Тема: Алгоритм разработки проекта и его структура

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характерные черты и сущность проектирования.Специфические особенности педагогических проектов.

2. Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности.

3. Виды проектов, их сходства и различия.

4. Структура проекта.

5. Алгоритм разработки проекта.

Практическая часть:

Работа в подгруппах по разработке проекта и его защита.

Цель: овладение методами разработки проекта, обучение вариантам формулировки целей, задач, ожидаемых результатов проекта.

Используемый алгоритм разработки проекта:

Шаг первый. Объединение в группы по 3 – 5 человек, выбор ведущего в группе.

Шаг второй. Выбор темы проекта каждой группой, обсуждение проектной идеи.

Шаг третий. Упражнение в формулировке цели и задач проекта.

Шаг четвертый. Определение результатов проекта. Для ранее обученных групп допускается проработка механизма реализации проекта.

Шаг пятый. Защита проекта каждой группой. Обсуждение перспектив проекта. Корректировка формулировок с целью согласования задач и результатов проекта.

Шаг шестой. Рефлексия. Тренинговое упражнение «Я доволен (удовлетворен) собой потому что…Участникам групп предлагается поделиться впечатлением о степени удовлетворенности своей работой в группе.

Задания для самостоятельной работы

1) Выбрать тему (придумать идею) для дальнейшей работы над проектом, написать актуальность проекта.

2) Найти источники по проектированию (книги, статьи в журналах, электронные ресурсы), составить список 10 различных источников.

3) Сделать аннотации к 3-5 источникам. Задание выполняется по подгруппам (1 подгруппа делает аннотации на книги, 2 – на статьи в журналах, 3 – на электронные ресурсы).

 

Пример аннотации книги

Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. - М.: Академия, 2005.

Аннотация: в пособии подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Текст содержит много примеров, также представлена история проектирования и личностные качества, необходимые участникам проекта. Задания и материалы приложений рассчитаны на организации различных форм самостоятельной работы.

 

Пример аннотации электронного ресурса

Семено, А.А. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов с использованием социально педагогического проектирования [Электронный ресурс] - режим доступа: labintegro.mordgpi.ru

В этом докладе говорится о технологии процесса обучения с помощью проектирования различных педагогических процессов, ориентированных на проявление знаний, умений и навыков студентов.

Пример аннотации статьи

Чалдышкина, Н.Н. Социальное проектирование в вузе как педагогическая инновация / Н.Н. Чалдышкина., С.А. Домрачева // Наука. Образование. Молодежь: сборник статей / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2011. – 364 с. – С. 75-82.

В статье раскрывается понятие педагогической инновации, отмечается содержание и назначение инноваций в системе высшего образования. Описан один из видов педагогических инноваций в предметном курсе вуза – социальное проектирование, представлены его примеры в педагогической практике; рассмотрены возможности формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе проектной деятельности.

Методические рекомендации по разработке проекта

Работа над созданием проекта начинается с изучения проблемы:

1. Описать необходимость проекта для территории, в целом для общества.

2. Обозначить обстоятельства, которые побудили написать проект.

3. Определить масштабы проекта.

4. Включить статистические и аналитические данные, ссылки на экспертов, ключевые научно-методические источники.

5. Определить, чьим потребностям служит проект.

6. Определить способ решения проблемы.

 

Литература

1. Александрова, Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.С. Александрова. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – 19 с.

2. Анисимов, О.С. Духовные основы проектирования образовательного процесса / О.С. Анисимов // Инновации в образовании. – 2001. – №3. – С.11-25.

3. Заир-Бек, Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов / Е.С. Заир-Бек // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 1995.

4. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. – 2001. – №5. – С. 75-98.

5. Монахов, В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя / В.М. Монахов, А.И. Нижников // Школьные технологии. – 2000. – №6. – С. 66-83.

 

Занятие № 2

Тема: Управление инновационными проектами

 

Вопросы для обсуждения:

1. Функция и структура инновационного проекта.

2. Способы определения цели и задач инновационного проекта.

3. Содержание и масштабы инновационного проекта.

4. Этапы разработки инновационного проекта. Фазы проектирования: фаза разработки, фаза реализации, фаза завершения.

5. Основные причины неудачной реализации инновационного проекта.

6. Основные разделы проекта и разработка его содержания.

7. Успешность реализации проекта.

8. Оценка результативности проекта.

Практическая часть:

Познакомиться с примерами проектирования образовательных систем в различных регионах. Законспектировать один из источников об опыте проектирования образовательных систем.

Задания для самостоятельной работы:

1) Сформулировать цель и задачи инновационного проекта, ожидаемые результаты.

2) Составить план-график реализации инновационного проекта, ожидаемые результаты.

3) Составить краткую аннотацию инновационного проекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: