Налог на имущество организаций

 

Сообщается о нововведениях в сфере налогообложения имущества. В части налога на имущество организаций необходимо учитывать, что с 1 января 2019 г.:

- движимое имущество исключено из объектов налогообложения;

- налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимости, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

- введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физлиц (письмо ФНС России от 6 августа 2018 г. N БС-4-21/15191@).

 

Налогоплательщики

 

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в установленном порядке и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Следовательно, если на балансе политической партии находится имущество, указанное в статье 374 НК РФ, то она является плательщиком налога на имущество организаций. Льгот по налогу на имущество организаций для политических партий НК РФ не установлено. Вместе с тем, при установлении налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и основания для их использования налогоплательщиками (письмо Минфина России от 12 июля 2018 г. N 03-05-06-01/48504).

 

Объект налогообложения

 

При администрировании налога в отношении объектов недвижимости, ликвидированных в связи со сносом, налоговые органы должны учитывать правовую позицию ВС РФ, согласно которой, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств.

Как указывается в судебном решении, право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи, поэтому в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта (письмо ФНС России от 24 сентября 2018 г. N БС-4-21/18577@).

 

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера. Сообщается, что объект концессионного соглашения и сумма износа такого объекта учитываются концессионером на забалансовых счетах. Данные об объекте концессионного соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-05-05-01/65526).

 

Объекты имущества, классифицированные некредитной финансовой организацией в качестве инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 "Инвестиционное имущество", 620 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи", 621 "Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено", основными средствами не являются и не признается объектом обложения налогом на имущество организаций. Исключение составляют жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-05-05-01/65190).

 

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 03-03-06/1/64030).

 

Определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве. Как поясняет финансовое ведомство, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

По вопросу обложения налогом на имущество организаций разъяснено следующее. Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в составе основных средств учитываются капвложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в том числе земельные участки и объекты природопользования, не подлежат амортизации (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-03-06/1/63821).

 

По вопросу применения налога на имущество организаций в отношении капвложений в неотделимые улучшения объекта недвижимости, осуществленных в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, разъяснено, что имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств. Для принятия к бухучету актива в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий, предусмотренных ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-11/62925).

 

Если иностранная организация имеет на территории России несколько постоянных представительств, через которые осуществляется строительная деятельность, исчисление и уплата налога на имущество организаций производится в отношении движимого имущества, находящегося по месту нахождения каждого постоянного представительства иностранной организации. Обращается внимание, что с 1 января 2019 года движимое имущество не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-05-05-01/56094).

 

Правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) не связаны с составлением протокола заседания комиссии организации, а должны устанавливаться в соответствии с нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости налоговым органам целесообразно устанавливать следующие обстоятельства: наличие записи об объекте в ЕГРН, а при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках).

Дополнительно в ходе налоговой проверки отчётности по налогу на имущество организаций налоговыми органами могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация) (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. N БС-4-21/14968@).

 

Основные средства облагаются налогом на имущество организаций до их выбытия в порядке, установленном правилами бухучета (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-05-05-01/54078).

 

Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций учтенные в качестве основных средств объекты имущества, в частности, земельные участки и объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения. Также сообщается, что для принятия к бухучету актива в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий, предусмотренных ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 18 июля 2018 г. N 03-05-05-01/50189).

 

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего ПИФ) у учредителя доверительного управления.

В рассматриваемой ситуации характер использования имущества, переданного в доверительное управление, которое до этого предназначалось для сдачи в аренду, не соответствует критериям признания и отражения в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

Следовательно, если имущество, переданное в доверительное управление, не учитывается в бухгалтерском учете доверительного управляющего в качестве основных средств, налог на имущество организаций учредителем доверительного управления в отношении этого имущества не уплачивается (письмо Минфина России от 13 июля 2018 г. N 03-05-05-01/48753).

 

Налоговая база, порядок ее определения

 

В отношении капвложений в многоярусный паркинг, учтенных в качестве самостоятельных инвентарных объектов (инженерные коммуникации и лифты), сообщается. По мнению Минтранса России парковки транспорта персонала и клиентов (в том числе парковки для такси, автобусов, служебных автомобилей) являются элементами аэровокзалов. Поэтому организация, на балансе которой в составе основных средств учтены введенные сооружения авиационной инфраструктуры, которые включает многоярусный паркинг, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на имущество организаций на сумму капвложений во вновь введенные сооружения с даты их ввода в эксплуатацию и постановки на баланс в качестве объектов основных средств, в том числе учтенных в качестве самостоятельных инвентарных объектов (письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-05-05-01/65341).

 

Капитальные вложения, произведенные арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества, учтенные в качестве основных средств арендатора, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в рамках договора аренды (письмо Минфина России от 30 июля 2018 г. N 03-05-05-01/53470).

 

По мнению финансового ведомства, с учетом правовой позиции ВС РФ, затраты, связанные с созданием на земельном участке поля для гольфа, в части затрат, связанных с покрытием многолетней газонной травой и зелеными насаждениями, созданием ливневых и перфорированных дренажей, систем ирригации, дорожек для гольфкаров, тренировочных полей, систем искусственных русел прудов и других аналогичных затрат), относятся к капитальным вложениям на улучшение земельного участка, формирующим первоначальную (остаточную) стоимость данного земельного участка.

При этом обращается внимание, что земельный участок, на котором создано гольф-поле, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Объекты инфраструктуры рядом с гольф-полем, в частности объекты недвижимого имущества - здания различного назначения, учтенные на балансе в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-05-05-01/52582).

 

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей обложения налогом на имущество определяется с 1 января 2015 года без учета таких затрат.

Обращается внимание, что проценты по займам, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору) при осуществлении инвестиций на сооружение основного средства, включаются в первоначальную стоимость основного средства в течение срока займа (кредитного договора) до ввода в эксплуатацию завершенного строительством объекта основных средств (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-05-05-01/49922).

 

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога исходя из кадастровой стоимости

 

Установления в статье 4.1 Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" норма, предусматривающая уменьшение в целях налогообложения общей кадастровой стоимости на величину кадастровой стоимости в определённом размере, является налоговой льготой (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-05-04-01/65555 (письмом ФНС России от 14 сентября 2018 г. N БС-4-21/17968@ направлено для сведения и руководства в работе)).

 

В отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. При этом каждое из условий, поименованных в п. 3 ст. 378.2 НК РФ, является самостоятельным основанием для признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром, в связи, с чем достаточно выполнения только одного из этих условий.

Для признания здания (строения, сооружения) административно-деловым центром исходя из вида разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования, присвоенный земельным участкам, на которых расположены соответствующие объекты, должен свидетельствовать о том, что земельный участок предназначен для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. При невозможности определения вида разрешенного использования земельного участка, в отношении объекта недвижимого имущества должны применяться другие критерии, указанные в НК РФ (письмо Минфина России от 3 августа 2018 г. N 03-05-04-01/54930).

 

Если объект недвижимого имущества не включен в перечень объектов недвижимости, облагаемых исходя из кадастровой стоимости, по состоянию на 1 января года налогового периода, то возможность включения объектов недвижимого имущества в соответствующий перечень, сформированный для прошедшего налогового периода, отсутствует.

Вместе с тем, с учетом позиции ВС РФ, если нормативный правовой акт субъекта РФ об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, предусматривает улучшающие положения для налогоплательщиков, то такой акт может иметь обратную силу (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-05-04-01/49877).

 

Установление в законах субъектов РФ особенностей определения налоговой базы в зависимости от применяемого режима налогообложения не соответствует положениям главы 30 НК РФ (письмо Минфина России от 16 июля 2018 г. N 03-05-04-01/49712 (письмом ФНС России от 18 июля 2018 г. N БС-4-21/13879@ направлено нижестоящим налоговым органам).

 

Если организация признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества не уплачивается, если имущество использовалось в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.

В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество организаций не применяется, в том числе в отношении административного здания, офисного помещения, гостиницы, общежития, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм чартера.

Имущество, находящееся на балансе сельхозпроизводителя и предназначенное для ведения деятельности, облагаемой ЕСХН, но временно переведенное на консервацию, не может рассматриваться как используемое в целях отличных от указанной предпринимательской деятельности, что подтверждается судебной практикой. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций (письма Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-05-04-01/52417, от 26 июля 2018 г. N 03-11-11/52630, от 09 июля 2018 N 03-05-04-01/47487 (письмом ФНС России от 10 июля 2018 г. N БС-4-21/13205@ направлено нижестоящим налоговым органам для сведения и руководства в работе)).

 

В рамках исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций на величину НДС не предусмотрено.

Кадастровая стоимость является конкретной величиной, определенной в установленном порядке и внесенной в ЕГРН.

Порядок применения кадастровой стоимости не предусматривает возможности использования для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.

В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения (письмо Минфина России от 6 июля 2018 г. N 03-07-14/47099).

 

Налоговая ставка

 

Право на применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 3 ст. 380 НК РФ; имущество указано в Перечне N 504.

При принятии решения о применении таких пониженных налоговых ставок целесообразно учитывать сложившуюся судебную практику, согласно которой необходимым условием для отнесения имущества к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, является их использование для передачи электроэнергии (письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-05-05-01/58977).

 

Установленные п. 3 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне N 504 объектов, относящихся к магистральным трубопроводам и к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой их технологической частью, вне зависимости от осуществления вида экономической деятельности (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-05-05-01/51101).

 

По мнению финансового ведомства, при соответствии объекта основных средств установленным требованиям законодательства РФ к магистральным трубопроводам и проектно-сметной документации, к указанному объекту основных средств применяется льготный режим обложения налогом на имущество организаций, предусмотренный п. 3 ст. 380 НК РФ. В случае если объект основных средств соответствует указанным требованиям и проектно-сметной документации с определенной даты (например, 1 января 2014 года), то и применение льготных налоговых ставок необходимо производить начиная с соответствующего налогового периода (письма Минфина России от 13 июля 2018 г. N 03-05-05-01/49268, от 13 июля 2018 г. N 03-05-05-01/48859, письмом ФНС России от 17 июля 2018 г. N БС-4-21/13793@ направлено нижестоящим налоговым органам в целях администрирования налога).

 

В целях применения п. 3 ст. 380 НК РФ организация в 2017 году вправе руководствоваться переходными ключами, утвержденными приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов" (письмо Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-05-05-01/58264).

 

Налоговые льготы и порядок их применения

 

Основанием для применения налоговой льготы по п. 23 ст. 381 НК РФ являются документы, свидетельствующие о том, что организация является и зарегистрирована в качестве управляющей компании ОЭЗ, а также то, что управляющая компания ОЭЗ учитывает не более десяти лет в качестве основных средств созданное в целях реализации Соглашения недвижимое имущество в соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ, актом передачи объекта недвижимости (актом ввода в эксплуатацию и др. первичным документам) на баланс управляющей компании созданного в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ недвижимого имущества.

Налоговая льгота применяется с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества на баланс управляющей компании ОЭЗ в качестве основных средств, в течение десяти лет (письмо Минфина России от 7 августа 2018 г. N 03-05-05-01/55641).

 

С 1 января 2015 г. на территориях Республики Крым и города Севастополя действует закон, предоставляющий налоговые льготы и преференции для лиц-участников СЭЗ с момента внесения их в единый реестр и до момента утраты статуса участника СЭЗ.

При налогообложении имущества организаций, включенных в реестр участников СЭЗ, может быть применена льгота по п. 26 ст. 381 НК РФ, в т.ч. в отношении имущества, учтенного на балансе организаций и приобретенного до получения статуса участников СЭЗ при условии использования его в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Льгота подлежит документальному подтверждению. Одним из документов, служащих основанием для применения льготы по налогу на имущество организаций, осуществляющих деятельность в СЭЗ, является инвестиционная декларация, в которой указывается общий объем капитальных вложений, а также перечень объектов, предполагаемых к использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта (письмо ФНС России от 2 августа 2018 г. N ЕД-4-15/14944@).

 

В 2018 году на территории города Москвы организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-05-05-01/52591).

 

Согласно правовой позиции ВС РФ в отношении нежилых зданий действующим законодательством не установлены правила определения классов энергетической эффективности, что препятствует применению к ним льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ (п. 5 письма ФНС России от 9 июля 2018 г. N СА-4-7/13130).

 

Налоговая декларация

 

Исчисление налога (авансовых платежей) и представление форм налоговой отчетности по налогу в отношении движимого имущества производится по месту постановки его на баланс (по местонахождению организации или обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс).

Отмечено, что раздел 2 декларации заполняется отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

При изменении местонахождения организации в срок 25.09.2015 в условиях установленных по новому местонахождению организации иных налоговых ставок в отношении движимого имущества, учитываемого на балансе организации, организация при представлении декларации по новому местонахождению должна заполнить два раздела 2 декларации, исчислив в одном из них среднегодовую стоимость движимого имущества с учетом его остаточной стоимости по состоянию на даты с 01.01.2015 по 01.09.2015 и сумму налога с учетом ставки по старому местонахождению организации, а во втором разделе 2 декларации при исчислении среднегодовой стоимости учесть остаточную стоимость имущества по состоянию на даты с 01.10.2015 по 31.12.2015 и исчислить налог с учетом ставки по новому местонахождению организации (письмо ФНС России от 7 августа 2018 г. N ПА-4-21/15298@).

 

Разъяснен порядок заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций. В строке 270 раздела 2 декларации отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе признаваемых объектом налогообложения по налогу основных средств, налоговая база в отношении которых исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, по состоянию на 31 декабря налогового периода и остаточная стоимость не признаваемого объектом налогообложения (объектов, включенных в первую или во вторую амортизационную группу). В аналогичном порядке заполняется строка 210 формы налогового расчета по авансовому платежу (письмо ФНС России от 1 августа 2018 г. N БС-4-21/14892@).

 

Земельный налог

 

Налоговые льготы

 

В связи с изменениями, внесенными в НК РФ, налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади участка, принадлежащего физлицам, относящимся к определенным категориям. При этом указанный вычет предоставляется налогоплательщикам (в том числе пенсионерам) с 2017 г.

Налоговые льготы носят заявительный характер. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ (п. 2 письма ФНС России от 10 сентября 2018 г. N БС-2-21/1528@, письма Минфина России от 8 августа 2018 г. N 03-05-06-02/56023, ФНС России от 7 сентября 2018 г. N БС-3-21/6281@).

 

Решение вопросов, связанных с освобождением от уплаты земельного налога многодетных семей, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых располагаются земельные участки, принадлежащие указанным лицам (письмо Минфина России от 5 сентября 2018 г. N 03-05-06-01/63257).

 

Налоговые преимущества, установленные на федеральном уровне, являются минимальными. Дополнительные налоговые преимущества могут быть установлены соответствующими представительными органами муниципальных образований (письма Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-05-06-01/58257, ФНС России от 3 августа 2018 г. N АС-17-21/202).

 

Вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу, в том числе для малоимущих граждан, многодетных и социально незащищенных граждан относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых установлен налог (письмо Минфина России от 30 июля 2018 г. N 03-05-06-01/53474).

 

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

 

Исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства или индивидуального жилищного строительства (осуществляемого физическими лицами), производится с учетом установленных НК РФ понижающих или повышающих коэффициентов (в зависимости от срока, в течение которого осуществляется строительство). Такие же коэффициенты применяются и при исчислении налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки". При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

При определении вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых применяется повышающий коэффициент при расчете налога, целесообразно применять положения Земельного кодекса РФ.

Основанием для неприменения указанных коэффициентов является наличие на земельном участке объекта жилой недвижимости и зарегистрированных прав собственности на него. При этом повышающий коэффициент не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, расчет налога по которым производится с учетом п. 16 ст. 396 НК РФ (письма Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-05-05-02/65404, N 03-05-05-02/65395, ФНС России от 22 августа 2018 г. N СД-4-21/16300@).

 

Земельный налог в отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, исчисляется налоговыми органами начиная с месяца открытия наследства (письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-05-04-02/58721).

 

В отношении земельного участка, приобретенного налогоплательщиком с разрешенным использованием, не предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство), независимо от последующего изменения такого вида разрешенного использования на разрешенное использование, предусматривающее жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство), коэффициент 2 при исчислении земельного налога не применяется (письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-05-05-02/58718).

 

Налоговая декларация

 

В письме ФНС России от 24 сентября 2018 г. N БС-4-21/18640@ сообщается об изменениях, внесенных в форму налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения. В частности, изменения позволяют учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости вследствие изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка. При этом предусмотрена возможность корректного исчисления налога. Также учитывается возникновение (прекращение) у налогоплательщика прав на участок (его долю) в течение налогового периода.

Предусмотрена возможность определения суммы налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в случае ее установления представительными органами муниципальных образований (городов федерального значения). Актуализированы коды категорий земель. Впервые сдать декларацию по обновленной форме необходимо за налоговый период 2018 года.

 

Прочее

 

В письме Федеральной налоговой службы от 6 августа 2018 г. N БС-4-21/15191@ представлена информация об изменениях, внесенных в НК РФ. В частности, с 1 января 2019 года установлено, что перерасчет ранее исчисленных физическим лицам земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм этих налогов. Введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физлиц.

Кроме того, уточнены льготные категории физлиц - плательщиков налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также категории объектов налогообложения, снижена налоговая нагрузка на владельцев гаражей и машино-мест. Скорректирован механизм расчета налога на имущество физических лиц для объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

 

Налоговые уведомления направляются одновременно с платежными документами на уплату налогов. Если применение налогового вычета при расчете налога в отношении земельного участка приводит к отсутствию суммы налога к уплате, оснований для включения в налоговое уведомление информации об указанном объекте недвижимости не имеется (письмо ФНС России от 5 сентября 2018 г. N БС-4-21/17222@).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: