Неделя 7. Древние и кзотические алфавиты

 

На этой неделе мы немного отвлечёмся от основной темы и познакомимся с системами письменности, которые придумало человечество за свою историю. Во‑первых, это поможет ребёнку изучить что‑то новое и иногда блистать знаниями в подходящих случаях. А во‑вторых, тема этой недели позволит ребёнку немного передохнуть. Мы как раз прошли половину пути, и, действительно, надо сделать небольшую передышку.

Изучение древних и экзотических алфавитов интересно ещё и потому, что некоторые не очень опытные шифровальщики могут использовать такие алфавиты для засекречивания своих посланий. Если вы видите письмо, отправленное русским другому русскому, но написанное, например, при помощи деванагари, то первое, что можно сделать, это попытаться прочитать эти буквы письменности так, как это сделал бы индус. Возможно, что в результате такого прочтения проявятся именно русские слова, а не хинди или санскрит. В истории такое происходило не раз, в этом нет ничего удивительного.

Люди за свою историю изобрели огромное количество алфавитов и неалфавитных систем письма, которые использовались (и используются) для записи как существующих языков, так и искусственных, используемых только любителями. Далее я кратко охарактеризую системы письма без самих таблиц символов, поскольку считаю, что читатель, взявшийся за этот вопрос, самостоятельно может найти всю необходимую информацию в сторонних источниках.

На заре своего развития человек пользовался так называемыми пиктографической и идеографической системами письма, в которых смысл передавался при помощи рисунков, довольно натуралистично или же схематично отражающих содержание послания. Использование этих систем было очень непростым, поскольку можно было передать лишь общий смысл того, что задумал автор надписи, да и то не всегда. Затем постепенно формировались первые системы письменности – зачатки тех, какие мы знаем сегодня.

После пиктографического письма стало появляться письмо иероглифическое. Причина его появления, скорее всего, в том, что людям нужно было упростить запись текстов и передавать знания о письме друг другу (обучение). Так что в иероглифическом письме постепенно появлялись типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Однако такое письмо сохраняло существенный недостаток своего предшественника: поскольку знаки были оторваны от звучания слова, письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. А если в языке формы слов изменяются в зависимости от синтаксической роли, то к иероглифическим знакам приходилось добавлять большое количество модификаторов, обозначающих синтаксические отношения между словами.

Следующим шагом было использование слогового письма, когда один символ обозначал слог. Сегодня на Земле только в нескольких языках до сих пор используется этот тип письма (японский язык, большинство языков Индии, и даже в китайском языке «иероглифы» обозначают слоги). Тут может быть два варианта. Первый – в слоговом письме записываются только согласные слова, а гласные либо не записываются вовсе, либо для их обозначения применяются различные модифицирующие значки (диакритики). В основном таким методом пользуются семитские языки, в которых такой тип письма обусловлен также спецификой морфологии и словообразования. Второй вариант – это использование различных знаков для всего многообразия слогов в языке. По этому пути пошёл японский язык и многие другие азиатские языки (в том числе и китайский).

Наконец, вершиной развития письменной речи стало появление алфавитного письма, в котором отдельные знаки обозначали в основном фонемы или аллофоны: как согласные, так и гласные звуки. Этот вид письменности, похоже, впервые был использован в Древней Греции, когда стало понятно, что заимствованное финикийское (слоговое) письмо не слишком подходит для передачи изменяющихся греческих слов, в которых изменения часто затрагивали гласные звуки. Тогда древние греки ввели в свой алфавит специальные знаки для обозначения гласных звуков. Затем из греческого письма развились кириллица и латиница (и ещё несколько других, реже используемых систем письменности), и алфавитное письмо победно зашагало по миру.

Что же нужно будет сделать на этой неделе, чтобы дать ребёнку представление о различных алфавитах? Предлагаю следующий план:

1. Составить текст письма, которое будет отправлено ребёнку.

2. Выбрать три или четыре системы письма из числа слоговых и (или) алфавитных. Предлагаю на выбор: армянское письмо, германские руны, греческое письмо, грузинское письмо, деванагари, еврейское письмо, огамическое письмо, орхоно‑енисейское письмо, японское письмо (либо катакана, либо хирагана).

3. Для выбранных систем письменности составить прямые соответствия с буквами русского алфавита. Для тех букв русского алфавита, для которых нет соответствия, необходимо составить буквосочетания таким образом, чтобы можно было сделать однозначное сопоставление (вроде буквосочетаний CH, SH и т. д. в английском языке).

4. Записать при помощи выбранных алфавитных систем составленное письмо и отправить его.

Юному криптоаналитику нужно будет расшифровать полученное сообщение при помощи таблиц соответствия иноязычных символов буквам русской азбуки. Это упражнение поможет ему изучить системы письменности разных народов и культур мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: