Тема 6. анализ рисков при управлении затратами (расходами)

 

Определения

Под расходами (экономическое понятие) понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия имущества или возникновения кредитных обязательств (за исключением уменьшения вкладов участников организации в ее уставный (складочный) капитал)[1].

Затраты (финансовое понятие) – денежное выражение расходов.  Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В табл. 3 приведена классификация затрат (расходов).

                                                     

Т а б л и ц а 3

Классификация затрат (расходов) в зависимости

От группировочных признаков

 

Признак классификации Виды затрат (расходов)
1.  По экономической роли в процессе производства 1. Основные 2. Накладные
2.  По способу включения в себестоимость 1. Прямые 2. Косвенные
3.  По отношению к объему производства 1. Переменные 2. Постоянные
4.  По роли в процессе производства 1. Производственно-коммерческие 2. Внепроизводственные (хозяйственные)

Основными называются затраты (расходы), непосредственно связанные с технологическим процессом производства.

Накладные затраты (расходы) образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Прямые затраты (расходы) – это затраты (расходы), которые объективно напрямую полностью можно отнести в себестоимость объекта отнесения.

Косвенные затраты (расходы) напрямую нельзя полностью отнести на анализируемый объект, они являются условием существования организации. Косвенные затраты (расходы) предназначены для различных целей, их нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, договора, клиента и пр.

Объекты отнесения затрат (расходов)

1. Экономический продукт. В этом случае прямые затраты (расходы) к экономическому продукту – это затраты (расходы), которые непосредственно участвуют в процессе производства данного продукта.

Косвенные затраты (расходы) напрямую не участвуют в производстве данной продукции.

2. Вид деятельности (вид бизнеса). В этом случае прямые затраты (расходы) – это затраты (расходы), которые непосредственно участвуют в данном виде деятельности.

3. Объекты строительства, проектирования. В этом случае прямые затраты (расходы) – это затраты (расходы), которые непосредственно участвуют в данном объекте.

4. Структурное подразделение. В этом случае прямые затраты (расходы) – это затраты (расходы), которые непосредственно относятся к данному структурному подразделению.

5. Юбилейные и прочие мероприятия. В этом случае прямые затраты (расходы) – это затраты (расходы) непосредственно на данное мероприятие.

В практике отнесения прямых затрат (расходов) к различным объектам важно определить их принадлежность к производственным и внепроизводственным (хозяйственным) направлениям жизнедеятельности, т. е. классифицировать затраты (расходы) по их роли в процессе производства. Так, прямыми для продукции, видов деятельности, объектов строительства являются производственно-коммерческие статьи затрат (расходов), а для обеспечения жизнедеятельности структурных подразделений и юбилейных мероприятий – внепроизводственные (хозяйственные) статьи затрат (расходов).

Переменные затраты (расходы) в сумме изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства.

Постоянные затраты (расходы) в сумме не изменяются прямо пропорционально изменению уровня деловой активности.

Точка безубыточности – точка, в которой выручка от реализации продукции (поступления денежных средств) равна понесенным расходам (затратам).

Производственная мощность – верхний предел объема производства организации при данном реально существующем объеме производственных ресурсов.

Релевантные уровни – это уровни деловой активности (объема производства), с которыми организация, скорее всего, предполагает работать.

Маржинальная прибыль (маржинальный финансовый результат) – разница между выручкой (поступлениями денежных средств) и переменными (в нашей идеологии прямыми) расходами (затратами денежных средств).

Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает, каким будет прирост операционной прибыли организации в зависимости от конкретного прироста объема продаж при сложившейся структуре расходов.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите классификацию затрат (расходов).

2. Как проводится анализ рисков при управлении затратами (расходами)?

3. Может ли анализ безубыточности выступать инструментом управления финансовыми рисками?

4. Как в управлении рисками используется маржинальная теория и эффект операционного рычага?

 

Тест

1. Маржинальная прибыль – это (укажите правильный ответ):

a) верхний предел объема производства организации при данном реально существующем объеме производственных ресурсов;

б) точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным расходам;

в) объем производства, с которым организация, скорее всего, предполагает работать;

г)  превышение выручки от реализации над всеми переменными расходами, связанными с данным объемом производства.

 

2. Прямые производственные затраты – это затраты (отметьте справедливые утверждения):

а) которые в сумме изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства;

б) которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им;

в) непосредственно связанные с технологическим процессом производства;

г) непосредственно участвующие в процессе производства данной продукции;

д) непосредственно не участвующие в процессе производства данной продукции;

е) которые в сумме не изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства.

 

3. Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ìîùíîñòü – ýòî (укажите правильный ответ):

а)   верхний предел объема производства организации при данном реально существующем объеме производственных ресурсов;

б) точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным расходам;

в) объем производства, с которым организация, скорее всего, предполагает работать;

г) превышение выручки от реализации над всеми переменными расходами, связанными с данным объемом производства.

 

Задача 1

На 07 июня портфель заказов организации составляет 100 шт. изделий. План, равный производственным возможностям компании данного квартала, – 150 шт. Производственный период – не более 5 дней, организация работает на условиях 100%-ной предоплаты. В табл. 4 представлены исходные данные.

 

                                                                                        Т а б л и ц а  4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: