психологии. Способы измерения зависимой переменной в экспериментах по социальной психологии.



IV СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Дифференциальная психология как наука. Предмет, цели, задачи дифференциальной психологии.Краткий очерк истории психологии индивидуальных различий. Донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития дисциплины. Области пересечения дифференциальной психологии со смежными науками, роль в практической психологии. Основные понятия дифференциальной психологии: индивид, индивидуальность, личность, норма. Направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Основные стратегии и методы исследований индивидуальных различий. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности. Классификация методов дифференциальной психологии. Наблюдение, эксперимент, моделирования. Методы заимствованные из психогенетики. Методы анализа исторических документов. Собственно психологические методы, статистическая обработка данных, приемы обобщения и классификации.

 

Тема 3. Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий. Индивид и индивидные характеристики. Ассиметрия полушарий и ее проявления. Понятие церебрального доминирования. Индивидные различия в сенсорной сфере и их диагностика. Темперамент как индивидная характеристика. Личность. Соотношение понятий индивид –индивидуальность -личность. Проявления, особенности формирования и диагностики индивидуальных различий на личностном уровне. Индивидуальность. Модели соотношения различных уровней индивидуальности. Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Специальная теория интегральной индивидуальности (В. М. Русалов). Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. Теории эмпиризма и нативизма, двухфакторные концепции. Современное представление о роли наследственного и средового факторов, пересмотр самих понятий наследственности и среды. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

 

Тема 4. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Психология общих и специальных способностей

Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Роль правого полушария в организации творческого мышления. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей. Психология общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности. Определение и типологии способностей в различных научных подходах. Теории способностей. Структура и характеристики способностей. Определение, история исследования и диагностика общих способностей (обучаемость, интеллект, креативность) (В.Н. Дружинин). Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж Гилфорд, Л. Терстоун, Р.Б. Кэттелл). Источники вариативности интеллекта. Диагностика интеллекта. Интеллект в структуре психики (модель А.Н. Лебедева). Личность и интеллект. Общие творческие способности. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Отечественный подход к исследованию творческих способностей (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова). Развитие творческих способностей. Обучаемость. Ее место в структуре общих способностей. Диагностика способности к обучению. Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности (В.П. Эфроимсон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: