«Комплексный риск-анализ организации»
По данным бухгалтерской отчетности за период не менее 9 кварталов провести риск-анализ производственно-хозяйственной деятельности организации и построить прогноз основных показателей развития на два квартала бюджетного периода.
1. Идентификация профиля рисков по формам бухгалтерской отчетности.
2. Горизонтальный и вертикальный анализ организации по данным бухгалтерской отчетности.
3. Использование финансово-экономического анализа относительных показателей (коэффициентов) для выявления рисков и неблагоприятных последствий по ним.
4. Построение блок-схемы функционального взаимодействия структурных подразделений компании по проведению риск-анализа.
5. Применение эконометрического моделирования для исследования рисков. Трендовые и регрессионные модели прогнозирования финансово-экономического результата.
6. Экспертные оценки уровня возможных финансовых потерь в прогнозном периоде.
7. Оценка уровня угрозы банкротства по модели Альтмана.
|
|
8. Аналитическая записка руководству компании для принятия управленческого решения с рекомендациями по управлению выявленными рисками.
Тема 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РИСК-АНАЛИЗ
Определения
Управлять – значит предвидеть.
Планирование – это определение набора состояний и событий исследуемого объекта, которые должны иметь место в достижении поставленных для него целей. Основной вопрос, на который должно отвечать планирование: что и кем должно быть сделано, и к какому сроку?
На рис. 1 приведена схема внутрифирменного планирования.
Оперативное Текущее Стратегическое
планирование планирование планирование
(сделки) (бюджеты)
Бизнес-планирование
Рис. 1. Система внутрифирменного планирования
Каждый элемент данной системы включает и финансовое, и экономическое планирование.
Рассмотрим следующие элементы планирования:
I. Стратегическое планирование.
Период планирования 3–5 лет, планы агрегированные.
Прописывается миссия (предназначение). Определяются цели компании.
Свот-анализ – маркетинговый анализ рынка (сегменты, на которые организация собирается работать, в том числе территориальный сегмент).
Стратегическому планированию присущи принципы альтернативности (оптимистичная альтернатива, пессимистическая, наиболее вероятностная).
Альтернативы отличаются политическими, рыночными, валютными и пр. составляющими.
|
|
II. Текущее планирование (бюджеты).
Определим бюджет как финансово-экономический документ, отражающий запланированные действия предприятия по достижению поставленных на следующий год целей.
Бюджетирование –это процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности организации.
Модель сводного бюджета включает: финансовый бюджет (бюджет движения денежных средств по видам деятельности и центрам ответственности), экономический бюджет (бюджет доходов и расходов по видам деятельности и центрам ответственности), прогнозный баланс.
III. Оперативное планирование (сделки).
Оперативное планирование включает планирование сделок, оперативное отслеживание исполнения бюджетов (план-факт анализ), а также выявляет состав основных рисков, присущих производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия и их учет во внутрифирменном планировании.
Контроль оперативного планирования осуществляется на основе внутрифирменного управленческого учета.
Под системой управленческого учета будем понимать информационную систему управления организации, объединяющую все элементы финансово-экономического планирования, учета и контроля.
IV. Бизнес-планирование – планирование отдельно взятого вида деятельности или его направления.
Системе внутрифирменного планирования присущи как систематические, так и несистематические риски.
1. Систематические (рыночные, не зависящие от деятельности предприятия) риски: инфляционный, валютный, процентный, налоговый.
2. Несистематические (специфические, зависящие от деятельности конкретного предприятия) риски: риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатежеспособности, кредитные риски.
Профессиональные риски – некачественное исполнение сотрудниками организации своих должностных обязанностей.
Риск неисполнения контрагентом своих обязательств – срыв контрагентом плана поставки оплаченного сырья, несвоевременный расчет за отпущенную организацией в кредит продукцию.
Контрольные вопросы
1. Определите сущность планирования.
2. Приведите примеры экономико-математических моделей оптимального финансового планирования предприятия с учетом рисков.
3. Как осуществляется контроль и корректировка финансового плана предприятия при наступлении неблагоприятного события?
4. Как оценить меру риска по имеющимся обязательствам предприятия и контрагентов по системе оперативного финансово-экономического планирования?
5. Какова роль профессиональных рисков при исполнении обязательств компании?
6. Раскройте роль финансового контроля в выявлении неблагоприятных последствий рисков.
7. Определите систематические и несистематические риски.
Тест
1. Профессиональным риском является:
А. Риск возможных финансовых потерь.
Б. Риск неисполнения или некачественного исполнения собственных внутренних и внешних обязательств предприятия.
В. Некачественное исполнение сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей.
Выберите правильный ответ:
I. А, Б, В.
II. Б, В.
III. В.
2. Что понимается под риском неисполнения контрагентом своих обязательств?
А. Отказ от заключения сделки.
Б. Несвоевременный расчет за отпущенную предприятием в кредит продукцию.
В. Срыв контрагентом плана поставки оплаченного сырья.
Выберите правильный ответ:
I. А.
II. А, Б, В.
III. Б, В.
3. Управленческий учет – это (выберите правильный ответ):
а) система налогового и бухгалтерского учета;
б) система управления организацией, объединяющая все элементы планирования, учета и контроля;
в) система учета и документооборота организации.
Деловая ситуация 5
«Формирование программы по внедрению
рыночной модели бюджетирования»
|
|
В организации наступил этап формирования бюджетной модели следующего финансового года.
Основная масса сотрудников были не удовлетворены существующим в организации методом планирования от достигнутого и котловым методом учета затрат и расходов.
Руководство создало рабочую группу по построению рыночной модели бюджетного и оперативного планирования во главе с заместителем генерального директора по экономике и финансам и дало задание разработать программу внедрения новой бюджетной модели.
Дайте ваши обоснованные предложения по формированию рыночной модели планирования и учета.