Общие положения экспериментального метода в психологии, субъективная сенсорная психофизика

 

Тема 1. Методология науки. Наука как вид деятельности, критерии истинности. Наука как совокупность знаний. Научный результат: виды и формы фиксации. Цель науки, идеал и способ научного поиска. Введение в предмет экспериментальной психологии. Предмет изучения экспериментальной психологии. Многовариантность определений предмета в научно-методической литературе. История развития экспериментальной психологии на Западе (Германия, Англия, Франция, Америка). Первая лаборатория экспериментальной психологии История развития отечественной экспериментальной психологии. Экспериментальная психология в психиатрических клиниках и университетах. «Семинар по экспериментальной психологии» Г. И. Челпанова. Первый психологический институт в Москве. Институт психологии им Г. С. Костюка в Киеве.

 

Тема 2. Наука и экспериментальное исследование Научное исследование: этапы исследовательского процесса. Принципы и структура научного исследования. Программа исследования. Типы исследований. Виды валидности. Основные общенаучные методы. Методологические принципы психологического исследования. Классификация методов психологического исследования (по Ананьев Б.Г.).

 

Тема 3. Виды психологических исследований. Теоретические методы. Эмпирические методы (неэкспериментальные: наблюдение, опросные методы, архивный метод, проективные методы. Психологические измерения.

 

Тема 4. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Организация исследования. Идеальное исследование. Эксплораторный и конфирматорный эксперименты. Полевое исследование, истинный эксперимент. Квазиэксперимент. Гипотеза: виды гипотез. Этапы организации экспериментального исследования. Экспериментальная выборка (разновидности, техники отбора участников в группы). Понятие о зависимой и независимой переменной и способы их контроля.

 

Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Социально-психологические факторы, требующие контроля в эксперименте. Факторы связанные с испытуемым. Факторы, связанные с экспериментатором. Способы контроля влияния факторов, связанных с испытуемым на результаты экспериментального исследования. Способы контроля влияния факторов, связанных с экспериментатором на результаты экспериментального исследования.

 

Тема 6. Экспериментальные планы. Планы с одной независимый переменной. Планы с несколькими независимыми переменными. План для двух рандомизированных групп с предыдущим и итоговым тестированием. План для четырех групп (план Р.Соломона). План для нескольких рандомизированных групп. План для двух соотнесенных групп. Факторные планы. План для одного испытуемого с последовательными тестированиями в различных экспериментальных условиях. Квазиэкспериментальные и неэкспериментальные планы.

 

Тема 7. Классификационная схема видов шкал. Номинативная шкала. Порядковая шкала. Шкала интервалов. Шкала отношений. Процедура субъективного шкалирования. Тестирование как разновидность процедуры измерения характеристик объекта.

 

Тема 8. Интерпретация и оформление результатов научного исследования. Формы упорядочивания научной информации. Порядок изложения результатов исследования в отчете (статье). Некоторые формы графического изображения информации в научном отчете (статье).

 

Раздел 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Тема 9. Экспериментальное изучение ощущений. История возникновения и развития психофизики. Объективная сенсорная психофизика. Методы измерения ощущений. Субъективная сенсорная психофизика С.С. Стивенса.

 

Тема 10. Экспериментальное исследование восприятия. Общие характеристики восприятия. Экспериментальное изучение восприятия. Оценивание валидности перцептивных реакций. Основные психофизиологические методы и их применение для исследования восприятия.

 

Тема 11. Методы исследования «простого научения» (формирования условных реакций). Классическое обуславливание. Оперативное обуславливание. Теоретическое обобщение основных концептуальных положений классического и оперативного обуславливания в теории Хала-Спенса.

 

Тема 12. Методы экспериментального исследования вербального научения и памяти. Характеристика классических подходов к изучению вербального обучения и памяти. Запоминание серийно-упорядоченного материала. Запоминание парных ассоциаций. Запоминание материала в произвольном порядке. Типичная схема экспериментального исследования феномена «переноса». Подходы к изучению вербального обучения и структуры памяти. С позиции теории переработки информации. Изучение особенностей кратковременной памяти. Изучение долговременной памяти. Варьирование уровней переработки информации.

Тема 13. Экспериментальное исследование внимания. Внимание - его характеристики изучаемых в эксперименте. Методы изучения внимания (экспериментальные и не экспериментальные). Требования к стимульному материалу. Методы изучения характеристик внимания: объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, концентрация, устойчивость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: