Модуль 2. Дифференциальная психология

Тема 1. Дифференциальная психология как наука.

План

1. Дифференциальная психология как наука.

2. История психологии индивидуальных различий.

3. Место дифференциальной психологии в системе гуманитарных наук.

4. Основные понятия дифференциальной психологии.

5. Направления дифференциально-психологических исследований.

Контрольные вопросы:

1. Назовите предмет, цели, задачи дифференциальной психологии.

2. Опишите донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития дисциплины.

3. Охарактеризуйте области пересечения дифференциальной психологии со смежными науками, роль в практической психологии.

4. Дайте определение и выделите специфику основных понятий дифференциальной психологии: индивид, индивидуальность, личность, норма.

5. Охарактеризуйте основные направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Методы дифференциальной психологии.

План.

1. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

2. Классификация методов дифференциальной психологии.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

2. Методы дифференциальной психологии: наблюдение, эксперимент, моделирования.

3. Методы дифференциальной психологии заимствованные из психогенетики.

4. Методы дифференциальной психологии: анализ исторических документов.

5. Собственно психологические методы в дифпсихологии

6. Статистическая обработка данных,

7. Приемы обобщения и классификации.

 

Тема 3. Источники индивидуальных различий.

План

1. Индивид и индивидные характеристики.

2. Темперамент как индивидная характеристика.

3. Личность.

4. Соотношение понятий индивид –индивидуальность -личность.

Контрольные вопросы:

1. Ассиметрия полушарий и ее проявления.

2. Понятие церебрального доминирования.

3. Индивидные различия в сенсорной сфере и их диагностика.

4. Проявления, особенности формирования и диагностики индивидуальных различий на личностном уровне.

5. Индивидуальность. Модели соотношения различных уровней индивидуальности.

6. Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

7. Специальная теория интегральной индивидуальности (В. М. Русалов).

8. Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

9. Теории эмпиризма и нативизма, двухфакторные концепции.

10. Современное представление о роли наследственного и средового факторов, пересмотр самих понятий наследственности и среды.

11. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

 

Тема 4. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и психология темперамента.

План

1. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга.

2. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга.

3. Темперамент, как совокупность психических свойств.

Контрольные вопросы:

1. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей 

2. Роль правого полушария в организации творческого мышления.

3. Гуморальная и конституциональная теория темперамента.

4. Факторные теории темперамента.

5. Изучение темперамента в отечественной школе психологов.

6. Сравнительный анализ теорий темперамента.

7. Теория темперамента Русалова.

Тема 5. Психология характера.

План

1. Характер и прочие свойства индивидуальности.

2. Типическое и индивидуальное в характере.

3. Типология характеров.

4. Классификация отклонений и акцентуаций характера.

Контрольные вопросы:

Типическое и индивидуальное в характере

Типология характеров по Э. Кречмеру

Типология характеров по У. Шелдону

Типология характеров по Э. Фромму,

Теория акцентуаций характера К. Леонгарда,

Акцентуации характера по А.Е. Личко

Типология характеров Э. Фромма

Классификация отклонений и акцентуаций характера

9. Общая характеристика описательного подхода к анализу индивидуальности

 

Тема 6. Психология способностей.

План

1. Определение и типологии способностей в различных научных подходах.

2. Источники вариативности интеллекта.

3. Диагностика интеллекта.

4. Личность и интеллект.

5. Общие творческие способности.

6. Обучаемость. Ее место в структуре общих способностей.

7. Диагностика способности к обучению.

8. Понятие одаренности и гениальности.

Контрольные вопросы:

1. Теории способностей.

2. Структура и характеристики способностей.

3. Определение, история исследования и диагностика общих способностей (обучаемость, интеллект, креативность) (В.Н. Дружинин).

4. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж Гилфорд, Л. Терстоун, Р.Б. Кэттелл). 

5. Интеллект в структуре психики (модель А.Н. Лебедева).

6. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса.

7. Отечественный подход к исследованию творческих способностей (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова).

8. Развитие творческих способностей.

9. Теории гениальности.

10. Предпосылки гениальности (В.П. Эфроимсон).

Тема 7. Пол как фактор индивидуальных различий.

План

1. Пол в структуре индивидуальности.

2. Этапы формирования половой идентичности в онтогенезе.

3. Теории развития половой идентичности.

4. Половые различия в психологических качествах.

5. Стратегии межполового взаимодействия.

6. Проявления межполовых различий в норме и патологии.

Контрольные вопросы:

1. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий.

2. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпигенетический подход, бихевиоризм, теория социального научения).

3. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.

4. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой идентичности и возникновении аномалий.

 

Тема 8. Личность: дифференциально-психологический аспект.  

План

1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение.

2. Структура личности.

3. Личность и общество.

4. Личность и ее структура в отечественной психологии.

5. Формально-динамическая модель личности (А. Либин).

6. Методы изучения личности.

Контрольные вопросы:

1. Соотношение понятий человек, индивид, личность и индивидуальность.

2. Структура личность по Леонтьеву.

3. Структура личности по Рубинштейну.

4. Динамическая структура личности по К. Платонову

5. Б.Д. Парыгин, В.Н. Мясищев, 

6. Формально-динамическая модель личности (А.Либин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: