Вопросы для обсуждения:
1. Характерные черты и сущность проектирования.Специфические особенности педагогических проектов.
2. Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности.
3. Виды проектов, их сходства и различия.
4. Структура проекта.
5. Алгоритм разработки проекта.
Практическая часть:
Работа в подгруппах по разработке проекта и его защита.
Цель: овладение методами разработки проекта, обучение вариантам формулировки целей, задач, ожидаемых результатов проекта.
Используемый алгоритм разработки проекта:
Шаг первый. Объединение в группы по 3 – 5 человек, выбор ведущего в группе.
Шаг второй. Выбор темы проекта каждой группой, обсуждение проектной идеи.
Шаг третий. Упражнение в формулировке цели и задач проекта.
Шаг четвертый. Определение результатов проекта. Для ранее обученных групп допускается проработка механизма реализации проекта.
Шаг пятый. Защита проекта каждой группой. Обсуждение перспектив проекта. Корректировка формулировок с целью согласования задач и результатов проекта.
|
|
Шаг шестой. Рефлексия. Тренинговое упражнение «Я доволен (удовлетворен) собой потому что…Участникам групп предлагается поделиться впечатлением о степени удовлетворенности своей работой в группе.
Задания для самостоятельной работы
1) Выбрать тему (придумать идею) для дальнейшей работы над проектом, написать актуальность проекта.
2) Найти источники по проектированию (книги, статьи в журналах, электронные ресурсы), составить список 10 различных источников.
3) Сделать аннотации к 3-5 источникам. Задание выполняется по подгруппам (1 подгруппа делает аннотации на книги, 2 – на статьи в журналах, 3 – на электронные ресурсы).
Пример аннотации книги
Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. - М.: Академия, 2005.
Аннотация: в пособии подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Текст содержит много примеров, также представлена история проектирования и личностные качества, необходимые участникам проекта. Задания и материалы приложений рассчитаны на организации различных форм самостоятельной работы.
Пример аннотации электронного ресурса
Семено, А.А. Особенности профессиональной подготовки социальных педагогов с использованием социально педагогического проектирования [Электронный ресурс] - режим доступа: labintegro.mordgpi.ru
В этом докладе говорится о технологии процесса обучения с помощью проектирования различных педагогических процессов, ориентированных на проявление знаний, умений и навыков студентов.
|
|
Пример аннотации статьи
Чалдышкина, Н.Н. Социальное проектирование в вузе как педагогическая инновация / Н.Н. Чалдышкина., С.А. Домрачева // Наука. Образование. Молодежь: сборник статей / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2011. – 364 с. – С. 75-82.
В статье раскрывается понятие педагогической инновации, отмечается содержание и назначение инноваций в системе высшего образования. Описан один из видов педагогических инноваций в предметном курсе вуза – социальное проектирование, представлены его примеры в педагогической практике; рассмотрены возможности формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе проектной деятельности.
Методические рекомендации по разработке проекта
Работа над созданием проекта начинается с изучения проблемы:
1. Описать необходимость проекта для территории, в целом для общества.
2. Обозначить обстоятельства, которые побудили написать проект.
3. Определить масштабы проекта.
4. Включить статистические и аналитические данные, ссылки на экспертов, ключевые научно-методические источники.
5. Определить, чьим потребностям служит проект.
6. Определить способ решения проблемы.
Литература
1. Александрова, Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.С. Александрова. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – 19 с.
2. Анисимов, О.С. Духовные основы проектирования образовательного процесса / О.С. Анисимов // Инновации в образовании. – 2001. – №3. – С.11-25.
3. Заир-Бек, Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов / Е.С. Заир-Бек // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 1995.
4. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. – 2001. – №5. – С. 75-98.
5. Монахов, В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя / В.М. Монахов, А.И. Нижников // Школьные технологии. – 2000. – №6. – С. 66-83.
Занятие № 2
Тема: Управление инновационными проектами
Вопросы для обсуждения:
1. Функция и структура инновационного проекта.
2. Способы определения цели и задач инновационного проекта.
3. Содержание и масштабы инновационного проекта.
4. Этапы разработки инновационного проекта. Фазы проектирования: фаза разработки, фаза реализации, фаза завершения.
5. Основные причины неудачной реализации инновационного проекта.
6. Основные разделы проекта и разработка его содержания.
7. Успешность реализации проекта.
8. Оценка результативности проекта.
Практическая часть:
Познакомиться с примерами проектирования образовательных систем в различных регионах. Законспектировать один из источников об опыте проектирования образовательных систем.
Задания для самостоятельной работы:
1) Сформулировать цель и задачи инновационного проекта, ожидаемые результаты.
2) Составить план-график реализации инновационного проекта, ожидаемые результаты.
3) Составить краткую аннотацию инновационного проекта.