В результате освоении содержания дисциплины «Экспериментальная и дифференциальная психология» студент должен обладать следующими компетенциями:
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью решать стандартные задачи профессиональной
деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
профессиональными компетенциями (ПК),
практической деятельности:
способностью и готовностью к:
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к:
проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
1) основания выбора методов исследования;
2) основные типы исследований в психологии;
3) подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах;
4) основы содержательного и формального планирования экспериментов;
5) критерии оценивания валидности исследований;
6) теоретические подходы к изучению индивидуальных различий на разных уровнях;
7) историю становления дифференциальной психологии как самостоятельной научной области и основных направлений исследований в рамках психологии индивидуальных различий;
уметь:
1) различать уровни организации исследования (уровни методов и методик);
2) выделять инварианты исследовательских методов в психологии;
3) различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом;
4) критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования;
5) рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования;
6) сопоставлять номотетического и идеографического подходы при описании индивидуальности человека
7) оценки результатов экспериментальных и психометрических исследований в области дифференциальной психологии
8) сопоставления различных типологий темперамента, характера и индивидуальности
9) составлять психологический портрет испытуемого, описывая его индивидуальные особенности в сфере познавательных процессов, темперамента, характера, направленности личности, индивидуального стиля деятельности и совладания, а также проявления гендерных характеристик.
10) разводить природные, конституциональные и личностные составляющие в проявлении того или иного психологического симптома или симптомокомплекса при анализе индивидуальных случаев, описанных в литературе, данных в виде ситуационных задач, или полученных в ходе собственной практической деятельности.
Владеть:
1) системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов;
2) коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований;
3) быть готовым к их самостоятельному выполнению.
4) навыками составления психологического портрета испытуемого, описывая его индивидуальные особенности в сфере познавательных процессов, темперамента, характера, направленности личности, индивидуального стиля деятельности и совладания, а также проявления гендерных характеристик.
Содержание учебного материала
МОДУЛЬ 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ 1.