Советы по подготовке к экзамену (зачету)*(127)
Изучение курса "Основы права" в соответствии с учебным планом завершается экзаменом или зачетом по данной дисциплине.
Цель экзамена - ознакомиться со сложившейся у студентов системой понятий о праве и проверить качество полученных знаний. Это своего рода венец и конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебы. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов.
Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов усвоенные знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.), нормативной базы (законов и т.д.).
|
|
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену? По каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия? Каким образом в максимальной степени использовать программу курса? И проч. Попытаемся дать ответ на эти и некоторые другие вопросы.
Перед экзаменом на консультации обычно спрашивают, нужно ли заучивать учебный материал. И да и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определения понятий, ибо они фиксируют признаки, показывающие их суть и позволяющие отличить данное понятие от других.
|
|
Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий наращивает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе юридическая, имеет свою систему понятий. И студент, запоминая конкретную учебную информацию, приобщается к данной системе, вынужден подниматься до ее уровня, говорить на ее языке, а не пытаться объяснить суть той или иной категории на уровне обыденного понимания. Это может привести к искажению содержания рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные правовые проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизведения учебной информации и работы мысли.
Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается так называемому условно гарантированному запоминанию, т.е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет об информации, содержащейся в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т.п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, последнему необходимо научиться максимально использовать имеющиеся в ней сведения. Это обеспечивает студенту информационный минимум.
Следует распространить данный метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, субъект и степень сложности, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т.п. Помня о том, что они повторяются, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
Такие "палочки-выручалочки" не только позволяют упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом информацию, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к изучению конкретного учебного материала.
Для улучшения запоминания психологи предлагают определенные способы. Один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т.д. Иными словами, это психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других.
"Чем с большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, - писал известный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть "крючок", на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти"*(128).
Для того чтобы быть уверенным на экзамене или зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале к экзаменам и зачетам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят включаться в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы "свалить" проверочное испытание. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Важно помнить высказывание Л.Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
|
|
При подготовке к экзамену (зачету) следует прежде всего уделить особое внимание конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. Для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Поэтому изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.
На консультациях подчас задают вопрос: каким учебником пользоваться при подготовке? Однозначно ответить на него нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных научных школ, направлений, по-разному, в частности, интерпретирующих философские проблемы государства и права, поэтому в каждом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два учебных пособия или более.
|
|
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену (зачету) важно наряду с "живыми" лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать программу курса. Ведь она включает разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, сможет лучше сориентироваться, чем ему может помочь программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить материал. Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каких разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами, и применяя приемы "систематического и логического толкования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.
На экзамене (зачете) преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент в своем ответе заведомо опускает какую-либо деталь с той целью, чтобы преподаватель задал по соответствующему пропуску вопрос. Блестящий ответ на поставленный уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны - студент может сам попасть в "вырытую им яму". Речь идет, например, о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, слабо разработанном понятии.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение фактов, идей, понятий и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий;
7) культура речи.
Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом.
Ода шпаргалке
Шпаргалка (от польск. "бумажка", в разг. практике - "шпора", по-научному - дайджест или микроконспект) - один из способов предельного сжатия информации в минимальном объеме с максимальным сохранением ее содержания.
Умение "сворачивать" большие объемы информации в сжатые конспекты, а затем "разворачивать" их в полноценный письменный и устный ответ - полезный навык для любой профессии. Безусловно, он важен и при изучении основ права.
Шпаргалка-дайджест пригодится при написании курсовых и дипломных работ (для представления исходного материала в обозримом виде), при подготовке к семинару, научной конференции (в целях наглядной и четкой организации материала устного выступления), наконец, в ходе домашней подготовки к экзамену для "ударного" повторения накануне экзамена всего пройденного материала.
Практика свидетельствует, что шпаргалка-дайджест служит хорошим средством активизации памяти и других психологических ресурсов в напряженной стрессовой ситуации. Но реально помочь она может лишь тому, кто писал шпаргалку сам, а не воспользовался чужой, так как "сворачивание" и "разворачивание" информации - творческий процесс, а не механическое воспроизведение написанного кем-тотекста.
Вместе с тем крайне не рекомендуется пользоваться шпаргалкой непосредственно на экзамене. Реакция преподавателей на шпаргалку бывает чрезвычайно жесткой. Студенту, пойманному со шпаргалкой, как минимум, придется выслушать о себе массу неприятных вещей. Наш совет: как следует подготовиться и сдать предмет в обычном порядке, а шпаргалку использовать в качестве "шлифовальной бумажки" в целях доведения до блеска готового к сдаче "объекта".