Исследовательский проект 1

«Комплексный риск-анализ организации»

По данным бухгалтерской отчетности за период не менее 9 кварталов провести риск-анализ производственно-хозяйственной деятельности организации и построить прогноз основных показателей развития на два квартала бюджетного периода.

1.  Идентификация профиля рисков по формам бухгалтерской отчетности.

2.  Горизонтальный и вертикальный анализ организации по данным бухгалтерской отчетности.

3. Использование финансово-экономического анализа относительных показателей (коэффициентов) для выявления рисков и неблагоприятных последствий по ним.

4. Построение блок-схемы функционального взаимодействия структурных подразделений компании по проведению риск-анализа.

5.  Применение эконометрического моделирования для исследования рисков. Трендовые и регрессионные модели прогнозирования финансово-экономического результата.

6.  Экспертные оценки уровня возможных финансовых потерь в прогнозном периоде.

7.  Оценка уровня угрозы банкротства по модели Альтмана.

8. Аналитическая записка руководству компании для принятия управленческого решения с рекомендациями по управлению выявленными рисками.

 

 

Тема 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РИСК-АНАЛИЗ

 

Определения

Управлять – значит предвидеть.

Планирование – это определение набора состояний и событий исследуемого объекта, которые должны иметь место в достижении поставленных для него целей. Основной вопрос, на который должно отвечать планирование: что и кем должно быть сделано, и к какому сроку?

 


  На рис. 1 приведена схема внутрифирменного планирования.

 

 

Оперативное                       Текущее                   Стратегическое

планирование                       планирование                планирование

(сделки)                           (бюджеты)


Бизнес-планирование

 

 

Рис. 1. Система внутрифирменного планирования

 

Каждый элемент данной системы включает и финансовое, и экономическое планирование.

Рассмотрим следующие элементы планирования: 

I. Стратегическое планирование.

Период планирования 3–5 лет, планы агрегированные.

Прописывается миссия (предназначение). Определяются цели компании.

Свот-анализ – маркетинговый анализ рынка (сегменты, на которые организация собирается работать, в том числе территориальный сегмент).

Стратегическому планированию присущи принципы альтернативности  (оптимистичная альтернатива, пессимистическая, наиболее вероятностная).

Альтернативы отличаются политическими, рыночными, валютными и пр. составляющими.

II. Текущее планирование (бюджеты).

Определим бюджет как финансово-экономический документ, отражающий запланированные действия предприятия по достижению поставленных на следующий год целей. 

Бюджетирование   –это процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности организации.

Модель сводного бюджета включает: финансовый бюджет (бюджет движения денежных средств по видам деятельности и центрам ответственности), экономический бюджет (бюджет доходов и расходов по видам деятельности и центрам ответственности), прогнозный баланс.

III. Оперативное планирование (сделки).

Оперативное планирование включает планирование сделок, оперативное отслеживание исполнения бюджетов (план-факт анализ), а также выявляет состав основных рисков, присущих производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия и их учет во внутрифирменном планировании.

Контроль оперативного планирования осуществляется на основе внутрифирменного управленческого учета.

Под системой управленческого учета будем понимать информационную систему управления организации, объединяющую все элементы финансово-экономического планирования, учета и контроля.

IV.  Бизнес-планирование – планирование отдельно взятого вида деятельности или его направления.

Системе внутрифирменного планирования присущи как систематические, так и несистематические риски.

1. Систематические (рыночные, не зависящие от деятельности предприятия) риски: инфляционный, валютный, процентный, налоговый.

2.  Несистематические (специфические, зависящие от деятельности конкретного предприятия) риски: риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатежеспособности, кредитные риски.

Профессиональные риски – некачественное исполнение сотрудниками организации своих должностных обязанностей.

Риск неисполнения контрагентом своих обязательств – срыв контрагентом плана поставки оплаченного сырья, несвоевременный расчет за отпущенную организацией в кредит продукцию.



Контрольные вопросы

1. Определите сущность планирования.

2. Приведите примеры экономико-математических моделей оптимального финансового планирования предприятия с учетом рисков.

3. Как осуществляется контроль и корректировка финансового плана предприятия при наступлении неблагоприятного события?

4. Как оценить меру риска по имеющимся обязательствам предприятия и контрагентов по системе оперативного финансово-экономического  планирования?

5. Какова роль профессиональных рисков при исполнении обязательств компании?

6. Раскройте роль финансового контроля в выявлении неблагоприятных последствий рисков.

7. Определите систематические и несистематические риски.

 



Тест

1. Профессиональным риском является:

А. Риск возможных финансовых потерь.

Б.  Риск неисполнения или некачественного исполнения собственных внутренних и внешних обязательств предприятия.

В. Некачественное исполнение сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей.

Выберите правильный ответ:

I.  А, Б, В.

II. Б, В.

III. В.

 

2. Что понимается под риском неисполнения контрагентом своих обязательств?

А. Отказ от заключения сделки.

Б. Несвоевременный расчет за отпущенную предприятием в кредит продукцию.

В. Срыв контрагентом плана поставки оплаченного сырья.

Выберите правильный ответ:

I. А.

II. А, Б, В.

III. Б, В.

 

3. Управленческий учет – это (выберите правильный ответ):

а) система налогового и бухгалтерского учета;

б) система управления организацией, объединяющая все элементы планирования, учета и контроля;

в)  система учета и документооборота организации.

 

Деловая ситуация 5

«Формирование программы по внедрению

рыночной модели бюджетирования»

В организации наступил этап формирования бюджетной модели следующего финансового года.

Основная масса сотрудников были не удовлетворены существующим в организации методом планирования от достигнутого и котловым методом учета затрат и расходов.

Руководство создало рабочую группу по построению рыночной модели бюджетного и оперативного планирования во главе с заместителем генерального директора по экономике и финансам и дало задание разработать программу внедрения новой бюджетной модели.

Дайте ваши обоснованные предложения по формированию рыночной модели планирования и учета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: