Субъективный метод обследования

Методический материал для студентов по практическим занятиям

 

 

Учебная дисциплина: «Сестринское дело»

Специальность: «Сестринское дело»

 

Тема: «Сестринский процесс»

 

 

2008 – 2009 уч. год
Оглавление

 

1. Введение……………………………………………………………………. стр.   
2. Методический блок………………………………………………………… стр.  
4. Информационный блок…………………………………………………….. стр.  
5. Блок контроля эффективности обучения…………………………………. стр.
6. Литература…………………………………………………………………... стр.
7. Приложение…………………………………………………………………. стр.



Введение

 

Данная методическая разработка выполнена для практического занятия по предмету «Сестринское дело» для студентов 2-го курса «Лечебное дело» и «Сестринское дело».

 

Сестринский процесс является одним из основных понятий современной концепции сестринского дела.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от медсестры умения индивидуализировать, систематизировать уход.

Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентом, помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

 

 


 


Методический блок.

 

 

Предмет: «Сестринское дело»

 

Тема: «Сестринский процесс»

  

Вид занятия: «Практическое»

 

Количество часов: 6

 

Цели:

ЗНАТЬ:

- основные понятия и термины;

- цель сестринского процесса;

- этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа;

- значение стандартных планов ухода за пациентом;

 

УМЕТЬ:

- объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.

 

Мотивация: Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Сестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешнее проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей.

 

Место проведения: кабинет доклинической практики «Сестринское дело» №315. Зав. кабинетом Перепелова Ю.А

 

Оснащение занятия:

  1. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода;
  2. Учебное пособие С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»;
  3. Учебная сестринская история болезни;
  4. Дневник сестринского наблюдения;
  5. тонометр и фонендоскоп;
  6. ростомер;
  7. весы;
  8. температурный лист.

 


Литература для студентов:

1. Учебное пособие С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».

2. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода.

3. Учебно - методическое пособие по основам сестринского дела Том 1, 2. Москва ВУНМЦ 2000.

 

Домашнее задание:

1. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская стр. 301 - 308, читать:

 

                                                                                                                                              


 Информационный блок

  1. Первый этап сестринского процесса.
  2. Второй этап сестринского процесса.
  3. Третий этап сестринского процесса.
  4. Четвертый этап сестринского процесса.
  5. Пятый этап сестринского процесса.

 



Учебные цели.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

ЗНАТЬ:

- основные понятия и термины;

- цель сестринского процесса;

- этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа;

- значение стандартных планов ухода за пациентом;

 

УМЕТЬ:

- объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.

 


Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи.

 

В основе сестринского процесса находится пациент как личность, требующая комплексного подхода. Одним из непрерывных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов его семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринского вмешательства. Степень участия пациента в осуществлении сестринского процесса зависит от нескольких факторов:

  • взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия;
  • отношения пациента к здоровью;
  • уровня знаний, культуры;
  • осознания потребности в уходе.

Участие пациента в этом процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

Слово «процесс», от латинского processus – означает продвижение, в данном случае последовательные действия, этапы, предпринятые сестрой, для достижения определенного результата.

Сестринский процесс предусматривает четкую схему действий медсестры для достижения профессиональных целей. Иными словами сестринский процесс означает последовательную смену действий, выполняемых медсестрой по отношению к пациенту с целью предупреждения, облегчения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у него проблем и трудностей.

Сестринский процесс динамичен, так как любой его этап может быть пересмотрен и изменен после проведения текущей оценки. Это позволяет сестре своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.

 


Оценка состояния пациента.

Оценка – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.

Цель оценки – получение информации для оценки состояния пациента, или сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии здоровья пациента и определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе, а также их возможностей в оказании самопомощи.

Этапы сестринского процесса.

I Этап сестринского процесса.

Субъективный метод обследования.

Субъективный метод обследования – это беседа, во время которой сестра узнает биографические данные, необходимые ей для оценки пациента, а также сведения о его самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, то есть дает субъективную информацию, ощущения самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем. Субъективные данные зависят от эмоций и чувств человека, с которым беседует сестра.

Источником информации при субъективном обследовании может быть как сам пациент, так и члены его семьи, или медицинские работники. Семья пациента может быть первичным источником информации, особенно, если пациент – ребенок, тяжелобольной, или с нарушением познавательных способностей, или без сознания, или дезориентирован. В этих ситуациях только от членов семьи можно получить информацию об особенностях нормального состояния пациента и его состояния в период болезни, принимаемых им лекарственных средствах, аллергических реакциях. Семья может сообщить дополнительную информацию о том, как пациент обычно реагирует на изменения в состоянии здоровья и нарушения активности.

Для сестры очень важно получить как можно больше информации о пациенте, чтобы составить адекватный план сестринского ухода.

Цель беседы при поведении оценки:

  • установление отношений «сестра-пациент», в центре которых стоит здоровье пациента;
  • выработка адекватной самооценки пациентом его беспокойства и тревоги;
  • определение уровня ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;
  • получение информации, необходимой для составления адекватного плана ухода.

Поскольку субъективное обследование проводится в форме беседы, его результаты во многом будут зависеть от коммуникативных навыков медсестры, т.е. от ее умения слушать, задавать вопросы и т. д. Первое впечатление, которое складывается у пациента и его, близких при встрече с сестрой остается надолго. Поэтому очень важно, чтобы пациент сразу ясно почувствовал доброе и искреннее расположение.

Субъективный метод обследования проводится при помощи опроса.

Опрос – получение информации при опрашивании пациента. Опрос проводят по определенной схеме, т.е. вопросы задаются в определ5еннной последовательности:

· Общие сведения это часть истории болезни, так называемая паспортная часть. Включает в себя Ф.И.О. пациента, возраст, образование, семейное положение, профессию, место работы и жительства.

· Жалобы пациента. Их выявление дает представление об особенностях проявлений данного заболевания. Иногда жалобы настолько характерны, что на их основании можно предположить то или иное заболевание. В тоже время существует ряд жалоб так называемого общего характера – повышение Т тела до субфебрильной (37 - 38 С).

· Анамнез (история) болезни.

При расспросе пациента, прежде всего, необходимо выявить:

а) когда и с каких симптомов началось заболевание;

б) было ли начало острым или постепенным, малозаметным для пациента;

в) обязательно спрашивают, с чем сам пациент связывает данное заболевание.

Далее выявляют динамику симптомов:

а) их прогрессивное или регрессивное (обратное) развитие, какие с течением времени появились новые симптомы;

б) существенно установить какие симптомы являются доминирующими.

 

Следует иметь в виду, что некоторые хронические заболевания протекают волнообразно:

а) наблюдают периоды обострения, когда все или почти все симптомы усиливаются, могут появиться новые симптомы;

б) затем наблюдаются периоды ремиссии, во время которых «яркость» проявления симптомов стихает, симптомы исчезают или «стихают».

· Анамнез жизни.

Сначала опрашивают родителей пациента или близких родственников.

Выясняют, чем болели родители или близкие родственники, от какого заболевания умерли – это важно, т.к. некоторые болезни встречаются у близких родственников и может быть предрасположенность к ним.

Далее начинают расспрос о жизни самого пациента:

а) выясняют место рождения, возраст родителей при рождении пациента;

б) узнают, как пациент рос, развивался, а так же условия последующей жизни пациента – когда начал ходить, говорить, когда пошел в школу, когда началась трудовая деятельность;

в) расспрашивают о бытовых и жилищных условиях на всех этапах жизни пациента;

г) выясняют условия труда, влияние производственных вредностей;

д) так же выясняют характер питания пациента: регулярность, качественный и количественный состав, т.к. нерегулярное и не адекватное питание может привести к заболеваниям органов пищеварения;

е) выявляют вредные привычки: алкоголь, курение и т.д.;

ж) следует расспросить пациента о заболеваниях перенесенных в течение жизни и установить сопровождались ли они какими-либо осложнениями;

з) выясняют, живет ли пациент половой жизнью и на сколько регулярно, т.к. отклонения в половой жизни и не благоприятная обстановка в семье могут отразиться на здоровье;

и) у женщин так же узнают о времени начала менструального цикла, его длительности (в норме от 3 – 7 дней), периодичности (в норме 21 – 34 дня от начала последней менструации); были ли беременности, как они протекали, как проходили роды;

к) у пожилых людей необходимо узнать время наступления климактерического периода и его течение.

· Аллергологический анамнез.

При расспросе пациента очень важно узнать были ли у него аллергические реакции на прием лекарственных средств или какие-либо пищевые продукты, химические вещества, пыль, шерсть, пыльцу, растения.

Эти реакции могут выражаться в появлении крапивницы, зуда кожи, отека лица и т.д.

Выяснение этих факторов может иметь значение для распознавания заболеваний, в основе которых лежат аллергические реакции, а так же для того, чтобы избежать подобных реакций в будущем при проведении той или иной медикаментозной терапии.

Если были аллергические реакции на какие-либо лекарственные вещества необходимо выяснить:

а) название лекарства;

б) дозировку;

в) каково было их влияние.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: