Глава 5. О новом человеке

 

 

Как понять апостола Павла

 

Новая душа, новый человек, новое и старое – конечно же, это тема Нового Завета!

Новое как бы взрывает рамки старого, чтобы человек родился в новую жизнь, в новую область, где уже иные понятия о самой жизни.

В Евангелии это выражено сравнением с новыми мехами: Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк. 2: 22).

Молодое вино – оно бродит, пузырится. Налей его в старый кожаный мешок, в старые мехи – оно надует мешок до формы шара, так что на нем впору будет летать, но далеко не улетишь – порвется старый мешок от напряжения.

Нужны новые мехи и новые формы, тогда и произойдет рождение нового человека. Но такое рождение не происходит автоматически, помимо самого человека, без активного участия его человеческой свободы.

Тема нового и старого особенно сильно звучит в посланиях апостола Павла. Например, обращаясь к жителям города Ефеса, он говорит примерно так: если вы познали Христа, то перестаньте жить, как живут «ветхие» (старые) люди, вам надо отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 22–24).

Вообще Павел был великим изобретателем антиномий и контрастов. Он постоянно противопоставляет ситуации, вещи, людей и народы. Так, видит он противоположность в женах Авраама Агари и Сарре – одна рабыня, а вторая свободная (Гал. 4: 22–25), и потому сыновья их противостоят друг другу. Противоположны плоть и дух (Гал. 5: 16–23; Рим. 7: 14–8: 17), муж и жена (1 Кор. 11: 3–16; Еф. 5: 22–33), противоположно оправдание законом или верой (Рим. 3: 19–31). Целый набор таких противопоставлений находится во Втором послании к Коринфянам (напр., см. 2 Кор. 6: 14–16) – антиномичны тьма и свет, Христос и Велиар, верные и неверные.

Здесь же надо вспомнить и антиномию душевного и духовного человека, о которой я уже говорил. Павлу важно именно противопоставление, ведь антиномия – двигатель души. Человеку так проще идти – отталкиваясь от чего‑то, направляясь от одного полюса к другому. Вот Павел нам и помогает – создает контрасты, которые, как правило, легко понять в их противоречивости.

В наших дальнейших поисках особую роль будет играть найденный апостолом Павлом контраст «внешнего» человека и «внутреннего» (по сути, апостол Павел в своих рассуждениях приравнивает ветхого человека к внешнему, а нового – к внутреннему). Он часто говорит об этом в разных посланиях. Например, так: Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4: 16).

Обе пары возникли на живом примере новой, только рождающейся Церкви. Есть старая Церковь – ветхая синагога, и есть новая – построенная на Христе.

На самом деле всякая антиномия есть парадокс. Скажем, антиномия рабства и свободы – ведь она подобна полярности тьмы и света. Как можно перейти из тьмы к свету, если в данный момент вокруг тебя только тьма? Как из рабства перейти к свободе? Об этом я уже говорил – это возможно, если ты хоть однажды пережил радость этого состояния свободы. А ты его загадочным образом пережил, даже если это и стерлось из памяти. В этом загадка жизни – что Бог (не случайно в церковных текстах он называется «художник», что на славянском звучит как «хитрец»!) каким‑то «хитрым» образом устраивает такое переживание в жизни каждого из нас.

Я уже говорил, что жизнь христианина есть пройденный путь. В этом смысле переход от рабства к свободе есть переход от одного состояния к другому, от одной ступеньки к другой. Антиномия внешнего и внутреннего человека проясняет такой переход и делает его трудовым моментом нашей жизни. Она говорит: усилие должно быть постоянно направлено на движение от внешнего человека к внутреннему, направлено на себя. Тогда и совершится переход.

Посмотрим, что об этом говорит апостол Павел. Вот его слова: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7: 22–23).

Внутренний человек – это помощник, который помогает нам осуществлять волю Божию. А у внешнего свои задачи, он обслуживает множество членов тела, исполняет их желания и волю.

Есть две силы, которые действуют в человеке: одна притягивает нас к Богу, и когда она берет верх, то ей радуется ум – «находит удовольствие». Напомню, «ум» – это не рассудок, это орган духовного восприятия. Действительно, ведь мы радуемся тому, как нам хорошо, не рассудком, не мыслями, но радуемся всем своим существом. А есть другая сила, и если человек отдает предпочтение ей, то остается в том пространстве, где сильнее притяжение плоти. И в нас постоянно идет противостояние этих сил. Такое, что даже апостол Павел восклицает: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7: 15, 19, 24).

Казалось бы, действительно, если душа наша настолько больная, настолько ветхая, то что с ней можно сделать? Влачить существование в состоянии «внешнего» человека? Видимо, так оно и было бы, если бы в этих антиномиях апостола Павла не было последней части – человека! Сам Павел говорит: человек – ветхий или новый, но человек! Внешний или внутренний – но человек! А это значит, что последнее слово за человеком, и он должен напрягать свои силы, чтобы выбирать, куда ему идти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: