Тема 5. Психология темперамента

Темперамент как фундамент индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Конституция и ее проявления на разных уровнях человеческой индивидуальности. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я Стреляю, В. М. Русалова.

Тема 6. Типологический подход к исследованию характера. Характер в структуре индивидуальности. Соотношение темперамента и характера. Типологии характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса-Р. ЛеСенна. Психологические типы К.-Г. Юнга. Клинико-экзистенциальная типология характеров П. Волкова. Формирование характера. Понятие акцентуаций характера. Акцентуации как грань между нормой и патологией характера. Характер как ответ личности на фрустрации. Типологии К Леонгарда и А.Е Личко. Методы диагностики акцентуаций характера. Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Достоинства и недостатки теории черт личности в сравнении с типологическим подходом. Черты личности или черты индивидуальности? Теории черт Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла. Модель Большой Пятерки и оценка ее валидности. Возможности и ограничения теории черт.

 

Тема 7. Пол как фактор индивидуальных различий. Пол в структуре индивидуальности. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий. Этапы формирование половой идентичности в онтогенезе. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпигенетический подход, бихевиоризм, теория социального научения). Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна. Половые различия в психологических качествах. Стратегии межполового взаимодействия. Проявления межполовых различий в норме и патологии. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой идентичности и возникновении аномалий.

 

ТЕМА 8. Личность: дифференциально-психологический аспект. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение. Структура личности. Личность и общество. Личность и ее структура в отечественной психологии. Формально-динамическая модель личности (А. Либин). Методы изучения личности.. Понятие жизненного стиля. Иерархическая структура стилевых характеристик. Исследования индивидуального стиля в отечественной психологии. Понятие локуса контроля и его место в структуре стилевых характеристик. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивный стиль: описание и диагностика. Индивидуальный стиль совладания (coping strategies) и его формирование. Стиль жизни и самоактуализация.

 

ТЕМА 9. Индивидуальные вариации самосознания. Я-концепция как основа жизненного стиля. Стратегии предпочтения, образ -Я и конструктивные рисунки. Самооценка. Саморегуляция—настойчивость—воля. Самосознание и самооценка личности. Человек как субъект, его психическая организация. Проблема жизненного пути в психологической науке. Жизненные планы и жизненный сценарий.

 

Тема 10. Индивидуальные различия в системе социальных установок. Профессиональная пригодность. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии. Профессиональные типологии. Профессиональные интересы и их диагностика. Профессиональная пригодность

 

Тема 11. Индивидуальные различия и мировоззрение человека. Типы личности, выделенные Э. Шпрангером. Уровни морально развития. Самоактуализация

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

План.

1. Наука как вид деятельности, критерии истинности, как совокупность знаний.

2. Научный результат: виды и формы фиксации.

3. Цель науки, идеал и способ научного поиска.

4. Предмет изучения экспериментальной психологии.

5. История развития экспериментальной психологии на Западе (Германия, Англия, Франция, Америка).

6. История развития отечественной экспериментальной психологии.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте науку как систему знаний и как вид деятельности.

2. Что является результатом научных исследований, перечислите его виды и формы фиксации.

3. Что является предметной областью экспериментальной психологии?

4. Опишите этапы становления и развития экспериментальной психологии в зарубежных странах (Германия, Англия, Франция, Америка)

5. Охарактеризуйте этапы развития отечественной экспериментальной психологии.

6. Когда появилась первая лаборатория экспериментальной психологии над исследованиями в какой сфере она работала?

7. Экспериментальная психология в психиатрических клиниках и университетах.

8. «Семинар по экспериментальной психологии» Г. И. Челпанова.

9. Первый психологический институт в Москве.

10. Институт психологии им Г. С. Костюка в Киеве.

 

ТЕМА 2. НАУКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

План

1. Научное исследование: этапы исследовательского процесса.

2. Принципы и структура научного исследования.

3. Программа исследования.

4. Типы исследований.

5. Виды валидности.

6. Основные общенаучные методы.

7. Методологические принципы психологического исследования.

8. Классификация методов психологического исследования (по Ананьев Б.Г.).

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте этапы исследовательского процесса.

2. Назовите принципы научных исследований. Опишите структурные компоненты научных психологических исследований.

3. Опишите программу научного исследования: её структурные компоненты.

4. Назовите и охарактеризуйте типы научных исследований.

5. Что такое валидность? Какие виды валидности вы знаете?

6. Что такое метод исследования? Какие общенаучные методы исследований вы знаете?

7. Охарактеризуйте классификацию методов психологических исследований по Ананьеву Б.Г.

 

ТЕМА 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 

План.

1. Теоретические исследования.

2. Эмпирические исследования.

3. Виды неэкспериментальных методов исследования: наблюдение, опросные методы, архивный метод, проективные методы.

4. Психологические измерения.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и охарактеризуйте теоретические исследования: их цели, задачи и результаты.

2. В чем специфика и предназначение эмпирических исследований.

3. Охарактеризуйте возможности и ограничения неэкспериментальных методов исследования:

- наблюдения,

- опросных методов,

- архивного метода,

- проективных методов.

4. Какие виды психологических измерений вы знаете?

 

ТЕМА 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

 

План.

1. Организация исследования.

2. Идеальное исследование.

3. Эксплораторный и конфирматорный эксперименты.

4. Полевое исследование, истинный эксперимент.

5. Квазиэксперимент.

6. Гипотеза: виды гипотез.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте этапы организации экспериментального исследования.

2. Что такое экспериментальная выборка (разновидности, техники отбора участников в группы).

3. Дайте определение понятий зависимой и независимой переменных и способы их контроля.

4. Основные характеристики идеального исследования.

5. Охарактеризуйте эксплораторный и конфирматорный эксперименты

6. Что такое полевое исследование, каковы его характеристики.

Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента.

План.

Социально-психологические факторы, требующие контроля в эксперименте.

Факторы связанные с испытуемым.

Факторы, связанные с экспериментатором.

Способы контроля влияния факторов, связанных с испытуемым на результаты экспериментального исследования.

Способы контроля влияния факторов, связанных с экспериментатором на результаты экспериментального исследования.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите социально-психологические факторы, требующие контроля в эксперименте.

2. Перечислите и охарактеризуйте социально-психологические факторы связанные с испытуемым.

3. Перечислите и охарактеризуйте факторы, требующие контроля в эксперименте, связанные с экспериментатором.

4. Какие способы контроля влияния факторов, связанных с испытуемым на результаты экспериментального исследования вы знаете?

5. Перечислите способы контроля влияния факторов, связанных с экспериментатором на результаты экспериментального исследования.

 

Тема 6. Экспериментальные планы.

План.

1. Планы с одной независимый переменной.

2. Планы с несколькими независимыми переменными.

3. План для двух рандомизированных групп с предыдущим и итоговым тестированием.

4. План для четырех групп (план Р.Соломона).

5. План для нескольких рандомизированных групп.

6. План для двух соотнесенных групп.

7. Факторные планы. 

8. План для одного испытуемого с последовательными тестированиями в различных экспериментальных условиях.

9. Квазиэкспериментальные и неэкспериментальные планы.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте планы с одной независимый переменной. Приведите примет подобного исследования.

2. Охарактеризуйте планы с несколькими независимыми переменными. В каких случаях они применяются?

3. План для двух рандомизированных групп с предыдущим и итоговым тестированием: приведите пример.

4. План для четырех групп (план Р.Соломона). В каких случаях целесообразно его применение?

5. План для нескольких рандомизированных групп – дайте характеристику и приведите пример.

6. План для двух соотнесенных групп – основные особенности и применение, пример.

7. Факторные планы: что это такое? Какие отличительные черты? Предназначение.

8. План для одного испытуемого с последовательными тестированиями в различных экспериментальных условиях – приведите пример и ситуацию, в которой целесообразно применение данных видов исследований.

9. Квазиэкспериментальные и неэкспериментальные планы – охарактеризуйте.

 

Тема 7. Классификационная схема видов шкал.

План.

1. Номинативная шкала.

2. Порядковая шкала.

3. Шкала интервалов.

4. Шкала отношений.

5. Процедура субъективного шкалирования.

6. Тестирование как разновидность процедуры измерения характеристик объекта.

 

Контрольные вопросы:

1. К каких случаях целесообразно применение номинативных шкал? Приведите пример методик.

2. К каких случаях целесообразно применение порядковых шкал? Приведите пример методик в которых они используется.

3. Что такое шкала интервалов? Приведите пример методик. 

4. Опишите шкалу отношений. В каких случаях она используется?

5. Опишите процедуру субъективного шкалирования. Приведите пример.

6. Дайте характеристику тестированию как разновидности процедуры измерения характеристик объекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: