Налог на имущество физических лиц

 

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

 

Порядок применения кадастровой стоимости не предусматривает возможности использования в т. ч. для целей налогообложения скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.

При установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения. Верховный Суд РФ указал, что само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объекта обложения НДС (письмо Минфина России от 6 июля 2018 г. N 03-07-14/47099).

 

Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

 

На территории субъектов РФ, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости, исходя из последних данных, представленных до 1 марта 2013 года.

Указанное ограничение обусловлено тем, что начиная с указанной даты расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не ведется.

Для актуализации инвентаризационной стоимости имущества применяется коэффициент-дефлятор (письмо Минфина России от 5 сентября 2018 г. N 03-05-03-01/63198).

 

Налоговые ставки

 

В отношении гаражей, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей, предельное значение налоговой ставки определяется в размере, не превышающем 2 процентов. При этом конкретные значения налоговых ставок устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (письма Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-05-04-01/64613, ФНС России от 28 сентября 2018 г. N БС-4-21/18944@, от 13 августа 2018 г. N ПА-4-21/15586@).

 

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения. Установление конкретных налоговых ставок, включая их дифференциацию, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления (письмо ФНС России от 27 июля 2018 г. N БС-3-21/5058@).

 

Налоговые льготы

 

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов, предусмотренных специальной нормой НК РФ (включая объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.), кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах. Если гараж расположен в таком объекте, то льгота применяется независимо от кадастровой стоимости гаража. Если гараж стоимостью более 300 млн руб. не расположен в упомянутых объектах налогообложения, то льгота не применяется.

При этом налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (письмо ФНС России от 28 сентября 2018 г. N БС-4-21/18944@).

 

Если индивидуальный предприниматель признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество физических лиц не уплачивается, при условии, что это имущество использовалось им в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях отличных от указанной предпринимательской деятельности. В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц не применяется (письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-05-06-01/65198).

 

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 1 письма ФНС России от 10 сентября 2018 г. N БС-2-21/1528@).

 

Решение вопросов, связанных с освобождением от уплаты налога на имущество физических лиц многодетных семей, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых располагается имущество, принадлежащее указанным лицам (письмо Минфина России от 5 сентября 2018 г. N 03-05-06-01/63257).

 

Налоговая льгота предоставляется в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: одной квартиры (либо комнаты), одного жилого дома, одного гаража или машино-места. Кроме того, налоговая льгота предоставляется в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оформления налоговой льготы необходимо представить заявление о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась). Налогоплательщик вправе также представить документы, подтверждающие его право на налоговую льготу, и уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого она предоставляется (при наличии нескольких объектов недвижимости одного вида). Уведомление необходимо представить в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении этого объекта применяется налоговая льгота (письма Минфина России от 30 августа 2018 г. N 03-05-06-01/61986, от 28 августа 2018 г. N 03-05-06-01/61135).

 

В отношении жилых домов, общая площадь которых менее 50 кв. метров, налогообложение не производится (письмо Минфина России от 27 августа 2018 г. N 03-05-06-01/60821).

 

Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, вправе воспользоваться своим правом на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, в случае если используемое им в предпринимательской деятельности помещение и здание, в котором расположено это помещение, не включены в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения (письмо Минфина России от 27 августа 2018 г. N 03-11-12/60674).

 

При возникновении права на налоговую льготу в предыдущих налоговых периодах перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 03-05-03-01/60363).

 

Налоговые преимущества, установленные на федеральном уровне, являются минимальными. Дополнительные налоговые преимущества могут быть установлены соответствующими представительными органами муниципальных образований (письмо Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-05-06-01/58257).

 

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются граждане, являющиеся получателями пенсии, в том числе страховой пенсии по случаю потери кормильца, вне зависимости от того, кому осуществляется доставка такой пенсии (письмо Минфина России от 15 августа 2018 г. N 03-05-04-01/57921).

 

В отношении творческих мастерских, на период их использования, установлена льгота по налогу на имущество физических лиц. Творческой мастерской может быть признано нежилое помещение, используемое для творческой деятельности. Условия отнесения таких помещений к творческим мастерским изложены в письмах Минфина России от 13 октября 2008 г. N 03-05-04-01/33 и от 30 августа 2017 г. N 03-05-06-01/55507 (письмо ФНС России от 9 августа 2018 г. N ПА-4-21/15483@).

 

Физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц вне зависимости от возраста, обязаны уплачивать налог в отношении находящегося в их собственности имущества. Правомочия по управлению данным имуществом, в том числе исполнение обязанности по уплате налога в отношении этого имущества, осуществляют родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей (письмо Минфина России от 6 августа 2018 г. N 03-05-06-01/55302, от 3 августа 2018 г. N 03-05-06-01/54825).

 

Вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, в том числе для малоимущих граждан, многодетных и социально незащищенных граждан относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых установлен налог (письмо Минфина России от 30 июля 2018 г. N 03-05-06-01/53474).

 

Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов незавершенного строительства на федеральном уровне не предусмотрены. Отсутствие на федеральном уровне такой льготы является одной из мер стимулирования собственников к завершению строительства объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них. Между тем такие льготы могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-05-06-01/49892).

 

Основанием для освобождения от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц индивидуального предпринимателя могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в целях ведения предпринимательской деятельности. Такими документами могут быть договоры с поставщиками, покупателями, платежные документы, свидетельствующие о получении дохода от предпринимательской деятельности.

В отдельных случаях это могут быть документы с указанием адреса конкретного помещения в качестве места приема - отпуска товаров или места выполнения трудовых функций работников налогоплательщика. Если же предпринимательскую деятельность в помещении ИП ведет самостоятельно, то подтвердить использование помещения можно договорами, документами деловой переписки с контрагентами, в которых этот объект упоминается как офис, магазин, производственный цех, адрес для поставки товаров и т.п. (письмо ФНС России от 3 июля 2018 г. N БС-3-21/4425@).

 

Порядок исчисления суммы налога

 

Исчисление налога на имущество физических лиц в отношении квартиры, расположенной в многоквартирном доме, подлежащем сносу, производится до внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности на такую квартиру (письмо Минфина России от 11 июля 2018 г. N 03-05-06-01/48273).

 

Прочее

 

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении объектов недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации. Исчисление налога производится на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, и представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет.

НК РФ не предусмотрено исчисление налога на имущество на основании информации, полученной в порядке, отличном от установленного. Также не предусмотрено формирование реестра земельных участков с неоформленными объектами недвижимого имущества и, следовательно, применение мер налоговой ответственности в отношении граждан, земельные участки которых включены в такой реестр (письма Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-05-03-01/61122, от 20 августа 2018 г. N 03-05-05-01/58720).

 

В письме Федеральной налоговой службы от 6 августа 2018 г. N БС-4-21/15191@ представлена информация об изменениях, внесенных в НК РФ. В частности, с 1 января 2019 года установлено, что перерасчет ранее исчисленных физическим лицам земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм этих налогов. Введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физлиц.

Кроме того, уточнены льготные категории физлиц - плательщиков налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также категории объектов налогообложения, снижена налоговая нагрузка на владельцев гаражей и машино-мест. Скорректирован механизм расчета налога на имущество физических лиц для объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

 

Страховые взносы

 

Плательщики страховых взносов

 

Индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям:

- с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников;

- за себя, исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период (письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 03-15-05/60386).

 

Иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, и получающие доходы в виде выплат (вознаграждений) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не являются плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию. При этом такие граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (письмо ФНС России от 20 августа 2018 г. N ПА-19-11/253@).

 

При осуществлении арбитража третейским судом без администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения между сторонами арбитража (которыми могут выступать организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) и третейскими судьями возникают гражданско-правовые, отношения, в рамках которых третейские судьи оказывают сторонам арбитража услуги по разрешению спора между ними.

В связи с этим выплаты гонораров, производимые сторонами арбитража в пользу третейских судей за осуществление третейского разбирательства, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг. При этом плательщиками страховых взносов являются стороны арбитража, в том числе физические лица, производящие данные выплаты третейским судьям (письмо Минфина России от 7 августа 2018 г. N 03-04-05/55652).

 

Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями, за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, освобождены от обязанности исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-11-11/51028).

 

При принятии общим собранием собственников дома решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу и, соответственно является страхователем, а председатель совета МКД застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с этим управляющая организация является плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя совета МКД в рамках трудовых отношений. Следовательно, управляющая организация представляет в налоговый орган по месту своей регистрации расчет по страховым взносам, в котором должна отражать информацию о всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе совета МКД (письма Минфина России от 12 июля 2018 г. N 03-15-06/48555, от 6 июля 2018 г. N 03-15-06/47011).

 

Объект обложения

 

Страховыми взносами ОПС, ОСС и ОМС облагаются выплаты иностранцам:

- постоянно или временно проживающим в России, отбывающим наказание за преступления, не приводящие к аннулированию разрешения на временное проживание или вида на жительство, и привлеченным к труду. При этом аннулирование такого разрешения осуществляется в случае, когда иностранный гражданин осужден, в частности, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

- временно пребывающим в России, отбывающим наказание в виде лишения свободы и привлеченным к труду, облагаются страховыми взносами на ОПС и ОСС.

Лицо, имеющее статус беженца лишается права на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, если оно осуждено за совершение преступления на территории России. В таком случае оно перестает быть застрахованным лицом в системе ОПС, ОСС, ОМС, и страховые взносы с выплат указанному лицу не начисляются (письмо ФНС России от 14 сентября 2018 г. N БС-4-11/17955@, от 10 сентября 2018 г. N 03-15-07/64829).

 

Оплата организацией расходов работника по использованию личного имущества в служебных целях не подлежит обложению страховыми взносами в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником, только при документальном подтверждении указанных расходов.

Размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающими право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях (письма Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-04-06/65168, N 03-04-06/65170).

 

Если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг соответственно с организацией или грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются (письма Минфина России от 5 сентября 2018 г. N 03-15-05/63535, от 24 июля 2018 г. N 03-15-06/51708).

 

Возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом, и, соответственно, подлежат обложению страховыми взносами (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. N БС-4-11/16963@).

 

Выплата социального пособия на погребение производится организацией, которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти. Данная выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку осуществляется в пользу физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. N БС-4-11/16962@).

 

Деятельность физических лиц - трейдеров не поименована в перечне плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не относится к предпринимательской и профессиональной деятельности. В связи с этим доходы от участия такого физического лица на торгах на финансовых рынках не являются объектом обложения страховыми взносами (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-15-05/61097).

 

Выплаты по договору авторского заказа и лицензионному договору о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности, производимые в пользу гражданина Республики Казахстан, осуществляющего деятельность на территории Республики Казахстан, без въезда в Российскую Федерацию, обложению страховыми взносами не подлежат (письмо Минфина России от 8 августа 2018 г. N 03-15-05/55885).

 

С выплат в пользу временно проживающих и работающих по трудовым договорам на территории России иностранных граждан, признанных высококвалифицированными специалистами, уплачиваются страховые взносы:

- на обязательное пенсионное страхование в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше данной предельной величины базы;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование не уплачиваются (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-04-06/54287).

 

Выплаты в пользу гражданина иностранного государства, выполняющего работы по гражданско-правовому договору дистанционно, то есть не пребывающего на территории Российской Федерации, страховыми взносами не облагаются (письма Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-04-06/54292, от 13 июля 2018 г. N 03-15-06/48881).

 

Компенсация, связанная с санаторно-курортным обслуживанием, выплачиваемая гражданским служащим, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Если организация производит выплату гражданскому служащему в виде компенсации его расходов на санаторно-курортное обслуживание членов семьи, то такая выплата также облагается страховыми взносами.

В случае, если организация перечисляет средства по оплате стоимости путевок членам семьи гражданского служащего в организацию, осуществляющую ее предоставление, то данная выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку осуществляется в пользу физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-15-07/52944).

 

Компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, производимые организацией, осуществляющей спортивную подготовку, врачам, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-04-06/49821).

 

Суммы вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателем своим работникам за неразглашение конфиденциальной информации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-15-05/49921).

 

Расчетный период

 

При реорганизации путем преобразования юридического лица создается новая организация (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения).

Расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года. Поэтому при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-15-07/63877).

 

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

 

Выплаты работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации расходов на оплату стоимости их проезда к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа не облагаются страховыми взносами.

Если организация производит такую оплату расходов члену семьи работника, то данная выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку оплата производится за физическое лицо, которое не состоит в трудовых отношениях с организацией.

В случае выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членов семей работников непосредственно самому работнику, данные выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-15-03/52785).

 

Если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками, не облагаются страховыми взносами в случае их документального подтверждения.

В случае отсутствия подтверждающих документов суммы указанных выплат не могут признаваться компенсационными и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Суточные, выданные сотруднику организации, работа которого имеет разъездной характер, в связи со служебными поездками, не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации (письмо Минфина России от 25 июля 2018 г. N 03-04-06/52242, п. 2 письма от 20 июля 2018 г. N 03-04-05/51201).

 

На выплаты по лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, произведенные в пользу наследников авторов, страховые взносы не начисляются (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-04-06/51902).

 

Надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы вахтовым методом, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором (письмо Минфина России от 13 июля 2018 г. N 03-04-06/49149).

 

Пониженные тарифы страховых взносов

 

Плательщик страховых взносов, основным видом экономической деятельности которого является либо деятельность в виде специализированных строительных работ (код ОКВЭД 43), либо деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код ОКВЭД 81) вправе применять в 2017-2018 годах пониженные тарифы страховых взносов при выполнении им одновременно следующих условий:

- соблюдение критерия о применении УСН;

- доля доходов от основного вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;

- доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн рублей (письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-15-06/65283).

 

Аптечная организация на ЕНВД вправе применять пониженные тарифы страховых взносов независимо от размера дохода от фармацевтической деятельности, но только в отношении выплат работникам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-15-06/65361).

 

Пониженные тарифы страховых взносов организация - участник СЭЗ, заключившая договор об условиях деятельности в СЭЗ на территории одного из субъектов Российской Федерации - Республики Крым или г. Севастополя, входящих в состав единой СЭЗ, вправе применять в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории единой СЭЗ, то есть на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ.

В отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых такой организацией в пользу физических лиц, осуществляющих такие же виды деятельности через обособленные подразделения за пределами Республики Крым и г. Севастополя, пониженные тарифы не применяются (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-15-07/64834).

 

Денежные средства, полученные организацией в виде оплаты вознаграждения экспедитора и возмещения транспортных услуг третьих лиц, учитываются и в доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, и в общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, принимая во внимание, что такой доход получен организацией при осуществлении основного вида экономической деятельности (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-15-05/64373).

 

В случае осуществления организацией - резидентом ТОСЭР наряду с деятельностью, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР, видов деятельности, не предусмотренных упомянутым соглашением, плательщику страховых взносов в целях применения различных тарифов страховых взносов к выплатам в пользу его работников необходимо вести раздельный учет выплат, начисленных в пользу лиц, занятых в видах экономической деятельности, поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и лиц, занятых в других видах деятельности (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-15-06/64366).

 

На все выплаты и вознаграждения, осуществляемые членам экипажа судна, зарегистрированного в РМРС (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах России), в связи с исполнением ими трудовых обязанностей членов экипажа судна, страховые взносы начисляются по тарифу 0,0%, независимо от наличия/отсутствия доходов по деятельности, указанной в пп.33 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 03-03-06/1/64030).

 

В целях применения пониженного тарифа страховых взносов полученный заем или кредит не может быть включен ни в общий объем доходов, ни в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку указанные средства подлежат возврату (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-15-06/63643).

 

Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (код в соответствии с ОКВЭД2 - 62, либо 63), не являющаяся вновь созданной, при соблюдении условий о доле доходов и средней численности работников по итогам девяти месяцев 2017 года (с января по сентябрь 2017 года), может применять пониженные тарифы страховых взносов с января 2018 года, независимо от применяемой ею системы налогообложения.

Организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода не выполняется хотя бы одно из условий, установленных НК РФ, а также в случае лишения государственной аккредитации. Право утрачивается с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или аннулирована государственная аккредитация (письма Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-15-06/63062, от 26 июля 2018 г. N 03-15-06/52579).

 

Организации, основным видом экономической деятельности которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, вправе применять в 2018 году пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении условий, установленных НК РФ (письмо Минфина России от 21 августа 2018 г. N 03-15-05/59164).

 

Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам - исполнителям работ по агентским договорам, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В случае применения организацией пониженных тарифов страховых взносов указанные тарифы страховых взносов также применяются и к выплатам по договорам гражданско-правового характера (письмо Минфина России от 17 августа 2018 г. N 03-15-06/58587).

 

В отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией - участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, не указанные в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, пониженные тарифы не применяются (письма Минфина России от 3 августа 2018 г. N 03-15-06/54940, от 2 августа 2018 г. N 03-01-11/54550).

 

В общий объем доходов для целей применения пониженных тарифов страховых взносов включаются доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при расчете налоговой базы при применении УСН. При этом денежные средства, полученные организацией в счет погашения ранее выданных беспроцентных кредитов, не могут быть включены как в общий объем доходов, так и в долю доходов в связи с осуществлением основного вида экономической деятельности, поскольку указанные средства являются собственными средствами (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-15-06/51465).

 

Дополнительные тарифы страховых взносов

 

На выплаты в пользу лиц, занятых на видах работ, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, дополнительные взносы начисляются полностью, в частности:

- если физлицо выполняет работы по договору гражданско-правового характера;

- за время нахождения физлица, занятого на вредных работах, в отпуске или командировке;

- если лицо в течение месяца занято на работах, не поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, но данный период занятости в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии;

- с выплат, произведенных в пользу лиц, выработавших льготный стаж для досрочного назначения пенсии, пенсия которым назначена, но продолжающих трудиться на работах с особыми условиями;

- с выплат, произведенных в пользу работников, у которых право на досрочное назначение пенсии зависит от определенного количества действий (полетов и т.п.).

В случае частичной занятости физлица в течение месяца как на работах, поименованных в подпунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, так и на работах, не поименованных в них, взносы по доптарифам на ОПС исчисляются со всех начисленных ему в этом месяце выплат пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на вредных видах работ (письмо Минфина России от 25 сентября 2018 г. N 03-15-07/68350).

 

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

 

В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы в этом случае не учитываются

Вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ (письма Минфина России от 12 сентября 2018 г. N 03-15-05/65390, от 4 сентября 2018 г. N 03-15-05/63068).

 

НК РФ не предусмотрен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для КФХ в зависимости от полученного им дохода.

В связи с этим, глава КФХ не уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-15-05/52562).

 

Предельная величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, определяется как разница между восьмикратным фиксированным размером страховых взносов и фиксированным размером страховых взносов, исчисленным плательщику за расчетный период (письмо ФНС России от 25 июля 2018 г. N БС-4-11/14364@).

 

Расчет по страховым взносам

 

Плательщик страховых взносов - адвокатское бюро обязано в установленный срок представлять в налоговый орган расчет по страховым взносам, в котором отражается информация о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и о суммах исчисленных страховых взносов. В случае отсутствия у адвокатского бюро выплат в пользу физических лиц по таким договорам в течение расчетного (отчетного) периода, адвокатское бюро обязано представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями.

Адвокатское бюро не включает в базу для исчисления страховых взносов, которая отражается в расчете по страховым взносам, суммы доходов адвокатов-партнеров. Это связано с тем, что адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов исходя из своего дохода от профессиональной деятельности (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-15-05/64489).

 

Показатели величины доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и общего дохода плательщиком страховых взносов на УСН указываются в приложении 6 к разделу 1 расчета по страховым взносам (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-15-06/63643).

 

Выплата социального пособия на погребение в сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, отражаемые в разделе 3 расчета по страховым взносам, плательщиком не включается. Указанные пособия отражаются по строке 090 "Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению" Приложения 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к разделу 1" расчета по страховым взносам за период, в котором осуществлены выплаты таких пособий (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. N БС-4-11/16962@).

 

Сведения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц представляются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

В случае лишения в установленном порядке в течение расчетного (отчетного) периода обособленного подразделения таких полномочий в расчет по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период и последующие отчетные периоды одного календарного года, представляемый головной организацией по месту своего нахождения, необходимо включать сведения в отношении работников всех обособленных подразделений, лишенных соответствующих полномочий (письмо ФНС России от 17 августа 2018 г. N ПА-4-11/16006).

 

На лиц, которые получают вознаграждения по гражданско-правовым договорам, не распространяется ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Показатели строк 010-070 приложения N 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам не заполняются. Однако в строке 180 подраздела 3.1 раздела 3 следует указать признак "2" - не являются застрахованными лицами (письмо ФНС России от 31 июля 2018 г. N БС-4-11/14783).

 

Обнаружение в текущем отчетном (расчетном) периоде необходимости удержать с работника при увольнении сумму излишне начисленных отпускных при предоставлении ему отпуска авансом в 2017 году не является обнаружением ошибки в определении базы для исчисления страховых взносов, поскольку в 2017 году база для исчисления страховых взносов определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работника именно в этом периоде.

При этом, учитывая, что в текущем отчетном периоде организацией принято решение не удерживать с работника всю сумму оплаты за отпуск, предоставленный в 2017 году авансом, не произойдет изменений в сведениях о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - работника в прошлом расчетном периоде. В связи с этим за прошлые периоды перерасчет страховых взносов не производится и внесения изменений в расчет по страховым взносам не требуется (письмо Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-15-06/52554).

 

В случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями (письмо ФНС России от 16 июля 2018 г. N БС-4-11/13691@).

 

Прочее

 

Решение о признании задолженности индивидуальных предпринимателей по страховым взносам, сформировавшейся до 01.01.2017, безнадежной к взысканию и ее списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-15-05/63648).

 

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП.

Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода в данном конкретном расчетном периоде (письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 03-15-05/60370).

 

На 2019-2024 годы предусмотрено продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 20,0% для некоммерческих организаций, применяющих УСН, и осуществляющих деятельность в области:

- социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

- благотворительности (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-15-06/54260).

 

Сумма возврата излишне уплаченных страховых взносов, учтенная налогоплательщиком в прошлые годы в составе расходов, учитывается в составе внереализационных доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в отчетном (налоговом) периоде ее получения (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-15-05/51526).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: